История Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Описание работы

История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III - II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).

Работа содержит 1 файл

Древний Китай.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 

Древний Китай.

 

История Китая  насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода  развитого неолита. Почти треть  ее занимает эпоха древнекитайской  цивилизации. Ее начало относят к  рубежу III - II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).

Далеко  на восток от древнейших цивилизаций  Индии и Передней Азии во II тыс. до н. э. на территории Северного Китая  образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство. Это имело большое значение для  истории народов как самого Китая, так и других стран Дальнего Востока. В это время слагаются древние предания китайского народа, формируется китайское иероглифическое письмо, распространяется влияние китайской культуры. Фактически этот период являет собой начало многовековой истории китайского народа.

Название "Китай" заимствовано, очевидно, у среднеазиатских  народов, назвавших страну, исходя из имени китаев, народа монгольского происхождения, владевшего в Х - XII вв. н. э. Северным Китаем. Ближневосточное  и западноевропейское название страны берут свое начало от таджикско-персидского слова "Чин". В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. завладело большей частью Китая.

Сами китайцы  имели несколько вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий. Например, Чжоу, Шан, Цинь, Хань и так далее. В древности было распространено название "Чжун го" ("Срединное государство"), сохранившееся до настоящего времени. Название "Хуа" ("Цветущая") или "Чжун хуа" ("Срединная цветущая") ныне входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Как полагает большинство ученых, металлургия  бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической  культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства.

Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. Она датируется XXIV—XV вв. до н. э., локализуется в основном в Хэнани, но частично захватывает и соседние территории Хэбэя и Шаньси.

Судя по всей совокупности археологических  материалов, относящихся к культуре Эрлитоу — с характерной для  нее техникой бронзового литья, — это был не самый ранний этап металлургии бронзы. И хотя пока не выявлено раннебронзовой культуры, предшествующей Эрлитоу, единичные находки меди и бронзы на луншаньских стоянках в бассейне Хуанхэ являются важным подтверждением ее автохтонности в Северном Китае.

В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа площадью 3,75 кв. км, где впервые археологи  обнаружили основание монументального  сооружения дворцового типа, со следами  колонн, площадью 100 кв. м (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Археологи установили, что при возведении фундамента использовалась техника утрамбованных слоев земли, известная по луншаньским поселениям. Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, связанных с "престижным богатством", вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы. В Эрлитоу найдены древнейшие из раскопанных в Китае захоронения с насильственно умерщвленными людьми. Некоторые китайские историки видят в них рабов, принесенных в жертву, и считают эрлитоуский комплекс сформировавшимся государством. Однако далеко не всем ученым такое построение представляется научно обоснованным.

Есть основания  полагать, что в эрлитоуский период имущественная дифференциация протогородских обществ среднего течения Хуанхэ зашла уже довольно далеко, однако нет достаточных данных, говорящих за то, что она достигла стадии классового расслоения.

Если в  поздненеолитическую луншаньскую  эпоху обнесенные глинобитными стенами  укрепленные поселения носили спорадический характер, то с наступлением бронзового века поселения протогородского типа становятся своего рода знамением времени, оказываясь фактором, способствовавшим этнической консолидации и формированию государственности. Один из таких наиболее типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н. э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Он представлял собой прямоугольное в плане поселение площадью 3,2 кв. км (320 Га), обнесенное мощной стеной из спрессованных слоев земли; высота сохранившейся ее части достигала 9 м, а толщина стен у основания — 20—30 м. Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек (при возведении которых использовалась та же техника утрамбованной земли, как и при сооружении городских стен), а также ремесленные кварталы. Среди разнообразной бронзовой утвари обращают на себя внимание два ритуальных трипода типа дин в связи с особой культовой значимостью бронзовых котлов-треножников в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральных символов наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и специализированным ремеслом. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития как в области материального производства, так и в сфере общественных отношений. У его носителей, очевидно, шел активный процесс государствообразования.

В связи  с археологическими открытиями последнего десятилетия ученые вновь и вновь  поднимают вопрос о реальности существования в истории древнего Китая культуры и династии Ся, которая в официальной китайской историографии предстает родоначальницей четырехтысячелетнего цикла 25 китайских династий, якобы правившей в Китае с 2205 по 1766 г. да н. э. Археологические материалы сопоставляются ими при этом с данными древнекитайских письменных памятников и мифологической традицией. Среди серьезных аргументов выдвигается и то обстоятельство, что самоназвание древнекитайского этноса хуася в его сокращенной форме — ся зафиксировано источниками I тысячелетия до н. э. и буквально совпадает с иероглифическим названием династии Ся. Делались попытки соотнести с культурой и династией Ся поселение Эрлитоу. Отождествляют с сяской культурой и чжэнчжоуский комплекс. Выдвигаются и иные версии. Теоретически допустима каждая из них, поскольку формально радиоуглеродные датировки и локализация сопоставляемых культур не выпадают из традиционно приписываемых династии Ся хронологических и территориальных пределов. Однако ни одно из предложенных отождествлений конкретных археологических комплексов с культурой Ся нельзя пока считать научно доказанным.

Данные новейших раскопок и исторические исследования позволяют, как кажется, со значительной долей вероятности  предположить, что во второй половине III—первой половине II тысячелетия до н. э. на Центральной равнине, там, где создались условия для перехода луншаньских позднепервобытных общин к металлургии бронзы, сложилась крупная этническая общность (ся или какая-то иная, а может быть, и не одна), с которой было связано появление здесь протогородских центров, где уже просматривались некоторые компоненты, вошедшие в дальнейшем в основной фонд материальной культуры древнекитайской цивилизации. Судя по всему, в этих протогородских обществах, основанных на сельскохозяйственной экономике, наметился переход к раннегосударственным структурам, чему способствовало быстрое развитие бронзолитейного производства в бассейне Хуанхэ. Однако бассейн Хуанхэ не был единственным ареалом раннебронзовой металлургии на территории древнего Китая. По крайней мере, с конца III тысячелетия до н. э. ряд культур ранней бронзы появляется в бассейнах рек Янцзы и Сицзяна независимо от северокитайского очага производства бронзовых изделий. Южнокитайские центры бронзовой индустрии, связанные с богатыми месторождениями меди и олова в Юго-Восточной Азии, возникли раньше, чем в бассейне Хуанхэ, самостоятельно или под воздействием мощного первичного очага древнейшей металлургии в Центральном Индокитае, восходящего к IV тысячелетию до н. э. В связи с этим встает проблема непосредственных этнических связей и взаимодействия культур ранней бронзы Северного и Южного Китая, которая решается учеными по-разному. В этом отношении представляют интерес недавние раскопки в Сычуани, лежащей на стыке древних культурных зон Восточной и Юго-Восточной Азии. Очень древняя неолитическая культура Даси в Сычуани была открыта сравнительно давно: ее возраст определяется серединой VI—началом III тысячелетия до н. э. В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III—началом I тысячелетия до н. э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя — золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе, статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности в монументальной скульптуре, не обнаружено ни в одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации.

Далеко на восток от древнейших цивилизаций Индии и Передней Азии во II тыс. до н. э. на территории Северного Китая образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство. Это имело большое значение для истории народов как самого Китая, так и других стран Дальнего Востока. В это время слагаются древние предания китайского народа, формируется китайское иероглифическое письмо, распространяется влияние китайской культуры. Фактически этот период являет собой начало многовековой истории китайского народа.

Название “Китай” заимствовано, очевидно, у среднеазиатских народов, назвавших страну, исходя из имени китаев, народа монгольского происхождения, владевшего в Х—XII вв. н. э. Северным Китаем. Ближневосточное и западноевропейское название страны берут свое начало от таджикско-персидского слова “Чин”. В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. завладело большей частью Китая.

Сами китайцы имели несколько  вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий. Например, Чжоу, Шан, Цинь, Хань и так далее. В древности было распространено название “Чжун го” (“Срединное государство”), сохранившееся до настоящего времени. Название “Хуа” (“Цветущая”) или “Чжун хуа” (“Срединная цветущая”) ныне входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Исходя из экономико-географических особенностей, современный Китай  делится на восточный и западный. Территория Западного Китая включает в себя обширное плоскогорье с  мощными горными системами (Гималаи, Куньлунь, Тянь-Шань). Самые высокие в мире горные Гималайские хребты достигают более восьми километров в высоту над уровнем моря и образуют естественный барьер между Индией и Китаем. Что такая разделенность на протяжении многих веков была практически непреодолимой, свидетельствует расовая и культурная разность этих стран.

В отличие от Западного Восточный  Китай не имеет таких мощных горных хребтов. Здесь большую часть  территории составляют низменности, равнины  приморья, к которым примыкают  средних размеров горы и горные плато.

Восток Китая имеет более  благоприятные природные условия: довольно мягкий климат, разнообразная  растительность. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части  страны появилась древнейшая земледельческая  культура и первые очаги китайской цивилизации, а также само государство.

Китай обладает большой сетью водных артерий, но главные реки сосредоточены, в основном, на востоке страны; они  берут свое начало на западе и текут  в восточном направлении. Понятно, что долины рек являются самыми плодородными и наиболее населенными районами страны.

Древние жители Китая тоже предпочитали речные долины. Хуанхэ — главная  река Северного Китая. Она несет  свои воды более четырех тысяч  километров. Ее бассейн был центром  древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ — бурная река; несколько раз она меняла свое русло, затопляла огромные пространства, принося неисчислимые бедствия населению. Однако самой большой рекой Китая является Янцзы (Янцзыцзян), которая имеет более пяти тысяч километров в длину. Центральный Китай — это и есть бассейн Янцзы. Около двух тысяч километров тянется главная водная артерия Южного Китая — Сицзян.

В древности почти весь Китай  был покрыт лесами. Недра страны изобилуют полезными ископаемыми. Моря, озера и реки богаты рыбой.

Весьма благоприятен для сельского  хозяйства климат восточной части  Китая, так как на лето приходится наибольшее количество атмосферных  осадков, а осень теплая и сухая. Западный Китай отличается коротким знойным летом и долгой холодной зимой.

Как и в настоящее время, в древности население Китая не было однородным. Значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая, согласно некоторым литературным источникам, уже в ранние времена занимали собственно китайские племена шан, ся, чжоу и другие. На юге и юго-западе Китая проживали родственные китайцам племена сино-тибетской языковой группы. Север, северо-восток и запад страны заселяли, по большей части, племена монгольской, тюркской и манчжуро-тунгусской групп языков.

В древние времена основными  районами расселения китайцев были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ и равнина, которая примыкает к Чжилийскому (Бохайскому) заливу. Здесь преобладали плодородные аллювиальные почвы. Иными словами, почвы наносные, образовавшиеся из речного ила. Они, да еще умеренный климат Великой Китайской равнины, способствовали развитию земледелия.

Огромные пространства в Северном и Северо-Западном Китае занимают лессовые почвы. Здесь древние племена  находились в менее выгодном положении.

Лесс — это отложения минеральной пыли, которую сдувают с гор зимние муссоны. Частицы-путешественницы содержат питательные вещества, например, органические остатки или легкорастворимые щелочи. Это позволяет обходиться без удобрений. К сожалению, в районах лессовых плато дождей выпадает мало, что для успешного земледелия требует искусственного орошения. Именно в силу указанных природно-климатических различий племена, жившие в районах лессовых плато, имели менее развитое земледелие, чем племена, обитавшие в нижнем течении Хуанхэ.

Использованная литература.

  1. "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. 
  2. "Поэзия и проза Древнего Востока" изд-во "Художественная литература", Москва, 1973 г.
  3. "Вокруг Света"
  4. "ГЕО"
  5. "История философии в кратком изложении" Пер. с чеш. И.И. Богута - М.: Мысль, 1991.-590, [1] c.

Информация о работе История Древнего Китая