Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными
Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития
1.2. Определение и понятие
1.3. Развитие сенсомоторной сферы
у детей старшего дошкольного
возраста в норме .………………………………
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………………………………………………
1.5. Особенности развития моторной
сферы у детей старшего
1.6. Особенности развития моторной
сферы у детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР…………………………………………………………..………
1.7.Особенности психологической диагностики
детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Вывод по I главе………………………………………………….….…..
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации
и тонкой моторики руки по методике Гуткиной
“Домик”……………….………………………………..….
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Исследование психофизиологического созревания ребенка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Интенсивно развиваются такие направления психологии развития, как возрастная психофизиология и детская нейропсихология. Нейропсихологический и психофизиологический подход к анализу развития психических функций ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) направлен на выявление соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга и формирующимися на их основе психическими функциями.
В рамках указанных направлений особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания.
Методологической основой
возрастной психофизиологии и
В соответствии с принципами
системогенеза и гетерохронного
развития функциональных систем П.К.Анохина
различные структуры мозга
Работы А.Р.Лурия показали, что понятие «функциональная система» может быть применено к психическим функциям, а основные формы сознательной деятельности следует рассматривать как сложнейшие психические функциональные системы, необходимым условием существования которых является совместная работа различных отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется, в соответствии с этим, как в становлении различных мозговых структур и связей между ними, так и в развитии психических функций (А.Р.Лурия 1969).
Существует большое количество экспериментальных фактов, подтверждающих различия в структурно-функциональной организации психики и мозга у детей, имеющих ЗПР.
В настоящее время в детской психофизиологии и нейропсихологии интенсивно исследуются закономерности развития восприятия, внимания, памяти и других психических функций детей с различными нарушениями (Т.Г.Бетелева, 1983; Э.Г.Симерницкая, 1985; Н.В.Дубровинская, 1985; Микадзе, 1998; Д.А.Фарбер и др., 1998 и др.) Большое число работ посвящено изучению закономерностей структурно-функционального созревания мозга ребенка. Вместе с тем, все еще остаются мало исследованными многие формы целостной поведенческой активности ребенка. В частности, до сих пор не проводилось систематического изучения сенсомоторного развития в онтогенезе ребенка с ЗПР.
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает одно из важных мест в возрастной психологии и психофизиологии (Е.И.Бойко, 1964)Онтогенетическое исследование сенсомоторного развития позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.
Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом исследования - особенности развития чувственной и двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. В соответствии с
научными данными об особенност
2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические
подходы и адаптированные к
дошкольному возрасту методики
для исследования
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный
анализ сенсомоторной сферы
5) Раскрыть особенности
диагностики детей младшего
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными
Для
решения поставленных задач
ГЛАВА I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантных психологических систем
Одно из главных открытий
последних лет связано с
Наши полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.
Правое полушарие делает все сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.
Правая доля мозга существенно превосходит левую в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части: в частности, в опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениий на этих лицах (Реброва Н.П. 2004 ).
Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое упрощает мир, чтобы его можно было легко проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.
Без правой (творческой) доли мозга мы бы превратились в высокоразвитые компьютеры, в счетные машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир к своим ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга ( Густов А.В. 2005 ).
Мозг и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое - правую половину. Тренируя левую часть тела, мы тренируем творческую долю, а правую - логическую долю мозга ( Хомская Е.Д. 1987 ).
У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие ( Бехтерева Н.П. 1999 ).
Это ущемление можно легко убрать, ведь наши умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).
Есть более простые упражнения по оптимизации двух полушарий с тем, чтобы сделать себя более гармоничной личностью. Следующее упражнение можно выполнять в любое время: встаньте, выпрямите спину, поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.
Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария и тем самым тренируете их к более гармоничной работе ( Реброва Н.П. 2004 ).
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов
Сенсомоторика (от лат. sensis - чувство, ощущение и motor
-двигатель) - область изучения взаимодействия
сенсорных и моторных (двигательных) компонентов
психической деятельности. На основании
сенсомоторной информации, поступающей
от анализаторов, осуществляется запуск,
регуляция, контроль и коррекции движений.
Вместе с тем сам процесс выполнения движений
связан с уточнением, изменением и возникновением
новой сенсорной информации. Таким образом,
координация сенсорных и моторных компонентов
двигательного акта с одной стороны, придаёт
ему целесообразно-
Общей структурной схемой
организации сенсомоторных
Сенсомоторные процессы.
Сенсомоторные процессы
являются неотъемлемой частью психомоторики. Любые движения связаны с восприятиями,
в ответ на которые они совершаются и которыми
уточняются. Всё, что определяет ощущения,
восприятия, т. е. воздействует на анализаторы
и определяет ответные действия, называется
сенсорным полем, а всё то, на что человек
действует своими движениями, называется
моторным полем.
Связь восприятия и ответного
движения в деятельности может осуществляться
в различных формах сенсомоторных процессов.
В них различают четыре психических акта:
1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
2) центральный момент реакции - более или
менее сложные процессы, связанные с переработкой
воспринятого, иногда с различием, узнаванием,
оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции
- процессы, определяющие начало и ход
движения; 4) сенсорные коррекции движения
(обратная связь) ( Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год ).
В зависимости от сложности
центрального момента реакции различают
так называемые простые и сложные сенсомоторные
реакции.
Простая сенсомоторная
реакция (или, как её называют иногда,
психическая реакция) - есть возможно более
быстрый ответ заранее известным простым
одиночным движением на внезапно появляющийся,
на заранее известный сигнал ( Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год ).
Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР