Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций
Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.
Однако Ганнибал не осадил Рим, а направил свою армию через Умбрию и Пицен к побережью Адриатического моря. Он понимал, что взятие Рима требует длительной осады. Такую осаду было рискованно вести, имея в тылу еще не завоеванную Италию.
Победа Ганнибала под Каннами имела широкий резонанс. На сторону Ганнибала начали переходить одна за другой общины Южной Италии. От римлян отпала большая часть Самния, Бруттия, значительная часть Лукании. В Кампании, куда Ганнибал направился после битвы при Каннах, на его сторону перешли Капуя и ряд соседних с нею городов.
Успехи Ганнибала были оценены и за пределами Италии. Македонский царь Филлип V предложил ему союз и военную помощь. В Сицилии на сторону Ганнибала перешли Сиракузы. Римляне рисковали потерять весь остров. Даже карфагенское правительство, которое до сих пор с тревогой следило за успехами Ганнибала и не оказывало ему никакой помощи, испугавшись его растущей популярности, теперь обещало прислать подкрепления.
Битва при Каннах явилась кульминационным пунктом успехов Ганнибала. Однако это была последняя его крупная победа. После нее начался перелом в ходе войны в пользу римлян. Это объяснялось тем, что военные действия затянулись и все успехи Ганнибала не могли решить исход войны в целом. Стратегическая обстановка складывалась отнюдь не в его пользу. Решающее значение для Рима имела верность Центральной Италии, откуда римляне черпали свои основные резервы.
Роковую для Ганнибала роль сыграла близорукая политика карфагенского правительства, из-за которой находившаяся на вражеской территории карфагенская армия не имела регулярных связей со своей метрополией, была лишена источников пополнения материальными и людскими резервами.
Вторая
Пуническая война сокрушила Карфаген
и окончательно сломила его военно-
Лекция 19 - 20.
Расцвет и падение республики в Риме.
План.
1. Третья пуническая война.
2. Реформы Гракхов.
3. Военная реформа Мария.
4. Гражданская война в Риме в 80-70 годах до н.э.
5. Диктатура Суллы.
6. Первый Триумвират.
7. Диктатура Цезаря.
8. Гражданские войны 40 — 30-х годов I в. до н.э.
9. Падение Республики.
1. Третья пуническая война.
Крупнейшей средиземноморской державой, гегемоном не только Западного, но и Восточного Средиземноморья стал Рим во второй половине II в. до н. э. в результате двух успешных войн с Карфагеном, глубокого проникновения в страны эллинистического Востока, подчинения Македонии и Греции. Однако Рим не мог считать себя безраздельным властелином Средиземноморского Зассейна, пока не был окончательно уничтожен старый, побежденный, но потенциально все еще грозный соперник — Карфаген.
Побежденному Карфагену удалось оправиться и укрепить свое экономическое положение, так как силы и внимание римлян были прикованы к Востоку. Вынужденные отказаться от военных захватов и активной внешней политики, карфагенские купцы и рабовладельцы вкладывают теперь свои средства в сельское хозяйство в Африке. В Карфагене начинает процветать оживленная торговля с местными племенами, широко развивается плантационное земледелие, в городах растет число мастерских и торговых предприятий.
Это
усиление политического и экономического
влияния Карфагена вызвало
Поводом для начала третьей Пунической войны, которая продолжалась с 149 по 146 г. до н. э., послужила агрессивная политика поддерживаемого римлянами нумидийского царя Масинисса. Он -пытался присоеденить к своим владениям часть карфагенской территории. Произошло вооруженное столкновение, и, хотя карфагеняне были разбиты, римский сенат расценил их действия как нарушение условий договора 201 г. до н. э. и объявил войну.
Карфагеняне направили к римскому командованию послов с просьбой о мире. Римляне потребовали выдачи всего оружия. Когда это было выполнено, они заявили, что жители должны оставить город, так как он будет разрушен. Это новое требование вызвало взрыв гнева и ненависти к римлянам. Карфаген начал лихорадочно готовиться к обороне; день и ночь работало все население: ковалось оружие, укреплялись городские стены.
Осада Карфагена затянулась более чем на 2 года. В 147 г. до н. э. командование над армией, осаждавшей Карфаген, принял Корнелий Сципион Эмилиан — приемный внук Сципиона Африканского. Он укрепил дисциплину в армии, добился полной блокады города, а весной 146 г. приступил к общему штурму. Римляне прорвались в город, начались уличные бои, которые продолжались целую неделю, пока не было взято центральное укрепление — Бирса.
После завоевания города сенатская комиссия вынесла решение о полном его уничтожении. Карфаген был подожжен, горел 16 дней, затем на территории разрушенного города плугом была проведена борозда в знак того, что это место предано проклятию. Карфагенские владения были включены в состав римской провинции Африки.
Притоком огромной массы рабов сопровождались завоевательные войны, которые велись римлянами почти 120 лет в бассейне Западного, а затем и Восточного Средиземноморья.
Огромное
количество рабов и их дешевизна
неизбежно приводили к
Огромные массы разоренных крестьян хлынули в город. Меньшая часть из них занялась производительным трудом: превратилась в ремесленников, строительных рабочих и тому подобное. Они объединялись в специальные ремесленные коллегии, куда в дальнейшем наряду со свободными стали входить и рабы. Но значительная часть обезземеленных крестьян не могла найти себе постоянной работы. Доведенные нуждой до крайности, они превращались в деклассированный слой населения, в античный люмпен-пролетариат.
Завоевательные войны обеспечивали также непрерывный приток денежного капитала в Рим.
Таким образом сложились условия, которые привели к широкому развитию денежно-ростовщического капитала в Римском государстве. Одной из организационных форм развития этого капитала были компании откупщиков, так называемых публиканов, бравшие на откуп главным образом налоги в римских провинциях, а также различные подряды на общественные работы в самой Италии. Они занимались и кредитно-ростовщическими операциями, причем особенно широко в восточных провинциях, где оставались в силе законы и обычаи, сохранявшие продажу в рабство за долги, и где ссудный процент был почти не ограничен и доходил до 48 — 50. Торговыми, откупными и ростовщическими операциями занимались преимущественно представители римского всаднического сословия. Они превращаются в новый слой римской рабовладельческой знати — в торгово-денежную аристократию.
После становления Рима как крупнейшей средиземноморской державы, старый государственный аппарат, сформировавшийся еще в то время, когда Рим был типичным городом-государством, оказался непригодным, не отвечающим нуждам и интересам новых общественных слоев.
Несоответствие республиканского государственного аппарата новым условиям впервые дало о себе знать еще при попытке разрешения проблемы управления завоеванной Италией. Римлянам не удалось создать единого, централизованного италийского государства, но пришлось лишь ограничиться организацией довольно пестрой федерации общин, среди которых Рим был лишь наиболее крупной, занимавшей господствующее положение, главным образом благодаря своим военным силам.
Организация управления римскими провинциями является еще более ярким примером устарелости республиканского государственного аппарата и несоответствия новым задачам. Когда Рим оказался обладателем огромных заморских территорий, то сразу обнаружилась полная неприспособленность государственного аппарата для рациональной эксплуатации этих территорий. Римская система управления провинциями ярко вскрывает картину бессистемности и примитивности методов управления провинциями.
Не существовало никаких общих законодательных установлений, касавшихся провинций. Каждый новый правитель провинции, вступая в свою должность, обычно издавал эдикт, в котором определял, какими принципами он будет руководствоваться при управлении провинцией.
Римляне посылали сначала преторов, а затем консулов по окончании срока их полномочий в Риме, в качестве правителей или наместников провинций. Наместник назначался для управления провинцией, как правило, на год и в течение этого срока не только располагал в своей провинции всей полнотой военной, гражданской и судебной власти, но фактически не нес никакой ответственности за свою деятельность перед римскими властями. Жаловаться на злоупотребления жители провинций могли лишь после того, как наместник сдавал свои дела преемнику, но такие жалобы редко имели успех. Таким образом, деятельность наместников в провинциях была бесконтрольной.
И само римское общество раздирали противоречия. Среди свободного населения шла напряженная борьба за землю между крупными и мелкими землевладельцами, представленными в Риме, в первую очередь, сельским плебсом. Начинала разгораться борьба между землевладельческой знатью — нобилитетом — и новой торгово-ростовщической аристократией — всадничеством. Отражением всех этих сложных, часто переплетающихся между собой линий борьбы служат политические события эпохи кризиса и падения республики.
2. Реформы Гракхов.
Волнующим и тревожным фактором для господствующего класса было ослабление военного могущества Рима, явившееся результатом обезземеления крестьянства. При наличии цензового принципа в комплектовании армии граждане, лишившиеся земли, выбывали из состава военных контингентов. Численность армии и ее боеспособность падали. Рим утрачивал характер античного полиса, в котором подавляющее большинство граждан состояло из земледельцев-воинов. Могущество Рима, его власть над населением завоеванных территорий и дальнейшее расширение этих территорий ставились под угрозу.
Такое положение вызывало серьезную тревогу в среде наиболее дальновидной части нобилитета. В одном из аристократических кружков, группировавшемся вокруг Сципиона Эмилиана, зародилась мысль о необходимости проведения широкой аграрной реформы, направленной на восстановление крестьянского землевладения, возрождение крестьянства, а следовательно, и армии. Наряду с землями, находившимися в частной собственности, в Риме еще продолжали существовать обширные территории «общественного поля». В середине II в. до н. э. подавляющая часть этих земель была оккупирована богатыми нобилями, которые широко использовали труд своих многочисленных рабов. Участники кружка Сципиона предлагали подвергнуть эту землю перераспределению: частично изъять ее у крупных владельцев, поскольку право распоряжаться этими земельными фондами сохранилось за государством, и затем распределить эту землю более мелкими участками среди малоземельного или вовсе безземельного крестьянства.
Во главе борьбы за проведение реформы встал участник кружка Сципиона и его родственник - Тиберий Гракх.
Однако эта реформа не могла не натолкнуться на сопротивление нобилитета. В общей сложности за 15 лет ее деятельности около 80 тыс. человек получили земельные наделы. Но противники реформы всячески тормозили ее работу. Давность владения и отсутствие документов зачастую делали невозможным определить, какие участки принадлежали владельцу на правах частной собственности и какие по праву оккупации.