Всеобщая история (Древний Восток)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций

Описание работы

Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории Древнего мира.doc

— 551.00 Кб (Скачать)

      В 111 г. до н. э. был издан закон, который  свел на нет результаты гракханской  реформы. Этот закон объявил частной собственностью италийские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешал продажу наделов, розданных аграрной комиссией Гракхов.

      После подавления движения Гракхов в Римской  республике развернулась борьба, смысл которой состоял в том, что крупные рабовладельцы стремились к наибольшему развитию частной собственности и резко выступали против всех ее ограничений. Но, поскольку с развитием крупного частного землевладения и обезземелением вытесняемых рабами крестьян политические права широких слоев населения все более и более урезались, это была одновременно борьба крупных рабовладельцев против рабовладельческой демократии, возможной лишь в условиях античного полиса, состоящего из граждан, которые являются вместе с тем землевладельцами. Внешне эта борьба выражалась в сложных столкновениях оптиматов, то есть лучших, и популяров, то есть народных, как стали именовать себя сторонники нобилитета и сторонники плебса.

      Ни  оптиматы, ни популяры не имели ни стройной организации, ни четкой программы, ни даже постоянного и определенного состава. Вожди популяров, выходившие в подавляющем большинстве из среды аристократии, нередко переходили на сторону своих политических противников, и, наоборот, оптиматы иногда переходили на сторону популяров.

      3. Военная реформа Мария.  

      События в Африке вызвали новое обострение борьбы между оптиматами и популярами. После обращения большой части  карфагенских владений в провинцию  Африку римские и италийские арендаторы, купцы, ростовщики наводнили ее и соседнюю Нумидию, возбуждая к себе ненависть местного населения эксплуатацией. Когда утвердившийся на нумидийском престоле Югурта овладел городом Циртой, в числе других жителей этого города были перебиты находившиеся здесь римские граждане и италики. Это дало популярам повод к наступлению на сенат, на римское правительство, которое фактически содействовало Югурте в его борьбе за власть. По их настоянию Югурте была объявлена война, длившаяся затем с перерывами шесть лет — со 111 по 105 г.

      В результате упадка государственной и военной системы, война для римлян складывалась неудачно.

      Однако, когда командование было поручено Гаю  Марию, ход войны изменился. Слабая боеспособность римской армии, остро  проявившаяся в ходе Югуртинской  войны, вызвала необходимость в коренной военной реформе. Эту важную реформу армии, сыгравшую огромную роль в последующих событиях, провел Марий. Он стал набирать в войско всех желающих, обращая внимание лишь на пригодность их к военной службе. Завербовавшись, солдат должен был прослужить 16 лет, в течение которых получал казенное содержание и жалованье; после отставки ветераны наделялись земельным участком. Кроме того, Марий обещал, что будет делиться с солдатами военной добычей.

      Значение  реформы армии в дальнейшем сказалось на всей истории Рима. Возникла профессиональная, хорошо обученная и закаленная армия, преданная удачливому полководцу, который, опираясь на армию, становился в свою очередь независимым по отношению к гражданским органам власти. Профессиональная армия превратилась в крупную политическую силу, значение которой возрастало по мере обострения классовой борьбы и социальных противоречий. Так как конечной целью солдата было получение земли, аграрный вопрос начинает теперь тесно переплетаться с вопросом об удовлетворении земельными наделами войска, которое обычно заставляло считаться со своими требованиями.

      С рядом законопроектов выступил в 91 г. до н. э. народный трибун Ливии Друз, принадлежавший к оп-тиматам. Первоначальной его целью было возродить республику с сильным и влиятельным нобилитетом и многочисленным крестьянством, расколоть ряды враждебных нобилитету всадников и обеспечить оптиматам поддержку римского плебса. Друз был убит. Это политическое убийство переполнило чашу терпения италийских союзников, и они подняли восстание, известное в истории под названием Союзнической войны (90 - 80 гг.). Это была одна из самых тяжелых войн, какие когда-либо приходилось вести Риму, ибо италики составляли значительную часть римской армии.

      Лучшие  полководцы — Марий, Сулла и другие были назначены руководить военными силами Рима. Но уже на исходе первого года войны Рим потерпел ряд крупных поражений. Даже выступавшие против Друза умбры и этруски начали колебаться. Положение в самой столице из-за вызванного войной расстройства экономики было очень тяжелым. Римскому сенату пришлось пойти на уступки. В конце 90 г. до н. э. по закону консула Юлия Цезаря все италики, сохранившие верность Риму, становились гражданами, а в начале 88 г. до н. э. трибуны Плавтий и Папирий провели закон, по которому права гражданства были обещаны тем из восставших италиков, которые сложат оружие в течение 60 дней. Эти законы внесли раскол в ряды союзников.

      4. Гражданская война в Риме в 80-70 годах до н.э.

      Политическая  борьба в Риме чрезвычайно обостряется в 80-х годах I в. до н. э. Всадники, новые граждане, городской плебс, ветераны Мария объединяются в довольно пестрый и неустойчивый блок, в котором их связывала только общая ненависть к сенатской олигархии. Внешним выражением этого союза было соглашение народного трибуна Сульпиция Руфа с Марием, которого всадники выдвигали на должность главнокомандующего в готовящемся походе на Восток — против понтийского царя Митридата VI Евпатора. Несмотря на интриги оптиматов, Руф, опираясь на ветеранов Мария, которые стремились принять участие в новой войне, сулившей богатую добычу, провел как свои предложения, так и закон о передаче Марию командования в войне с Митридатом, хотя сенат ранее поручил ведение этой войны Сулле.

      Извещенный  о смещении с поста главнокомандующего, Сулла собрал своих солдат, не желавших лишиться азиатской добычи, повел их на Рим и после непродолжительного боя овладел городом. Марий и виднейшие его сторонники бежали, Сульпиций Руф был убит, а его законы объявлены недействительными. Сенат, пополненный тремястами членами из числа сторонников Суллы, получил право предварительно утверждать законопроекты, которые без его санкции не могли отныне вноситься в народное собрание. Последнее теперь должно было голосовать не по трибам, а по центуриям, что давало перевес наиболее состоятельной части граждан. Власть народных трибунов была сильно ограничена, их роль сводилась лишь к роли ходатаев за отдельных лиц.

      Уже во время консульских выборов 88 г. до н. э., несмотря на все старания Суллы  провести своих ставленников, оппозиция одним из консулов избрала его противника Цинну. Дольше оставаться в Риме Сулла не мог и, приняв от консулов присягу на верность проведенным законам, он отправился со своим войском на Восток.

      Сразу же после этого группировка, возглавленная Цинной, вновь начала борьбу, пообещав италикам уравнение в правах. Цинна в Кампании стал создавать из италиков вооруженные отряды. Напуганный сенат не сумел организовать оборону Рима и вынужден был капитулировать перед Цинной. Марий был в седьмой раз избран консулом.

      Вступив в должность, Марий восстановил  законы Сульпиция Руфа и начал  жестокое преследование своих противников, объявив их вне закона. Часть населения  Рима, связанная отношениями клиентелы  со знатью, была недовольна и напугана. Марианцы вскоре лишились и поддержки рабов: испугавшись той ярости, с которой рабы расправлялись с рабовладельцами, Цинна и один из видных марианцев — Серторий, ночью окружили их отрядом галлов и зверски перебили. Вскоре после этих событий Марий умер, а затем погиб и Цинна убитый взбунтовавшимися солдатами.

      5. Диктатура Суллы. 

      Заключение  Дарданского мира дало Сулле возможность  отправиться с войсками в Италию, где предстояла борьба с марианцами. Италия стала ареной кровопролитных битв, во время которых погибло  до 100 тыс. человек. Право единолично распоряжаться всеми делами государства дало Сулле назначение его диктатором без указания срока полномочий. Он восстановил законы, введенные им после первого похода на Рим.

      Победа  Суллы дала новый толчок концентрации земли и богатств в руках немногих собственников. Противоречия, раздиравшие римское общество, еще более обострились. Это и было причиной отказа Суллы от власти, который пробыл диктатором с 82 по 79 г. После смерти Суллы в 78 г. до н. э. между противниками и сторонниками его режима вновь разгорелась борьба. Первым выступил против порядков Суллы прежний его сторонник — консул 78 г. Лепид, который стал собирать и вооружать всех недовольных под лозунгами восстановления хлебных законов и наделения властью народных трибунов. Главную массу недовольных составили италики, лишенные земли в пользу ветеранов Суллы, и сыновья казненных им марианцев. На стороне правительства стояли ветераны Суллы и аристократия. В битве между армиями Лепид был разбит, бежал в Сардинию и там умер. Дальнейшая борьба развертывается в Испании.

      6. Первый Триумвират.

      В 70-х годах I в. до н. э. большая часть населения Малой Азии, разоренная налогами, всякого рода поборами и деятельностью римских ростовщиков, снова стала на сторону Митридата VI, готовившего войну с римлянами. Переобремененные рекрутскими наборами и податями, галлы и племена Испании также глухо волновались. К узаконенным насилиям прибавлялся чудовищный произвол наместников. Все провинции ненавидели самое имя римлян и готовы были на любую отчаянную попытку, лишь бы свергнуть их тиранию.

      Такие видные сулланцы, как Красе и Помпеи, должны были, чтобы не утратить популярности, объявить себя противниками режима Суллы. Избранные в 70 г. до н. э. консулами, они  провели законы, восстанавливавшие  досулланские порядки: народным трибунам была возвращена их прежняя власть; возобновлялась раздача дешевого хлеба; суды передавались смешанной комиссии из сенаторов, всадников и наиболее зажиточных плебеев. Такое положение не устраивало всадников. Они не без оснований опасались, что, став у власти, Помпеи пойдет на соглашение с оптиматами. Предполагалось, что поход в Египет будет возглавлен представлявшим интересы всадников Крассом. В связи с этим Красс сблизился с Цезарем — признанным вождем популяров, который также видел в Помпее главного своего политического соперника. Известность Цезаря особенно возросла после избрания его в 65 г. до н. э. на должность эдила, когда он затратил огромные средства и залез в долги, устраивая для населения Рима невиданные по роскоши зрелища и развлечения. В 63 г. Цезарь подавляющим большинством был избран великим понтификом.

      Выставляя свою кандидатуру в консулы на выборах 64 г., Цицерон уже тогда  начал развивать программу, которая  впоследствии легла в основу ряда его политических сочинений. Основная идея этой программы сводилась к лозунгу «согласие сословий», под которым он, по существу, подразумевал консолидацию сил господствующего класса.

      Главным соперником Цицерона выступил Катилина — разорившийся аристократ, некогда  активный сулланец, Цицерон избран в консулы. Однако реальное положение делало невозможным осуществление лозунга «согласие сословий».

      Народный  трибун Сервилий Рулл выступил в 64 г. до н. э. с проектом нового аграрного  закона. Он предложил продать в  провинциях государственные земли, прибавить к вырученным деньгам суммы, получаемые в виде налогов с провинций, и военную добычу всех полководцев и на эти средства закупить землю для беднейших граждан, а также разделить между ними оставшиеся неразделенными государственные земли Кампании. Наконец, все земли, поступившие в чье-либо владение с 84 г., то есть со времени проскрипций Суллы, должны были, по проекту Рулла, стать частной собственностью владельцев. Проведение реформы предполагалось поручить комиссии из 10 лиц, наделенной широкими полномочиями. В число членов этой комиссии могли быть избраны только лица, находившиеся в то время в Риме. Помпеи, остававшийся еще на Востоке, попасть в нее, следовательно, не мог. Возможно, что за спиной Рулла стояли Красе и Цезарь.

      Выгоден этот законопроект был сельскому плебсу и еще сохранившим свои земли сулланским ветеранам, и крупным собственникам, нажившимся на проскрипциях. На этом и сыграл Цицерон, произнесший три речи против законопроекта Рулла и Добившийся его провала.

      Катилиной, который снова выставил свою кандидатуру на консульских выборах 63 г. и вместе с тем втайне подготовлял государственный переворот, были выдвинуты лозунги, призывающие к борьбе против сенатской олигархии и за сложение долгов. Состав сторонников Катилины был очень пестрым.

      Однако  Катилина снова не прошел на выборах  в консулы на 62 г. В ответ на это заговорщики решили поднять  восстание и захватить власть. Цицерон, осведомленный своими агентами о заговоре, но не располагавший  достаточными уликами, выступил с речами против Катилины, в которые вложил все свое ораторское мастерство. Эти речи повлияли на настроение более обеспеченных слоев плебса — торговцев, владельцев мастерских и домов, опасавшихся за свое имущество. Сенат наделил Цицерона чрезвычайными полномочиями. Тогда Цицерон разослал по Италии солдат и назначил крупное вознаграждение рабам и свободным за доносы на заговорщиков. Катилина был вынужден покинуть Рим и направился в Этрурию. Движение Катилины не имело прочной социальной основы. Катилина обходил аграрный вопрос и, в отличие, например, от Цинны, отказывался принимать в свой лагерь беглых рабов. Разложившийся городской плебс уже не представлял собой демократической силы. И хотя Цицерону удалось расправиться с катилинариями во имя спасения республики, весь ход дальнейших событий свидетельствовал о том, что социальная база республики нобилей крайне сузилась и что реальная власть из рук сената переходила в руки опиравшихся на профессиональное войско удачливых полководцев и политических честолюбцев из среды господствующего класса. На смену сенатской аристократической республике шла империя.

      Помпеи  после блестящего триумфа щедро  наградил солдат и распустил свое войско. Но, чтобы сохранить престиж  на Востоке, должен был добиться утверждения  сенатом проведенных им там мероприятий. Сенат, стремясь ослабить влияние Помпея, ставшего в глазах оптиматов опасным, отказал ему и в этом. В это время в Рим из Испании возвратился Цезарь. Он намеревался получить консульство на 59 г., рассчитывая на свою популярность среди плебса. В сложившейся ситуации стало возможным совместное выступление армии, всадничества и плебса, так как все они после недавних событий имели причины быть недовольными политикой оптиматов. Объединение этих трех сил приняло форму соглашения Помпея, Красса и Цезаря. Каждый из них в отдельности еще не мог в тот момент овладеть единоличной властью. Их союз получил впоследствии название первого триумвирата.

Информация о работе Всеобщая история (Древний Восток)