Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций
Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.
Западное
направление колонизации, начавшись
на побережье Ионического и
Позднейший
римский автор Руф Авиен
Южное
направление Великой
С VII в. начинается колонизация в северо-восточном направлении. Это время интенсивного освоения берегов Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря). Колонизационная волна исходила в основном от малоазийцев и призвана была установить опорные пункты-колонии для продвижения в северном направлении, освоения побережья Понта (Черного моря).
В Нижнем Побужье наметились свои этапы колонизации и формирование отношений эллинов с причерноморскими варварами. Во второй половине VII в. до н. э. на острове Березань основан Борисфен. Ранее здесь не было оседлого населения. Вероятно, метрополией полиса был Милет. По графике надписей, по облику керамики, можно считать, что на рубеже VII — VI вв. до н. э. возникла Ольвия.
7. Положение в колониях.
Социально-политическое развитие колоний происходило в русле формирования государственной структуры. Во-первых, в соответствии с активизацией экономической жизни появились носители новых социально-экономических интересов — торгово-ремесленные слои. Не случайно в городах Великой Греции начались выступления граждан за кодификацию, запись уже существующих норм права, способных обеспечить порядок в земледельческих общинах.
Во-вторых, колонии сталкивались также с переделом реальной власти в пользу демократических слоев, что выдвигало на передний план режим тирании. В-третьих, процесс выведения колонии обязательно освящался.
Таким
образом, колонии принимали конституцию
метрополии, что обеспечивало прочные
и законодательно закрепленные ее связи
с главным полисом и почитали тех же богов,
а также отмечали посвященные им праздники.
Считалось обязательным привезти в новую
колонию священный огонь из алтаря главного
бога-покровителя метрополии. При этом
необходимо отметить существование и
обратной связи: в случае возвращения
колонист наделялся всеми гражданскими
правами, полагающимися коренному жителю
метрополии.
Лекция 12.
ДРЕВНЯЯ СПАРТА
План.
1. Возникновение древней Спарты.
2. Социально-экономический строй древней Спарты.
3. Политический строй Спарты.
4. Законодательство Ликурга.
1. Возникновение древней Спарты.
Заселение долины Лаконии, плодородной местности в бассейне реки Еврота, в южной части Балканского полуострова, вероятно относится к микенской эпохе и осуществлялось ахейцами. Древняя община Спарты, или Лакедемон, хозяйствовала в регионе. Согласно гомеровской Илиаде, здесь было двенадцать селений — полисов, подчинявшихся басилею Менелаю, брату Агамемнона. Со времени покорения ахейцев и обоснования в этой местности дорийцев к середине VIII в. до н. э. здесь стал ощущаться недостаток фонда земли. Притязания Спарты были направлены на Мессению, находившуюся в непосредственной географической близости. Борьба за земли имела затяжной, изнурительный характер, привела спартиатов к кризису во внутренней жизни государства. Древнее право на надел (клер) в результате военных успехов зачастую нарушалось в пользу верхушки, завладевшей большей долей имущества и земли. Притеснялись права народного собрания. Завоевательная политика Спарты в эпоху дорийцев завершилась подчинением Лаконии и Мессении. Подчиненное население образовало слой рабов (илотов), обслуживавших жителей Спарты. Илотия была формой рабства с наличием средств производства, скота, имущества у раба. Закон предписывал отдавать часть урожая «анафору», сохраняя хозяйственную инициативу производителя. Рабовладелец был получателем ренты. Илотов было запрещено продавать за пределы Спарты, отпускать на свободу. Существовали и другие ограничительные меры государства по отношению к гражданам, например, неделимость и неотчуждаемость наделов земли — клеров (кларов).
В результате Мессенских войн произошло разделение земли с живущими на ней мессенцами и формирование зависимого слоя илотов. Кижурия (в переводе «собачий хвост») присоединена в ходе ожесточенного сопротивления через столетие.
2. Социально-экономический строй древней Спарты.
Мессения, обширная область в юго-западной части Пелопоннеса, отошла под власть Спарты. Мессенские войны существенно изменили характер полисного строя этого дорийского государства Пелопоннеса. Упоминавшийся аграрный кризис повлек структурные изменения в основной отрасли спартанской общины — земледелии. Этому процессу соответствовали общественные отношения. Земельный фонд был поделен на девять тысяч равных по доходности наделов, по числу полноправных граждан Спарты. Клеры не подлежали дарению, продаже, их нельзя было завещать, разделять при наследовании. Высокий авторитет полноправного гражданина поддерживался и контролировался государственной властью именно благодаря экономико-правовому регулированию. К наделу прикреплялись рабы-илоты, обслуживающие спартиатов. Участвуя в военных действиях, спартиат имел возле себя семерых рабов-илотов. Часто они прикреплялись семьями и были абсолютно бесправны. Илотия носила общественный характер, делая раба собственностью всего государства (при том, что илоты были относительно свободны, то есть их труд в пользу государства имел известные пределы в виде сданной части урожая). Положение рабов было унизительным, подневольным и вызывало ропот и восстания. Рабы, выходцы из Лаконии и Мессении, стремились объединиться на этнической основе, что и было опасно для полисной организации. Государство поддерживало порядок лишь рядом жестоких мер, беспощадных расправ. Примером устрашения были государственные массовые казни безоружных илотов — криптии.
Кроме
господствующего слоя полноправных
граждан, спартиатов, а также илотов,
были еще и периэки, свободная
категория населения без
3. Политический строй Спарты.
Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую иерархию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских прав. Становясь гражданами, они вступали в привилегированный слой, доминировавший в политической структуре. В рассматриваемый период (VII — V вв. до н. э.) это меньшинство еще составляло «общину равных».
Плутарх приводит сведения о Великой ретре, «конституции» Древней Спарты, которая определяла стройную политическую систему как сохранившую первобытную социальную организацию -- три родовые филы (дорийские). Наличие двух царей, принадлежавших династиям Эвропонтидов и Агиадов, — тоже родовой пережиток. Цари-архагеты представляли древние роды ахейцев и дорийцев и входили в герусию, совет старейшин. Однако формировало политику народное собрание — апелла, считавшаяся верховной властью только номинально.
Основополагающий принцип государства Спарта - принцип равенства — ярко воплотился в сисситиях институте совместных трапез. Они обеспечивали на практике принципы равенства, доходившего до механической уравниловки для рядовых участников трапезы, твердой доли взносов и нормы потребления.
Община в Спарте — это круговой жесткий механизм соподчиненных мужских союзов. Спартанская полисная организация включала еще и объединения спартанских юношей и подростков в агелы для поддержания сплоченности и жесточайшей дисциплины. Вся архаическая система, приспосабливаемая к новым условиям рабовладельческого общества, была воплощением гражданского единомыслия и строгого соподчинения.
4. Законодательство Ликурга.
К IX — первой половине VII в. до н. э. относится серия реформ, как аграрных, так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины спартиатов над массой порабощенного населения. Эти мероприятия в сочетании с реформой в военной области, составившие суть нового устройства Спарты, были как бы посланы свыше волею Дельфийского оракула.
Именно законами Ликурга предписывалось уничтожать нежизнеспособных младенцев, ибо из них не вырастет воин-защитник. С 7-летнего возраста мальчиков подвергали муштре. Целью воспитания в агелах было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско, противостоящее угрозе плотского мятежа. Проводилось установление систематического контроля за жизнью граждан — они не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Примерные расчеты показывают, что армия состояла из 600 мор (каждая по 400 — 900 человек). Из них формировали фалангу; входившие в нее гоплиты были оснащены копьями, короткими мечами. Гоплиту полагался щит. Введение единственной тяжелой монеты — оболы затормозило торговые сделки. Иностранца теперь могли изгнать из Спарты («ксенеласия»), самим спартанцам выезд за границу запрещался. С запрещением ввоза серебра и золота развернулась борьба с роскошью, что имело следствием угасание художественных ремесел, огрубление общественного вкуса. То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов. А это значило наличие грубых жилищ (можно было использовать лишь топор и пилу), простой еды, однообразные бороды воинов-мужчин, отмеченная современниками неграмотность спартиатов (лаконизм речи сродни воинской команде).
Реформами Ликурга были созданы братства организованных воинов. В список военнообязанных включались граждане с 20 до 60 лет. Обычно призывались в 30 — 40 лет. Контроль за этой стороной организации спартанского государства лежал на эфорах. Спартиаты становились как бы особой формой собственности всего государства. Как следствие — торможение товарно-денежных отношений, вытравливание торгово-ремесленной прослойки. Полунатуральное сельское хозяйство повлекло упадок государства, державшегося лишь на системе милитаризма и жестокой дисциплины. Постоянная угроза восстания порабощенного населения, которое численностью во много раз превосходило членов общины спартиатов (32 тысячи спартиатов и 340 тысяч зависимого населения по условным подсчетам), требовала консолидации общества, что и было сущностью «Ликургова строя» в результате проведенных реформ. Спарта как государство оказалась в изоляции от внешнего мира, переживала культурный упадок.
Лекция 13-14
Становление Афинского государства.
План.
1. Аттика древнейшего времени.
2. Реформы Солона.
3. Тирания Писистрата.
4. Реформы Клисфена.
1. Аттика древнейшего времени.
Краткая
характеристика природно-климатической
зоны Средней Греции — Аттики позволяет
осветить некоторые пути формирования
могущественного Афинского
Тесей остался в фольклорной традиции как носитель объединительной политики -синойкизма двенадцати различных общин вокруг Афин. Тесею приписывают упорядочение отношений между общинами, при нем распространился праздник в честь Афины (Панафиней); культ покровительницы города являлся как бы объединительной общенародной мистерией.
Другие легенды указывают на существование четырех племенных союзов (фил), фратрий, родов. Отмечены сведения об эвпатридах — родовой прослойки аристократии — геоморов-земледельцев. Особый слой демиургов — ремесленников, интересный своей подчеркнутой обособленностью, относится к периоду кризиса, разложения первобытнообщинных отношений.