Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:49, реферат
Ответ на этот вопрос будет найден в представленной работе. Её целью является выявление основных путей становления и развития искусства в одной из древних цивилизаций мира и установление изменений, произошедших в жизни данного общества.
Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
выяснить, как формировалось искусство древнего Египта
понять основные особенности каждого направления в искусстве
сформулировать соответствующие выводы о важности рассмотрения данной темы для современного общества
Введение 3
История Древнего Египта 4
Скульптура Древнего Египта 4
Пирамиды, как символ Древнего Египта 5
Живопись Древнего Египта 6
Ювелирное искусство Древнего Египта 7
Письменность Древнего Египта 8
Мебель Древнего Египта 9
Заключение: 10
Список используемой литературы: 11
Реферат по дисциплине «История»
на тему «Искусство Древнего Египта»
Оглавление
Египет – уникальная и интересная страна. Даже сейчас он не перестает привлекать туристов своими необычайными творениями человеческих рук. Египет является одной величественных мировых цивилизаций, которой управляли строгие фараоны и необыкновенно красивая царица Клеопатра. Посетив Египет, воспоминания о нем останутся навсегда. Только здесь можно увидеть одно из семи сохранившихся чудес света – пирамиды. Это грандиозные сооружения в пустыне, под которыми захоронены египетские правители и их жены. Также вас могут удивить загадочный Сфинкс, Луксорский и Карнакский храмы, Мемфис, сокровища гробницы Тутанхамона и Аменофиса, старинные мечети и мавзолеи и другие достопримечательности. Эту великолепную картину мы можем наблюдать сейчас, но что было несколько тысячелетий назад?
Ответ на этот вопрос будет найден в представленной работе. Её целью является выявление основных путей становления и развития искусства в одной из древних цивилизаций мира и установление изменений, произошедших в жизни данного общества.
Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
Вопрос о рассмотрении искусства древнего Египта очень важен и актуален сейчас, ведь многое было создано египетским народом впервые. Именно он подарил нам монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет, отличающийся необычайной реалистичностью, изделия художественного ремесла. Если бы изначально не было толчка к развитию искусства, возможно, Египет не был бы столь популярной страной, каким является сейчас.
Для более точного раскрытия данной темы будет использована следующая литература: обобщающая работа по древнеегипетскому искусству, энциклопедия по искусству Древнего мира, исследование по культуре и искусству Древнего Египта с подробным описанием Эрмитажной коллекции и научные сайты интернета по данной проблеме.
История Египта начинается в IV тысячелетии до нашей эры. Его можно назвать страной двух материков: он расположен в северо-восточной части Африки по течению реки Нил и на Синайском полуострове Азии. Во многом жизнь египтян и становление их культуры зависели от Нила: во время разлива его воды приносили к земле плодородный черный ил. Именно он способствовал развитию земледелия и производству зерновых культур в избыточном количестве. Также на формирование культуры оказывало влияние и то, что Египет был изолирован от нападок враждебных соседей. Его окружали только пустыня и море. Но нужно сказать о том, что жизнь египтян складывалась в противоречии между кочевниками - скотоводами и оседлыми землевладельцами. И это противоборство олицетворяли египетские Боги: Осирис – Бог земледелия и его брат Сет - Бог пустыни и диких зверей. Именно в таких условиях и проходило становление и развитие древнеегипетского искусства.
Существует мнение, что скульптура Древнего Египта была скрыта во храмах, мавзолеях, мечетях, и не играла особой роли в обществе. На самом деле это было не так. Действительно, большинство произведений находились в религиозных сооружениях и были недоступны для глаза, но тем не менее некоторые статуи можно было увидеть. Они играли существенное значение в жизни египтян и определенным образом воздействовали на нее.
Сейчас сложно представить Древний Египет без скульптурных произведений. Они украшали фасады храмов, мавзолеев, декорировали дорожки, ведшие к различным сооружениям. Дворцы фараонов и царицы также были украшены различными скульптурами.
Памятники в Древнем Египте отличались по своему предназначению. Одни использовались зодчими как декоративный элемент, а другие были непосредственно объектами обрядов и ритуалов. Здесь очень важно было выбрать правильные материалы, яркое сочетание которых давало бы желаемый результат. Так, зодчий Бекенхонсу поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита, изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур.1
Во дворцах храмов также можно было найти статуи и скульптуры не только правящих лиц, но и частных. Цель их нахождения была не только религиозная. Люди, изображенные на монументах, желали прославить себя. Таким образом религиозные учреждения превращались в своеобразные картинные галереи, придя в которые простые жители могли наблюдать известнейших людей своего времени – полководцев, жрецов, зодчих. Их биографии можно было прочесть на статуях.
Появление новой скульптуры было знаменательным событием в жизни города. Оно сопровождалось массовым выходом людей на улицы, исполнением песен и принесением жертв перед памятником. Таким праздником для людей послужило установление в конце XX века колоссальной скульптуры правителя Тхутихотепа.
Также очень часто скульптуры использовались в качестве выразителя какой-либо идеологической направленности. Они были наглядны, и прекрасно демонстрировали то или иное учение.
Помимо всего вышесказанного, скульптура использовалась в политической жизни общества. Так, например , когда фараон-завоеватель Сенусерт III присоединил к территории Египта большую часть Нубии, он поставил на установленной границе свой памятник. Это придавало ему больше чести и почета.
Таким образом, мы видим, что скульптура
играла чрезвычайно важную роль в
жизни древнеегипетского
Египетские пирамиды – грандиозные архитектурные сооружения Древнего Египта. Издавна они поражали людей своими невероятными размерами. На них разными языками высечено множество разнообразных надписей. Всего в Египте насчитывается около 118 пирамид.
Навсегда пирамиды вошли в сознание людей как усыпальницы великих фараонов. Но это не совсем так. Пирамиды являются еще и символом государственной мощи. Они сооружались на протяжении многих лет. Их строительством занимались рабы, при чем не по собственной воле. Египетские пирамиды до сих пор привлекают множество туристов и людей, желающих полюбоваться необычайной красотой величайших сооружений.
Одной из древнейших египетских пирамид является пирамида Джосера, построенная около пяти тысяч лет назад и ставшая прообразом так называемой «ступенчатой пирамиды». Существует две версии объяснения «ступенчатой пирамиды». По одной из них, она олицетворяет собой лестницу, поднимающуюся вверх, к Богу, а по другой – эта лестница спущена вниз для восхождения царя. При её строительстве был впервые применен камень. Её автор, зодчий Имхотеп, навсегда вошел в историю как прославленный мудрец, астроном, врач и первый строитель каменных зданий.
Своего пика строительство пирамид достигло во время правления четвертой династии. Именно тогда были построены Великие Пирамиды Гизы. Издалека очень трудно определить истинный размер этого памятника искусства, но как только приближаешься к нему, то понимаешь, насколько колоссально это сооружение. Фундамент пирамиды выложен в форме квадрата, а это уже немалое достижение для того времени. Каменные блоки были выложены идеально, и настолько близко расположены друг с другом, что для строительства этой пирамиды не потребовалось раствора извести. Пирамида Джосера считается грандиозным сооружением в мире: она вдвое больше известного стадвухэтажного небоскреба Empire State Building, расположенного в Нью-Йорке на острове Манхэттен.
Достоянием Египта и одним из семи сохранившихся чудес света являются пирамиды. Самыми известными среди них являются пирамиды Хеопса, Хефрна и Микерина в Гизе.
Пирамиды - это не только огромные сооружения необычайной красоты. Их роль очень важна. Они являясь украшением мировой цивилизации, символизировали всю мощь государственной власти.
Египет - это высокоразвитая цивилизация, поэтому такой вид искусства, как живопись, тоже нужно рассмотреть. Она появилась еще во время первобытнообщинного строя. Сначала художники просто изображали на стенах пещер сцены охоты, семейных праздников. Их живопись не носила глубокого смысла, а задача её состояла лишь в том, чтобы украсить жилище людей. Спустя некоторое время, когда стали появляться сооружения монументальной архитектуры, живопись поменяла свой характер и предназначение. Теперь она стала неотъемлемой частью созданных творений, и её цель заключалась в их творческом оформлении.
С течением времени живопись стала отвечать несколько иным художественным требованиям. Такие изменения связаны с новой культурой, мировоззрением. Изображаемые образы стали намного ярче и отчетливей, стали соблюдаться пропорции. Определилась четкая и ясная цель в живописи - возвеличение царя. Именно поэтому художникам стало проще изображать людей, особенно низшего сословия.
Вообще живопись применялась для украшения и придания величественности вида дворцов, гробниц фараонов, мечетей, храмов и жилых домов. К сожалению, сегодня мы не сможем в полном объеме представить, какая была живопись в Древнем Египте, так как в большей мере она потеряна. От росписи храмов и мечетей практически ничего не уцелело, от изображения дворцов и жилых домов также ничего не осталось, и лишь по гробницам фараонов мы можем кое-что сказать о живописи Древнего Египта. Для изображения использовались разнообразные краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), желтая (охра желтая и аурипигмент).2 Кисти изготавливались из растительных материалов. Использовалась техника темперы. Перед покраской стены гробниц покрывали слоем гипса или глины.
Живопись была не так развита в Древнем Египте, как скульптура или архитектура, но тем не менее стала очень важной частью древнеегипетского общества. Она не только служила предметом красоты и роскоши, но и символизировала развитие культуры Древнего Египта.
Ювелирное искусство и изготовление предметов художественного ремесла - это дело, в котором египтяне добились высочайших успехов. Стоит отметить, что для жителей Древнего Египта ювелирные украшения имели несколько иное значение, чем для нас сейчас. Они верили, что изделия могли отгонять от них злых духов, помогать в делах, избегать огорчений и неудач. Такие верования были связаны с тем, что египтяне очень тонко чувствовали связь с природой, поэтому тем, кто носит украшения она помогала.
Обычно драгоценности в Египте создавались по образу Богов, в которых верили жители. Одним из самых известных и почитаемых был скарабей, Кефер. Кажется странным, чем обыкновенный навозный жук мог привлечь египтян, что большинство украшений сделано по его подобию? Оказывается, египтяне сравнивали скарабея с Солнцем. По легенде Солнце возвращается из царства тьмы и теней и воскресает при свете дня, а маленький скарабей также воскресает из собственного мира, мира навоза. Солнце - это шар, в котором заложена основа всего живого, а жук - это тоже шарик, внутри которого находятся зародыши его детенышей. В Древнем Египте существовало великое множество форм ювелирных украшений, которые носили на разных частях тела: лоб, запястье, лодыжка, плечи. Самым священным местом считалась грудь. Талисман, который носится на груди оберегает сердце, а сердце, по мнению египтян, является источником жизни. На запястьях носили удивительной красоты браслеты с символом Уджат, то есть Оком Гора. Говорят, он помогает лучше видеть.
Египтяне применяли различные способы обработки металла для изготовления украшений: литье, формовку, ковку (с помощью молотка). Для нанесения орнамента на драгоценности использовались: тиснение, насечка, гравировка, окраска. Египтяне в этом виде искусства добились совершенства. Например, они могли достигнуть в 20 раз более тонкого слоя металла, чем наши ювелиры могут сейчас.
Можно очень долго говорить о египетских украшениях. Они необыкновенно прекрасны и в то же время довольно практичны. Египтяне сами очень высоко ценили свою продукцию. Один из мастеров ювелирного дела сказал своему собрату :"Какую славную вещь ты сработал!" Данные слова можно считать лозунгом и оценкой всех украшений Древнего Египта.
Существует много теорий и гипотез по поводу того, где возникла письменность. История показывает, что именно Египет был прародиной письма, так как в то время он уже обладал довольно развитой культурой. Именно в Египте был изобретен материал для письма - папирус. Материалом для его изготовления служил водный цветок, именуемый папирусом. После его соответствующей обработки получались отдельные листы папируса, которые впоследствии скатывали в рулоны. Для того чтобы написать что - либо, с этого рулона отрезали полосу. Первоначально длина полос составляла около 15 см, позднее их стали делать значительно шире. Папирус в Египте был единственным материалом для письма. Конечно, для записи также пригодны кожа, деревянные таблички, но они использовались очень редко.
На тот период в Древнем Египте использовались три системы письма: иероглифическая, иератическая и демотическая. Как известно, написание иероглифами является самой древнейшей формой письма. В иероглифическом письме египтяне изображали очевидные предметы с помощью соответствующих символов или знаков( рука, месяц солнце, палец и т.д.). Постепенно иероглифическое письмо заменяется на фонетическое. Для этой цели египтяне составляют алфавит, но в нем отсутствуют гласные. В этой ситуации у египтян возникли трудности при написании некоторых слов. Когда можно было провести ассоциацию между вещью и её обозначением, то все было просто, но когда этого не происходило египтянам было значительно тяжелей записать слово. Именно тогда они и придумали еще 24 буквы. Смысл их введения был таков: египтяне писали слово буквам и затем добавляли к написанному рисунок. Это значительно упрощало понимание египтянами того, что им хотели сказать