Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект: образовательный процесс в дошкольном образовании
Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольников
Во время работы с интерактивной
доской в простом режиме изображение
компьютера через проектор подается
на интерактивную доску, а само управление
компьютером можно производить
с помощью специальных
Большую помощь при подготовке и проведению занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point [9].
Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.
Мультимедиа презентации
– электронные диафильмы, включающие
в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты,
элементы интерактивности реакцию
на действия пользователя - наиболее распространённый
вид представления
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и другие.
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий [6, с. 62].
Создание мультимедийных
презентаций требует от руководителя
умения пользоваться компьютерной техникой
и большого количества времени, что
в итоге оправдывается
Выводы:
1.2 Требования
к использованию компьютера в
развитии математических
Любого педагога и родителя
волнует вполне закономерный вопрос
о возможном негативном воздействии
компьютерной техники на организм ребенка.
Обычно детям дошкольного возраста
рекомендуют находиться от 15 до 20 минут,
а то и не более 10 минут. Многие дети
проводят за компьютером гораздо
больше времени без каких-либо вредных
последствий. Для проведения таких
занятий должен быть оборудован специальный
кабинет, площадь которого определяется
из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место,
оборудованное с учетом возрастных
и санитарно-гигиенических
При работе компьютеров и
интерактивного оборудования в помещении
создаются специфические
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Единый стандарт в 15-20 минут
поголовно для всех не приемлем.
Более уместной будет дифференциация
в зависимости от типа монитора,
клавиатуры и при расчете максимального
времени, которое можно проводить
за компьютером, желательно учитывать
все технические показатели имеющейся
системы. Самый верный индикатор
негативного воздействия
Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога. Она требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику специфику технических правил действия с каждой из них.
Занятия с компьютером
могут приводить к утомлению
и появлению жалоб на зрительный
дискомфорт. Дошкольники очень
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м. кв. на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей.
Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора от глаза до экрана была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см [12].
Рабочие места по отношению к световым проёмам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Для уменьшения зрительного
напряжения важно, чтобы изображение
на экране компьютера было четким и
контрастным, не имело бликов и отражений
рядом стоящих предметов. Необходимо
также исключить возможность
засветки экрана, поскольку это снижает
контрастность и яркость
Использование компьютера
в дошкольной организации
Бесспорно, что в современном
образовании компьютер не решает
всех проблем, он остается всего лишь
многофункциональным
Информатизация образования
открывает педагогам новые
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве [14, с. 196].
Вывод:
2.1 Методика использования
компьютера на занятиях по
формированию элементарных
Занятия с использованием компьютера проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин [12].
Работа с использованием компьютера требует от педагога большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3-5 детей (это напрямую зависит от количества компьютеров и выбранной формы работы), для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов [16, с. 213].
К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии, трудные по содержанию игры увлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом 2-3 раза [15, с. 302].
Большую помощь в работе оказывает «дневник педагога», который ведется в свободной форме: в нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы, замечания к компьютерным программам, особенности отношения детей разного возраста к той или иной игре, яркие примеры поведения детей.
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать [17].
Когда ребенок начинает общаться
с компьютером, функциональные системы
его организма тоже приспосабливаются
к новым условиям. Чтобы адаптация
была не очень напряженной и
Чтобы определить, какие
функции особенно значимы для
общения ребенка с компьютером
следует внимательно
Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций следует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затруднения в управлении компьютером. Изучить клавиатуру, назначение клавиш, освоить приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ [18].
Изучая клавиатуру дошкольники
учатся работать быстро и точно нажимать
нужные клавиши. При этом ребенок
периодически переводит взор с экрана
видеотерминала на клавиатуру и обратно.
За 10 минут работы на компьютере ребенок
делает 80 – 100 таких движений. Но нередко
приходится в более быстром темпе,
навязанной программой. В этом случае
дети испытывают затруднения в поиске
нужной клавиши и допускают ошибки.
Следовательно, значимыми для работы
с клавиатурой будут
Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере [19, с. 35].
Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.