Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект: образовательный процесс в дошкольном образовании
Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольников

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Чтобы ребенок успешно  справлялся с работой на компьютере, следует, прежде всего, помочь ему развить  нужные для этой деятельности психофизиологические функции [19, с. 43].

Развивать в первую очередь  необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения  ребенка с компьютером: точность и координацию движений руки; тонкие движения кисти и пальцев руки; кратковременную память. Формирование этих функций сложный и длительный процесс [19, с. 49].

Занятия следует проводить  в отвечающей дошкольному возрасту игровой форме. Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ребенка  утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным  для детей [20, с. 116].

Еще дошкольники работают с разными разработанными специалистами  компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции рук, связанные с управлением. Расположение главных клавиш при  смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника  на компьютере необходим и достаточный  уровень развития кратковременной  памяти [20, с. 152].

В непринужденной беседе педагог  показывает те или иные компьютерные математические игры, демонстрирует, как  они влияют на развитие логического  мышления, ориентировки в пространстве. Благодаря возможностям интерактивного оборудования, педагог демонстрирует  видеозаписи занятий. После занятия  обязательно проводится гимнастика для глаз [21, с. 149].

Родители имеют возможность  увидеть, как управляются их чадо с современной техникой и каких  результатов они достигли. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Также на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста могут  быть использованы компьютерные презентации [22].

При демонстрации слайдов  и обращении к аудитории педагогу лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала  слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо  на экран, где представлена более  подробная информация.

Педагог будет выглядеть  естественно, если расположится под  небольшим углом к детской  аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись  лицом к дошкольникам [21, с. 127].

Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем  следует, снова повернуться и  обратиться к аудитории.

При временном выключении проекционного оборудования или  перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию [20, с. 159].

Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота  к детям слева от оборудования и продолжить занятие. Не следует:

  • – говорить, повернувшись спиной к детям;
  • – читать конспект занятия;
  • – загораживать демонстрируемое изображение;
  • – допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
  • – выдавать раздаточный материал во время презентации.

 

Выводы:

  1. При условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается;
  2. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации и повысить его эффективность;
  3. Работа с применением электронного пособия строится в несколько этапов:

- знакомство детей с  компьютером как современным  инструментом для обработки и  использования информации;

- обучение детей правилам  поведения и безопасной работы  на компьютере;

- формирование начальных  навыков работы за компьютером:  знакомство с клавиатурой, мышкой;

- знакомство с понятием  “мультимедийная презентация”, ее  особенностями;

- применение мультимедийных  презентаций на диагностическом,  коррекционно-развивающем, контрольном  занятиях.

 

 

2.2 Фрагменты конспектов  занятий с использованием компьютера  в развитии математических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста

 

В дошкольных организациях компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие  состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной [22].

В подготовительной части  занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере [23].

Подготовительная часть  является необходимым звеном развивающих  занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить  манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к  работе [23].

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить  не в компьютерном зале, а в смежной  с ним игровой или физкультурной  комнате.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу:

  1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
  2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
  3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
  4. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятие по формированию элементарных представлений старших дошкольников – работа на компьютере.

Тема: «Счёт в пределах 10»

Старшая группа

Программное содержание:

- напомнить детям способ  образования чисел 2 и 3;

- учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета;

- упражнять в счете  и отсчете предметов в пределах 5;

-закрепить умение устанавливать  соотношения между 3 предметами  по высоте, употреблять слова  «самый высокий», «выше», «ниже».

Демонстрационный материал: игрушки, наборы игрушек.

Раздаточный материал:

- карточки с двумя свободными  полосками;

- подносы с еловыми  и сосновыми шишками.

Оборудование: компьютер.

Ход занятия.

3-я часть. Воспитатель  может использовать компьютер,  программу из серии Кидди- 1, задание  «Посчитай».

Садись за рабочее место.

Пользуясь мышкой, открой программу  Кииди-1.

Нажимаем на левую сторону  мышки два раза.

Найди серию «Посчитай».

Открой ее. Для этого  быстро дважды нажми на левую строну мышки.

Выбираем первую картинку.

Ребенку предлагается, управляя мышкой, решить несложные примеры. Например: нарисовано 2 бабочки, прибавить еще 1 бабочку. Сколько бабочек стало? Даются карточки с изображением 3 бабочек, ее нужно поставить в качестве ответа. Ребенок должен справиться с тремя вариантами заданий.

Ребята, вы справились с заданиями?

Что говорит вам компьютер?

Закройте все программы. Пользуясь клавишей ESC, дошкольник может  выйти из программы.

Отключите компьютер. Используя  мышь, дети завершают работу.

Занятие по формированию элементарных представлений старших дошкольников – работа с интерактивной доской.

Тема: «Геометрические фигуры»

Старшая группа

Программное содержание:

- закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5;

- упражнять в счете предметов  в пределах 5 и запоминании чисел;

- упражнять в различении геометрических  фигур: круга, квадрата, треугольника  и прямоугольника.

Демонстрационный материал: подставка с полочками, с моделями геометрических фигур.

Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками и пеналы с набором геометрических фигур.

Оборудование:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- планшеты.

Ход занятия

Работа с интерактивной доской.

— Ребята, давайте вспомним, какие  геометрические фигуры вы знаете.

Ребенок с помощью электронный  карандаш ACTIVpen достает из копилки  знакомую геометрическую фигуру (флипчарт № 1).

— Назови ее (треугольник, квадрат, круг).

— Найди предметы такой же формы (окно, люстра, дверь).

— Используя геометрические фигуры нарисуй картины.

Используя компьютерные математические игры из серии Кидди-1, «Собери картину», воспитатель может добиться хорошего результата.

Также на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста могут  быть использованы компьютерные презентации.

Тема: « Приключение Колобка  или счёт до 3»

Старший возраст

Задачи:

  • закреплять цифры и числовой ряд в пределах 3;
  • продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
  • соотносить количество предметов с цифрой;
  • учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;
  • учить отвечать на вопрос предложением;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
  • закрепить цвета: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый;
  • закрепить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
  • развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
  • развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер

Демонстрационный материал: компьютерная презентация.

Раздаточный материал:

  • в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, колечко, мячик, яблоко, апельсин;
  • цифры от 1 до 3;
  • наборное полотно из 2-х полосок;
  • прямоугольники по 4 штуки.

Информация о работе Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста