Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества
Психологические особенности младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом
обучения в начальной школе, устанавливаются
в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
В этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе.
Начало обучения
в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых
получает общественную оценку. На протяжении
младшего школьного возраста начинает
складываться новый тип отношений
с окружающими людьми. Безусловный
авторитет взрослого постепенно
утрачивается и к концу младшего
школьного возраста все большее
значение для ребенка начинают приобретать
сверстники, возрастает роль детского
сообщества
Ведущей в младшем
школьном возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие
изменения, происходящие в развитии
психики детей на данном возрастном
этапе. В рамках учебной деятельности
складываются психологические
Согласно Л.С. Выготскому,
с началом школьного обучения мышление
выдвигается в центр сознательной деятельности
ребенка. Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее
в ходе усвоения научных знаний, перестраивает
и все другие познавательные процессы:
«память в этом возрасте становится мыслящей,
а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву,
на протяжении младшего школьного возраста
в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие
всех его свойств: особенно резко (в
2,1 раза) увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны
достаточно долго сохранять внимание
и выполнять произвольно
В младшем школьном
возрасте память, как и все другие
психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их состоит
в том, что память ребенка постепенно
приобретает черты
Младший школьный возраст
сензитивен для становления высших форм
произвольного запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению мнемической
деятельностью является в этот период
наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и
Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических
приемов, или способов организации запоминаемого
материала: группировка, выделение опорных
пунктов, составление плана, классификация,
структурирование, схематизация, установление
аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование,
достраивание запоминаемого материала,
серийная организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения
главного, существенного отчетливо
проявляется в одном из основных
видов учебной деятельности школьника
— в пересказе текста. Психолог
А.И. Липкина, исследовавшая особенности
устного пересказа у младших
школьников, заметила, что краткий
пересказ дается детям гораздо труднее,
чем подробный. Рассказать кратко —
это значит выделить основное, отделить
его от деталей, а именно этого
дети не умеют.
Отмеченные особенности
мыслительной деятельности детей являются
причинами неуспеваемости определенной
части учащихся. Неумение преодолеть
возникающие при этом трудности
в учении приводят иногда к отказу
от активной мыслительной работы. Учащиеся
начинают использовать различные неадекватные
приемы и способы выполнения учебных заданий,
которые психологи называют «обходными
путями», к их числу относится механическое
заучивание материала без его понимания.
Дети воспроизводят текст почти наизусть,
дословно, но при этом не могут ответить
на вопросы по тексту. Еще один обходной
путь — выполнение нового задания тем
же способом, каким выполнялось какое-нибудь
задание раньше. Помимо этого, учащиеся
с недостатками мыслительного процесса
при устном ответе пользуются подсказкой,
стараются списать у товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит
появление и другого важного
новообразования —
С формированием
у младших школьников произвольного
поведения тесно связаны такие
новообразования, как планирование
результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить
свой поступок с точки зрения его
результатов и тем самым
Ребенок начинает активно
размышлять по поводу своих действий,
утаивать свои переживания. Внешне ребенок
не такой, как внутренне. Именно эти
изменения в личности ребенка
часто приводят к выплескам эмоций
на взрослых, желаниям сделать то, что
хочется, к капризам. «Негативное
содержание этого возраста проявляется
в первую очередь в нарушении
психического равновесия, в неустойчивости
воли, настроения и т. д.».
Развитие личности
младшего школьника зависит от школьной
успеваемости, оценки ребенка взрослыми.
Как я уже говорила, ребенок
в этом возрасте очень сильно подвержен
внешнему влиянию. Именно благодаря
этому он впитывает в себя знания
как интеллектуальные, так и нравственные.
«Значительную роль в установлении
нравственных норм и развитии детских
интересов играет учитель, хотя степень
их успешности в этом будет зависеть
от типа его отношения с учениками».
Другие взрослые тоже занимают важное
место в жизни ребенка.
В младшем школьном
возрасте происходит рост стремления
детей к достижениям. Поэтому основным
мотивом деятельности ребенка в этом возрасте
является мотив достижения успеха. Иногда
встречается другой вид этого мотива —
мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка
закладываются определенные нравственные
идеалы, образцы поведения. Ребенок
начинает понимать их ценность и необходимость.
Но для того, чтобы становление
личности ребенка шло наиболее продуктивно,
важно внимание и оценка взрослого.
«Эмоционально-оценочное
Именно в этом
возрасте ребенок переживает свою уникальность,
он осознает себя личностью, стремится
к совершенству. Это находит свое
отражение во всех сферах жизни ребенка,
в том числе и во взаимоотношениях
со сверстниками. Дети находят новые
групповые формы активности, занятий.
Они стараются по началу вести
себя так, как принято в этой группе, подчиняясь
законам и правилам. Затем начинается
стремление к лидерству, к превосходству
среди сверстников. В этом возрасте дружеские
отношения более интенсивные, но менее
прочные. Дети учатся умению приобретать
друзей и находить общий язык с разными
детьми. «Хотя предполагается, что способность
к формированию близких дружеских отношений
в некоторой степени определяется эмоциональными
связями, установившимися у ребенка в
течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся
к совершенствованию навыков
тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в
В младшем школьном
возрасте у ребенка развивается
направленность на других людей, получившая
свое выражение в просоциальном
поведении учет их интересов. Просоциальное
поведение очень значимо для развитой
личности.
Способность к сопереживанию
получает свое развитие в условиях
школьного обучения потому, что ребенок
участвует в новых деловых
отношениях, невольно он вынужден сравнивать
себя с другими детьми — с их
успехами, достижениями, поведением, и
ребенок просто вынужден учиться
развивать свои способности и
качества.
Таким образом, младший
школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного
детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание
этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на
котором выстраивается
Информация о работе Использования игр на уроках иностранного языка