Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект: образовательный процесс в дошкольном образовании
Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольников

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Во время работы с интерактивной  доской в простом режиме изображение  компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить  с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

Большую помощь при подготовке и проведению занятий оказывает  педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные  презентации Power Point [9].

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации  – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности реакцию  на действия пользователя - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа  презентаций целесообразно как  с помощью компьютера, так и  с помощью мультимедийного проекционного  экрана [9].

Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней  развивать все виды восприятия у  детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все  виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и другие.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон  мероприятий [6, с. 62].

Создание мультимедийных презентаций требует от руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что  в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей.

 

Выводы:

  1. использование компьютера и компьютерных технологий в дошкольных учреждениях являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
  2. рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка;
  3. необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка;
  4. использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога;

 

 

1.2 Требования  к использованию компьютера в  развитии математических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста

 

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии  компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо  больше времени без каких-либо вредных  последствий. Для проведения таких  занятий должен быть оборудован специальный  кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место, оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом [12].

При работе компьютеров и  интерактивного оборудования в помещении  создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается  количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического  поля усиливается при отделке  кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое  покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается [12].

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения  химического и ионного состава  воздуха необходимо: проветривание  кабинета до и после занятий, влажная  уборка до и после занятий. Занятия  со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы  упражнений для глаз.

Единый стандарт в 15-20 минут  поголовно для всех не приемлем. Более уместной будет дифференциация в зависимости от типа монитора, клавиатуры и при расчете максимального  времени, которое можно проводить  за компьютером, желательно учитывать  все технические показатели имеющейся  системы. Самый верный индикатор  негативного воздействия компьютера — это самочувствие ребенка [7].

Работа с детьми — ведущий  раздел работы педагога. Она требует  большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и  руководить одновременно игрой целой  подгруппы детей.

Вместе с тем, педагог  должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику специфику технических  правил действия с каждой из них.

Занятия с компьютером  могут приводить к утомлению  и появлению жалоб на зрительный дискомфорт. Дошкольники очень чувствительны  к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития [12].

Для проведения таких занятий  необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м. кв. на одно рабочее место (стул и  стол), оборудованное с учетом роста  детей.

Ребенок должен сидеть за компьютером  так, чтобы линия взора от глаза  до экрана была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную  часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см [12].

Рабочие места по отношению  к световым проёмам должны располагаться  так, чтобы естественный свет падал  сбоку, преимущественно слева.

Для уменьшения зрительного  напряжения важно, чтобы изображение  на экране компьютера было четким и  контрастным, не имело бликов и отражений  рядом стоящих предметов. Необходимо также исключить возможность  засветки экрана, поскольку это снижает  контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи [13, с. 97].

 Использование компьютера  в дошкольной организации будет  успешным, если он органически  вписывается в общую систему  педагогической работы, направленную  на всестороннее, гармоничное развитие  каждого ребёнка. Работать с  компьютером должен педагог, знающий  технические возможности компьютера, владеющий навыками управления  им, чётко выполняющий санитарные  нормы и правила использования  компьютера, хорошо ориентирующийся  в компьютерных программах для  дошкольников, владеющий методикой  обучения. Кроме того, педагог должен  хорошо знать возрастные особенности  детей и воспитательно – образовательную  программу [13, с. 111].

Бесспорно, что в современном  образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим  средством обучения. Не менее важны  и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить”  в каждого обучаемого некий запас  знаний, но, в первую очередь, создать  условия для проявления познавательной активности учащихся. Компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания [6, с. 27].

Информатизация образования  открывает педагогам новые возможности  для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного  и образовательного процессов. В  последнее время информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам  в организации воспитательно-образовательной  работы.

В отличие от обычных технических  средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим  образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально  в дошкольном детстве [14, с. 196].

 

Вывод:

  1. При работе дошкольников на компьютере нужно предъявлять самые жесткие требования к монитору. Он должен соответствовать международным стандартам безопасности MPR II или ТСО 99;
  2. Обязательно высота стола, и глубина стула должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;
  3. Допустимое время работы детей старшего дошкольного возраста – 15 минут.

 

  1. Методические основы использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

 

2.1 Методика использования  компьютера на занятиях по  формированию элементарных математических  представлений старших дошкольников

 

Занятия с использованием компьютера проходят с соблюдением  требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером  – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия  для детей 5–7 лет проводятся не более  одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность  работы с компьютером на развивающих  игровых занятиях для детей 5 лет  не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет  – 15 мин [12].

Работа с использованием компьютера требует от педагога большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы  детей.

Вместе с тем, педагог  должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику. Занятие с одной  подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут  быть за экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3-5 детей (это напрямую зависит от количества компьютеров и выбранной  формы работы), для обслуживания одной возрастной группы требуется  не менее 2 часов [16, с. 213].

К организационно-методической работе относится оформление и ведение  документации, помогающей планировать  компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей  разных возрастных групп. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии, трудные по содержанию игры увлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом 2-3 раза [15, с. 302].

Большую помощь в работе оказывает «дневник педагога», который  ведется в свободной форме: в  нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы, замечания к компьютерным программам, особенности отношения  детей разного возраста к той  или иной игре, яркие примеры поведения  детей.

Общение с компьютером  для дошкольника не является привычным  видом деятельности. Оно требует  максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают  навыки общения с компьютером  и управления им, некоторые наотрез  отказываются учиться на нем работать [17].

Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы  его организма тоже приспосабливаются  к новым условиям. Чтобы адаптация  была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех  функции, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

Чтобы определить, какие  функции особенно значимы для  общения ребенка с компьютером  следует внимательно понаблюдать  за его поведением и действиями.

Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций  следует с первых же занятий, когда  дети испытывают наибольшие затруднения  в управлении компьютером. Изучить  клавиатуру, назначение клавиш, освоить  приемы управления компьютером, требующие  сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку  приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ [18].

Изучая клавиатуру дошкольники  учатся работать быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок  периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок  делает 80 – 100 таких движений. Но нередко  приходится в более быстром темпе, навязанной программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность  нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций [19, с. 27].

Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты  разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует  взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере [19, с. 35].

Занятия на компьютере связаны  с решением постепенно усложняющихся  пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого  абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также  способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.

Информация о работе Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста