Использования игр на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 19.88 Кб (Скачать)

Психологические особенности младшего школьного возраста.

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе. 

Начало обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, выполнение которых  получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений  с окружающими людьми. Безусловный  авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее  значение для ребенка начинают приобретать  сверстники, возрастает роль детского сообщества 

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной  деятельности, столь сильная в  первом классе, начинает снижаться. Это  связано с падением интереса к  учебе и с тем, что у ребенка  уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для  того чтобы этого не происходило  учебной деятельности необходимо придать  новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает  того, что младший школьник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. 

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». 

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. 

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит  в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. 

Младший школьный возраст  сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение. 

Трудность выделения  главного, существенного отчетливо  проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника  — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности  устного пересказа у младших  школьников, заметила, что краткий  пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко —  это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого  дети не умеют. 

Отмеченные особенности  мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности  в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. 

В этом возрасте происходит появление и другого важного  новообразования — произвольного  поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные  ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это  связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию  в группе сверстников. То есть их поведение  так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. 

С формированием  у младших школьников произвольного  поведения тесно связаны такие  новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. 

Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зрения его  результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. 

Ребенок начинает активно  размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок  не такой, как внутренне. Именно эти  изменения в личности ребенка  часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что  хочется, к капризам. «Негативное  содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.». 

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок  в этом возрасте очень сильно подвержен  внешнему влиянию. Именно благодаря  этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских  интересов играет учитель, хотя степень  их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. 

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. 

В сознании ребенка  закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок  начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление  личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение  взрослого к поступкам ребенка  определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное  пространство ребенка расширилось  — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками  по законам четко формулируемых  правил». 

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится  к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые  групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести  себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». 

Дети стремятся  к совершенствованию навыков  тех видов деятельности, которые  приняты и ценятся в привлекательной  для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. 

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается  направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. 

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  участвует в новых деловых  отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и  ребенок просто вынужден учиться  развивать свои способности и  качества. 

Таким образом, младший  школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного  детства. 

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим  характером учебной деятельности и  являются во многом определяющими для  последующих лет обучения: к концу  младшего школьного возраста ребенок  должен хотеть учиться, уметь учиться  и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.  

Информация о работе Использования игр на уроках иностранного языка