Исторические источники Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках , которые дают нам информацию о далеком прошлом. Вообще древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников – ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.
Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.

Работа содержит 1 файл

Источники Древнего Востока.docx

— 51.11 Кб (Скачать)
  1. ВВЕДЕНИЕ.
 

История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках1, которые дают нам информацию о далеком прошлом. «…Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем их изучении считается выявление достоверности тех сведений, которые нам предоставляют дошедшие до нас разнообразные памятники прошлого»2.

Исторические  источники очень многочисленны и разнообразны; для удобства они подразделяются на типы:

1. Письменные источники (исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы и др.).

2. Памятники материальной культуры (остатки городов, храмов, крепостей, гробниц, жилища, предметы быта, оружие и т.д.).

3. Памятники устного народного творчества – фольклор (песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания).

4. Этнографические материалы (обычаи, нравы, культы).

5. Данные антропологии (мумии, костные останки).

Изучение истории Древнего Востока, в свою очередь, из всего перечисленного в основном основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.

Документальные источники являются в силу их предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» - рассказ) являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора  данного произведения, что необходимо учитывать в процессе изучения источника.

Вообще  древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников – ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.

 Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени. 
 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. ТРУДНОСТИ  ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ.

Прорыв  в изучении древневосточных цивилизаций  и стремительный рост числа источников обеспечили значительное достижение в  области археологии - даже в самом  лучшем случае археология, без поддержки  письменных памятников, не способна дать ясную картину социального строя, политической истории и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. К сожалению, ученым удалось дешифровать  далеко не все системы древнего письма. Так, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации.

Большой трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является также и фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока - различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III-I тыс. до н.э. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые потом обжигались и становились вечными. В то же время жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и т.п., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом.

Трудности, встреченные востоковедами в  адекватном понимании и интерпретации источников, способствовали распространению, особенно в XIX в. и в начале ХХ в., мнения о невозможности постижения подлинной сути и истории древних цивилизаций. Наиболее наглядно такую точку зрения высказал выдающийся американский ассириолог А.Л. Оппенхейм, который заявил: «Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии - задача невыполнимая и ставить такую цель вообще не следует».3 Такое пессимистическое отношение к возможности познания подлинной исторической реальности касается не только религии, но и всей истории древней Месопотамии. Основывается оно на осознании слабости ее источниковой базы. Правда, работы других историков во многом преодолевают такого рода скептицизм; например, труды выдающегося шумеролога С.Н. Крамера.4

Остается  надеяться, что стремительное обогащение источниковой базы, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс этой дисциплины и более углубленное понимание истории древневосточных цивилизаций.  
 

2.2. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНИХ СТРАН.  

Раздел 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.  

Богатейшую  информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор  как выдающийся французский египтолог  Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты  иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали  огромное количество различных письменных памятников.

Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов, начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

Памятником  исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (г. Фивы) -  придворный писец перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли  древних египтян является сочинение  жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV-III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших Периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

Ценнейшими  источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных  документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно  назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный  в храме царя Нефериркара (V династия, XXV-XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Один  из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) - столицы фараона-реформатора Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад объединений различных государств.

Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.- Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме).

В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях  эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в  фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные - надежная основа для восстановления египетской истории.

Распространенным  видом египетской литературы являются также поучения и пророчества. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов, написанные от их имени (например царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства) и «поучения» частных лиц («Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну). Особой разновидностью литературы стали пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни..

Произведения  художественной литературы, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рас-Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными порученными. Сохранились отчеты о реальных экспедициях («Путешествие Уну-Амона в Библ», XI в. до н. э.).

Дошло до нас и множество произведений религиозного характера Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V-VIII династий (XXIV-XXII вв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии - «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (сродни Елисейским полям в греческой мифологии).

В целом  многочисленные письменные источники  позволяют воссоздать историю, жизнь  и культуру Древнего Египта с достаточной  полнотой. Однако в то же время историю невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: пирамид, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Также большую ценность представляют захоронения мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.

Информация о работе Исторические источники Древнего Востока