Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект: образовательный процесс в дошкольном образовании
Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольников

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Введение

 

В ежегодных Посланиях  Президент Казахстана Н.А. Назарбаев  отмечает, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного  образования как первой ступени  непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективными программами  для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному  труду и окружающему миру [1].

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального  компьютера как средства решения  задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Всё это предъявляет  качественно новые требования и  к дошкольному воспитанию – первому  звену непрерывного образования [1].

С переходом казахстанской  системы образования на 12-летнее обучение. Современные технологии передачи информации открывают совершенно новые  возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире [2].

Многие детские сады Казахстана работают по таким программам как, «Карлыгаш», «Алгашкы кадам», «Біз мектепке барамыз», «Зерек бала» и мн. др. Все эти  программы предусматривают наличие  насыщенного образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам  современного ребёнка, состоящее из пяти образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» [3].

Существующие программы  дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в дошкольном образовательном учреждении реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в дошкольном образовательном учреждении может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте является использование компьютера в дошкольном образовательном учреждении.

Использование компьютера в  учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это  одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Специфика введения персонального  компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит  в том, что компьютеры сначала  используются в семье, далее в  детском саду — в условиях коллективного  воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют  расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей  к компьютерным обучающим программам.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. 

Такие педагоги как Ю. М. Горвиц [16], Е. В. Зворыгина [4], Л. А. Леонова [21], Н. И. Пустовалова [5], М. Т. Дарбаева [10] и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании.

Педагоги  дошкольных учреждений сталкиваются с тем, что недостаточно разработаны, научно обоснованы и систематизированы  методы и формы использования  компьютера в развитии математических представлений старших дошкольников. В психолого-педагогической науке ведётся разработка проблем использования компьютера в развитии математических представлений старших дошкольников, ведется разработка развивающих программ,  разработка литературы и методик по использованию компьютера в дошкольных учреждениях, что подчеркивает теоретическую и практическую необходимость использования компьютера в развитии математических представлений старших дошкольников  для реального учебно-воспитательного прогресса.

Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Объект: образовательный  процесс в дошкольном образовании

Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений  у детей старшего дошкольников

Задачи исследования:

- выявить возможности использования компьютера и компьютерных технологий в дошкольной организации;

- описать требования к использованию компьютера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста;

- изучить, как проводят занятия с использованием компьютера по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- подобрать конспекты занятий с использованием компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования: анализ научно – педагогической литературы; наблюдение.

База исследования: дошкольники  старшей группы я/с «Солнышко», г. Петропавловска.

 

  1. Теоретические основы использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

 

    1. Использование компьютера и компьютерных технологий в дошкольной организации

 

Нашу повседневную жизнь  уже больше невозможно представить  себе без информационно-коммуникативных  технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение  детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Использование компьютера и  интерактивного оборудования отражается в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных  комплексов интеллектуального и  мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. Использование информационно-коммуникативных  технологий в дошкольном образовании  позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает  положительное влияние на различные  стороны психического развития старших  дошкольников [6, с. 27].

Компьютер, являясь самым  современным инструментом для обработки  информации, служит мощным техническим  средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен  для детей, как любая новая  игрушка, а именно так в большинстве  случаев они смотрят на него. Общение  детей дошкольного возраста с  компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с  учетом возраста и учебной направленности [3, стр. 12].

Использование компьютеров  в учебной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных  способов повышения мотивации и  индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [6, с. 31].

На этом этапе компьютер  выступает особым интеллектуальным средством для решения задач  разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам  процесс овладения обобщенными  способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все  более высоком уровне.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших  дошкольников математике способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы  логического мышления, развивает  чувство цвета, композиции [7].

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается  множество простых и сложных  компьютерных программ для различных  областей познания. В зависимости  от возраста ребенка и применяемых  программ компьютер может выступать  в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических  функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять  при обучении детей дошкольного  возраста [6, с. 35].

Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным  и захватывающим. Интерактивные  и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная  доска значительно расширяет  возможности предъявления учебной  информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками  в диагностики развития детей:

  • Развитие внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Речи
  • Личности
  • Навыки учебной деятельности

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение  компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с  завидной легкостью овладевать способами  работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они  не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению [7].

У старшего дошкольника лучше  развито непроизвольное внимание, которое  становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый  материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные  эмоции. Использование компьютеров  в совместной и самостоятельной  деятельности является одним из эффективных  способов повышения мотивации и  индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой  эффективности использования в  обучении информационно-коммуникационных технологий [8, с. 124].

Использование компьютерных технологий в детском саду позволяет  развивать умение детей ориентироваться  в информационных потоках окружающего  мира, овладевать практическими способами  работы с информацией, развивать  умения, позволяющие обмениваться информацией  с помощью современных технических  средств.

Использование компьютерных технологий на занятиях позволяет перейти  от объяснительно-иллюстрированного  способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным  объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Комната для интерактивных  занятий в детском саду может  выполнять следующие задачи:

  • обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • служить развлекательным и игровым центром;
  • в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Обучение с применением  интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и  продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа  обучающих программ в учебном  процессе в сочетании с традиционными  методами обучения и педагогическими  инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с  разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном  обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как  интуиция, образное мышление [8, с. 204].

Способов применения интерактивной  доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только фантазией  педагогов. Это и презентации, и  интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной  доской, будет доступен самый простой  способ работы с ней - использования  ее в качестве простого экрана, изображение  на который подается с компьютера [9].

Информация о работе Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста