Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть возможности использования компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект: образовательный процесс в дошкольном образовании
Предмет: использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольников

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Словарь: круглый, катится, шар,  круг, объемный, плоский, лишний, больше, меньше.

Методические приемы: разминочные  загадки, имитация, сравнение, игра, показ  образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.

 

Ход занятия.

 

Слайд 1.

Организационный момент. Ребята сегодня я вам расскажу и покажу сказку. Отгадайте про кого.

Круглый бок, румяный бок,

Живет в сказке …

Дети: Колобок.

Педагог: Правильно ребята, это колобок.

Слайд 2.

Жили-были старик со старухой.

Слайд 3.

Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».

Слайд 4.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А  потом замесила муку на сметане.

Слайд 5.

Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.

Слайд 6.

А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить  его положила.

Слайд 7.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу и двери, прыг через порог – да в сени.

Слайд 8.

Из сеней на крыльцо, с  крыльца во двор.

Слайд 9.

Со двора за ворота.

Слайд 10.

А потом все дальше и  дальше.

Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился?

Дети: Потому что он круглый.

В-ль: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Посмотрите, как они хорошо катятся. Педагог  катит мяч детям по столу. Ловите. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?

Дети: На круг.

В-ль: Правильно, посмотрите, он похож на круг.

Слайд 11.

Посмотрите, это круг.     

Много есть кругов вокруг!

Солнце круглое и мяч,

Круглый обруч и калач.

Колобок глядит вокруг,

Надо ж, я похож на круг.

Ребята, Колобок похож  на круг только тогда, когда мы его  будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так  хорошо как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Мячик катится  и останавливается, а круг катится  и падает. Возьмите мяч и покатайте  его друг другу. Хорошо катается?

Дети: Да.

В-ль: А теперь покатайте  круг. Хорошо катится?

Дети: Нет.

В-ль г: Посмотрите, это обруч, он похож на круг или на шар?

Дети: На круг.

В-ль: Почему вы думаете, что  он похож на круг?

Дети: Потому что когда  его покатишь, он упадет.

Посмотрите, у вас в  коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг  и положите их на стол.

Слайд 12.

Вы правильно справились с заданием, а теперь помогите Колобку  выбрать предметы похожие на круг. Дети выполняют задание на компьютере.

Слайд 13.

Колобок похож на геометрическую фигуру «КРУГ», а какие еще геометрические фигуры мы с вами знаем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

Слайд 14 - 20. Игра Большой  – маленький.

Молодцы, а сейчас давайте  продолжим нашу сказку. Покатился  колобок в лес и встретил там  …

Дети: Зайца.

В-ль: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком  в игру играть. Давайте и мы с  вами с ними поиграем.

Большой … (медведь), а маленький  … (медвежонок)

Большая … (лиса), а маленькая  … (лисичка)

Большой … (ёж), а маленький  … (ежонок)

Большая … (белка), а маленькая  … (белочка)

Большой … (волк), а маленький  … (волчонок)

Большой … (дом), а маленький  … (домик)

Малоподвижная игра «Есть  у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                                   Ходят как лисички

Есть нора надежный дом.

Не страшны зимой метели                           Прыгают, слегка присев и

Белочке в дупле на ели.                                выгнув спину.

Под кустами еж колючий                            Ходят в присядку.

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры                              Изображают, как тянут ветки и

Хатки делают бобры.                                   корни.

Спит в берлоге косолапый,                         Ходьба в перевалку.

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                            Пальцы рук соединяют над

Всем тепло уютно в  нем.                            головой, изображая крышу дома.

Слайд 21.

Поиграл колобок с зайчонком  и покатился дальше и встретил …

Дети: Волка.

В-ль:  Правильно волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок, спросил у Колобка, знает ли колобок  цифры,  колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?

Дети: Да.

В-ль: Тогда смотрите на экран  и быстро называйте цифры, которые  увидите.

Слайд 22.

Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем  проверяют правильность на экране.

Слайд 23.

Волчонок очень умный  и хозяйственный, поэтому он знает  все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком  будем решать задачи.

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут ещё один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколько бочек насчитал.

Дети: Три.

В-ль: Сколько бочонков было у волчонка?

Дети: Два.

В-ль: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочонков у волчонка.

Сколько бочонков прикатил еще волчонок?

Дети: Один.

В-ль: Положите столько же прямоугольников на нижнюю полоску, сколько добавил бочонков  волчок.

В-ль: Сколько стало бочонков у волчонка?

Дети: Три.

В-ль: Бочонков стало больше или меньше?

Дети: Больше.

В-ль: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка было два бочонка, он прикатил еще один бочонок, и стало  три бочонка. Как у нас получилось три?

Дети: Мы к двум добавили один, и получилось три.

Вхождение в образ «Дикие животные».

Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему  очень скучно и он воет на луну. Давайте  представим, что мы волчата, нам грустно  и поэтому мы воем на луну.

И. П. Ноги на ширине плеч наклониться  и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением  звука «У». Повторить 4 – 5 раз.

Услышав, как воют волчата, зайчата сразу пугаются и убегают  от них подальше. Давайте и мы превратимся в испуганных зайчат. Поставим ушки на макушки и будем  прыгать как зайчата.

И. П. Ноги вместе, кисти рук  прижаты к голове, пальцы слегка согнуты (ушки). Прыжки на месте 10 – 15 сек.

А вот медведь совсем не боится волка и идет довольный  не спеша вперевалочку. 

И. П. Стоя. Ноги на ширине плеч, руки слегка расставлены в стороны. На раз наклон вправо с отрывом  левой ноги, на два наклон влево, левая нога встает на пол, правая подымается. Повторить 4 – 5 раз.

А лиса хитренькая, тихо крадется по лесу, её вообще никто не слышит.

И. П. Стоя. На раз подымается левая нога, согнувшись в коленном суставе,  и плавно опускается на носок, а правая рука сгибается в  локтевом суставе и плавно выпрямляется вперед и опускается. На два тоже упражнение выполняется зеркально. Повторить 4 – 5 раз.

Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл  Колобок с волчонком и покатился  дальше и встретил в лесу … (медведя).

Слайд 24.

Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Ребята, посмотрите внимательно, в каком  настроение наш медвежонок?

Дети: В грустном.

В-ль: Наш медвежонок грустный, потому что не может справиться с  заданием. Поможем ему.

Дети: Да.

В-ль: Только прежде чем помочь медвежонку нам надо приготовить  свои пальчики для игры на компьютере.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

Дети поочередно соединяют  пальцы рук с большим пальцем.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому,

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Слайд 25, 26, 27. Игра «Четвертый лишний»

Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо найти лишнею фигуру.  Дети по очереди выполняют  задание на компьютере.

Слайд 28.

Помогли медвежонку, и покатился  колобок дальше мимо болота, а там  скачут зеленые попрыгушки, не рты, а ловушки, попадут в ловушки  и комар и мушки. Кто знает, что это за попрыгушки?

Дети: Лягушки. По щелчку мыши на экране появляются лягушки. Потому что они зеленые, умеют прыгать, у них большой рот, и они  ловят насекомых.

В-ль: Остановился Колобок  на берегу болота и стал наблюдать  за ними. Давайте и мы вместе с  ним понаблюдаем за лягушками.

Слайд 29.

Дети наблюдают за появлением цветов и перемещением лягушек на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за лягушками, наши глазки не отдыхали, а выполняли  зрительную гимнастику. А теперь давайте  дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек), а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Слайд 30.

Покатился наш колобок  дальше и встретил … (лису). И предложила лиса поиграть.

Слайд  31; 32, 33, 34, 35, 36.

Детям предлагается посчитать  предметы и соотнести их количество с цифрой. Ребята по очереди выполняют  задание на компьютере.

Слайд 37.

Поиграл Колобок с лисой  и покатился домой к бабушке  и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и  не собирался, есть Колобка. В лесу ему  попались добрые животные, которые  с ним играли. Но мы с вами знаем  и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что  он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.

В-ль задает вопросы детям.

Ребята, скажите, можно уходить  из дома одному?

Можно ли разговаривать с  незнакомыми людьми?

Можно ли брать у незнакомых людей угощения?

Можно ли с незнакомыми  куда-нибудь уходить или уезжать?

Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?

Слайд 38.

Тут и сказочке конец, а  кто слушал молодец!

Итог занятия.

Ребята, вам понравилась  сказка?

Мы сегодня вместе с  Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством  предметов. Помогли медвежонку найти  недостающий предмет, поиграли с  зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться  с Колобком. Давайте скажем ему  до свидания.

 


Информация о работе Использование компьютера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста