Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………….…...……4

Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР

1.1. Особенности развития головного  мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8

1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11

1.3. Развитие сенсомоторной сферы  у детей старшего дошкольного  возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15

1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16

1.5. Особенности развития моторной  сферы у детей старшего дошкольного  возраста в норме…………………………………………………………...………………....19

1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20

1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21

Вывод по I главе………………………………………………….….…..27

Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

2.1. Программа констатирующего  эксперимента

2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28

2.1.2. Организация констатирующего  эксперимента………………...…30

2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34

2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45

2.3 Анализ экспериментальных данных

2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49

2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54

2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60

Вывод по II главе……………………………..…………………………61    

Заключение……………………………………………………………....65

Литература…………………………………………………………….…70

Приложение………………………………………………………….…..74

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования: Исследование психофизиологического созревания ребенка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Интенсивно развиваются такие направления психологии развития, как возрастная психофизиология и детская нейропсихология. Нейропсихологический и психофизиологический подход к анализу развития психических функций ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) направлен на выявление соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга и формирующимися на их основе психическими функциями.

В рамках указанных направлений  особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту. Это связано  с тем, что дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания.

Методологической основой  возрастной психофизиологии и нейропсихологии  является концепция функциональной системы и системогенеза П.К.Анохина, а также теория системной динамической локализации высших психических функций.

В соответствии с принципами системогенеза и гетерохронного развития функциональных систем П.К.Анохина  различные структуры мозга достигают  зрелости на разных стадиях онтогенеза ребенка. В связи с этим для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и реализации психических функций и, соответственно, определенные психологические возможности ребенка[24].

Работы А.Р.Лурия показали, что понятие «функциональная система» может быть применено к психическим функциям, а основные формы сознательной деятельности следует рассматривать как сложнейшие психические функциональные системы, необходимым условием существования которых является совместная работа различных отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется, в соответствии с этим, как в становлении различных мозговых структур и связей между ними, так и в развитии психических функций (А.Р.Лурия 1969).

Существует большое  количество экспериментальных фактов, подтверждающих различия в структурно-функциональной организации психики и мозга у детей, имеющих ЗПР.

В настоящее время  в детской психофизиологии и  нейропсихологии интенсивно исследуются  закономерности развития восприятия, внимания, памяти и других психических функций детей с различными нарушениями (Т.Г.Бетелева, 1983; Э.Г.Симерницкая, 1985; Н.В.Дубровинская, 1985; Микадзе, 1998; Д.А.Фарбер и др., 1998 и др.) Большое число работ посвящено изучению закономерностей структурно-функционального созревания мозга ребенка. Вместе с тем, все еще остаются мало исследованными многие формы целостной поведенческой активности ребенка. В частности, до сих пор не проводилось систематического изучения сенсомоторного развития в онтогенезе ребенка с ЗПР.

Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, 1964)Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предметом исследования - особенности развития чувственной и двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.

       В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. В соответствии с  научными данными об особенностях сенсомоторной сферы детей с ЗПР, можно предположить существование у них следующих особенностей: отставание в развитии двигательных ощущений, двигательная неловкость, недостаточная координация движений.

2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:

1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;

2) подобрать методические  подходы и адаптированные к  дошкольному возрасту методики  для исследования сенсомоторного  развития детей с ЗПР; 

3) выявить особенности  сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР

4) Провести сравнительный  анализ сенсомоторной сферы старших  дошкольников с ЗПР и старших  дошкольников группы норма

5) Раскрыть особенности  диагностики детей младшего дошкольного  возраста с ЗПР

6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР

7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.

8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

       Для  решения поставленных задач был  использован анализ психолого-педагогической  литературы и проведено экспериментальное  исследование.

 

 

 

 ГЛАВА I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

1.1. Особенности развития головного мозга и доминантных психологических систем

 

Одно из главных открытий последних лет связано с деятельностью  полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга. ( Кольцова М.М. 1973 ) .

Наши полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.

Правое полушарие делает все  сразу, целостно, ищет и устанавливает  связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.

Правая доля мозга существенно превосходит левую в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части: в частности, в опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениий на этих лицах (Реброва Н.П. 2004 ).

Оба полушария выполняют равно  важные функции. Левое упрощает мир, чтобы его можно было легко  проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.

Без правой (творческой) доли мозга  мы бы превратились в высокоразвитые компьютеры, в счетные машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир к своим ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга ( Густов А.В. 2005 ).

Мозг и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое - правую половину. Тренируя левую часть тела, мы тренируем творческую долю, а правую - логическую долю мозга ( Хомская Е.Д. 1987 ).

У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие ( Бехтерева Н.П. 1999 ).

Это ущемление можно легко убрать, ведь наши умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).

Есть более простые упражнения по оптимизации двух полушарий с  тем, чтобы сделать себя более  гармоничной личностью. Следующее  упражнение можно выполнять в  любое время: встаньте, выпрямите  спину, поднимите левое колено и  дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.

Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария  и тем самым тренируете их к более гармоничной работе ( Реброва Н.П. 2004 ).

 

 

1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов

 

Сенсомоторика (от лат. sensis - чувство, ощущение и motor -двигатель) - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекции движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Таким образом, координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта с одной стороны, придаёт ему целесообразно-приспособительный характер, с другой - является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и, в конечном счёте, формирования адекватного образа.

Общей структурной схемой организации сенсомоторных процессов  является рефлекторное кольцо. [18]

Сенсомоторные процессы.

Сенсомоторные процессы являются неотъемлемой частью психомоторики. Любые движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Всё, что определяет ощущения, восприятия, т. е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а всё то, на что человек действует своими движениями, называется моторным полем.  
      Связь восприятия и ответного движения в деятельности может осуществляться в различных формах сенсомоторных процессов. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия; 2) центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь) ( Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год ). 
      В зависимости от сложности центрального момента реакции различают так называемые простые и сложные сенсомоторные реакции. 
Простая сенсомоторная реакция (или, как её называют иногда, психическая реакция) - есть возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, на заранее известный сигнал ( Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год ).

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР