Всеобщая история (Древний Восток)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций

Описание работы

Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории Древнего мира.doc

— 551.00 Кб (Скачать)

      Аттика  в VIII — VI вв. до н. э. переживает существенные хозяйственно-экономические сдвиги, связанные с результатами многостороннего процесса колонизации, вызвавшего подъем торговли и ремесла. Примитивное натуральное хозяйство превращается в товарное, резко увеличившее обороты торговых операций; повсеместно отмечено предпочтение более рациональным методам ведения сельского хозяйства. Результатом развития торговли стало введение денег.

      Оформление  новой силы демоса проходило в  новых условиях товарно-денежного хозяйства и рождало новые требования к власти и вызывало ее перераспределение. Движение против родовой знати проходило на фоне складывания полисной жизни: основой города оставалось крестьянство, конечно, свободное. Центром полиса как политического, военного и религиозного была агора (сход или сбор) — место, чаще всего древнейшая рыночная площадь, предназначенная для проведения народных собраний. Феномен агоры как общественного места мало исследован в литературе.

      Рост  городов вызвал к жизни появление новых правовых норм, и процесс этот был не механическим, а, как было уже отмечено, проходил в борьбе складывавшихся группировок общества. Объединенные неприятием господствующего положения прежней аристократии, новые слои общества, опираясь на поддержку наиболее угнетаемых, выступили в Афинах в 30-е гг. VII в. до н. э. Руководителем стал знатный афинский горожанин, победитель Олимпийских игр Килон. Им был захвачен Акрополь (во время празднества в честь верховного бога Зевса). Но, не имея определенной программы, Килон не мог организовать поддержку движения демосом. Демос перешел на сторону архонтов. Приверженцы килоновой смуты были предательски убиты в непосредственной близости от священных мест. Ответственность за это была возложена на род Алкмеонидов, это надолго лишило их политического авторитета. Но в результате выступления под предводительством Килона родовая знать вынуждена была оформить новые отношения в правовые нормы. Появляются законы, носящие имя архонта Драконта. Произошла кодификация уже существовавших в Афинах правовых норм обычного права. Введение судопроизводства было шагом вперед от самоуправства аристократии.

      Политику  формировал городской совет девяти старейшин-архонтов, выходцев из эвпатридов. Выборы этой замкнутой группы влиятельных аристократов проходили ежегодно. Принадлежность к власти практически не прерывалась после перевыборов — архонты входили в ареопаг, древний совет, трансформированный в рассматриваемый период в основной орган управления афинским обществом. Таким механизмом обеспечивалась устойчивая власть родовой аристократии.

      2. Реформы Солона.

      История создания рабовладельческого полиса в  Афинах воплотилась в совершенствовании  законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. до н. э. — год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое он реализовал в ходе проведения комплекса реформ в Афинах.

      Поддерживая Солона, эвпатриды преследовали свои Цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальную напряженность, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. Влиятельные силы рассчитывали на мирный исход кризиса. Вырос новый слой, с которым аристократии необходимо было считаться демиурги — ремесленники, разбогатевшие на вывозе ремесленного товара и жаждавшие широких политических прав. Сейсахтейя, «стряхивание бремени» — отвечала интересам крестьянства Аттики. В стихах реформатора Солона воспевалась его заслуга в удалении так называемых закладных камней на земельных наделах и объявлении долгов недействительными. Более того, при нем вернулись обратно проданные за долги и бежавшие за границу. Проведена всеобщая амнистия, кроме сторонников Килона. Сделки самозаклада были ограничены.

      Для того чтобы привести систему государственных  учреждений в соответствие, сохранить политическое единство (разрываемое распрями политических группировок), Солоном был введен имущественный ценз, как основа обеспечения прав и обязанностей граждан Афин. В силу разницы в доходах и размерах имущества все афинское население, владевшее землей, поделилось на 4 основных класса. Пентакосиомедимны — самые богатые люди с доходом 500 медимнов в год. Это были крупные землевладельцы, которым предписывалось занятие самых высоких должностей в системе управления. В класс всадников (трехсотмерников) вошли земельные собственники с доходом 300 медимнов в год. Третий класс включил зевгитов с доходом не менее 200 медимнов. Феты были самыми неимущими по этой шкале и составляли основную массу представительного органа — народного собрания. В народном собрании высшие должностные лица и выбирались и отчитывались. Всадники и зевгиты выдвигали кандидатов в Совет четырехсот. Здесь взвешивались все стороны новых законов, их последствия перед окончательной процедурой утверждения в афинской экклесии (народном собрании). Демос добился введения суда присяжных.

      Результаты  реформы все же ущемили права  эвпатридов, представителей древних  аристократических родов. К власти проникали другие слои демоса, разбогатевшие  на земельных операциях, и торговые слои. Противоречивость реформаторской деятельности Солона в том, что поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные контрасты в вопросах власти, осудив на умирание законы родового строя; с помощью введения активного избирательного права для всех граждан он способствовал поднятию престижа имущих, усилив расслоение.

      3. Тирания Писистрата.

      Следующий этап Афинского государства был  связан со вспыхнувшей борьбой различных  слоев за политическое преобладание в Аттике. Писистрат выражал интересы мелких землевладельцев, демократически настроенной части Аттики. Это были массы жителей Аттики, имевшие малоплодородные наделы, экономически слабые хозяйства. Партия диакриев (горцев) способствовала приходу к власти Писистрата. Взяв акрополь с помощью вооруженного отряда, Писистрат утрачивал власть два раза.

      Как тиран Писистрат начал свою деятельность с популярных переделов земель своих  проигравших противников. Поддержавшие его и сочувствующие слои диакриев были наделены землей из конфискованного  фонда земель. Этим он укрепил свои позиции в среде диакриев и части паралиев. Его политика была поддержана еще благодаря введению доступного сельскохозяйственного кредита.

      Среди важных мер, укрепивших демократические  основы афинского гражданского общества, было введение разъездных судов для разбора спорных земельных и гражданских дел. Укрепляя свои позиции внутри страны, Писистрат проводил дальновидную внешнюю политику — к числу удачных относится кампания по закреплению на побережье Геллеспонта, по освоению международных торговых путей. Как результат этой политики — оживление товарного производства и торговли. Разрабатывая и осуществляя внешнеполитические шаги, Писистрат наметил направления позднейшей колонизации и способствовал морскому могуществу Афин.

      Писистрат снова теряет политических сторонников, а вскоре умирает. Его сыновья  Гиппий и Гиппарх не смогли утвердиться  у власти. После утраты ими власти в Афинах вновь вспыхивает борьба политических группировок.

      4. Реформы Клисфена.

      Главной целью революционных преобразований Клисфена было утверждение в Афинах территориального принципа государственности. Клисфен своими реформами довел до завершения процессы социальной стабилизации афинского полиса. Главное, что имели целью реформы Клисфена, принадлежащего к роду Алкмеонидов, — это изменение положения родовой аристократии. Ее статус был очень высок, потому что ей принадлежало господствующее положение в старинных родовых объединениях. Филы и фратрии объединяли весь афинский демос (было четыре филы, каждая по четыре фратрии). Благодаря своему участию во всех культовых делах своих фил и фратрий, система управления родовой аристократии осуществляла контроль за состоянием дел в Аттике, родовая власть торжествовала в системе этих родовых объединений. Клисфеновы реформы подорвали именно это деление, нарушили основы традиционных политических и религиозных отношений.

      По  Клисфену новое административное деление  распределяло граждан Аттики и Афин на триттии — всего 30 округов. Новые  объединения — филы состояли из трех триттии, подобранных из различных округов и представляли собой не сплошную территориальную единицу, а временное объединение гражданских групп из разных частей Аттики и Афин для проведения всех политических мероприятий полиса. Филы Клисфена также исполняли сакральную функцию, им были присвоены имена древних богов аттиков. Этим достигалась цель разобщения эвпатридов, а старые филы хоть и были сохранены Клисфеном, их значение сводилось до культовой роли.

      Демократической стороной Реформирования государства  Клисфеном была выборность и отчетность должностных лиц. Этого правила должны были придерживаться и архонты, и военачальники-стратеги (впоследствии сосредоточившие в своих руках исполнительные властные функции). При Клисфене была введена чрезвычайшая мера — «остракизм», представлявшая собой форму тайного голосования. Каждый голосующий писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчете голосов 6 тыс. раз, то такой человек назывался; он должен был покинуть родину на 10 лет, но имел возможность вернуть по окончании срока все гражданские права и имущество. Это был властный политический рычаг афинского демоса, а также оружие борьбы политических партий в Афинах.

      В структуре государственной власти Афин эпохи Клисфена важную роль играли коллегии стратегов (по одному представителю от каждой филы). Жеребьевкой также избирался суд присяжных, куда полагалось жаловаться на не законные действия должностных лиц.

      В целом в результате реформ Клисфена демос, в первую очередь крестьянство, освободился от консервативных родовых рамок. В известном смысле преодолены то тут, то там вспыхнувшие распри родовых объединений, введены в политическую жизнь новые слои, не охваченные прежде гражданской деятельностью фил и фратрий.

      Лекция 15

      Расцвет и могущество Афин.

      План.

      1. Экономика Греции  в V в. до н.э.

      2. Дальнейшая демократизация Афин.

      3. Афинская морская  держава.

      4. Деятельность Перикла. 

      1. Экономика Греции  в V в. до н.э.

      После окончания греко-персидских войн в полисах континентальной Греции, особенно в Афинах, расцветают ремесла, растет товарное производство, расширяются торговые связи. В сельском хозяйстве наблюдается интенсивный переход от зерновых культур к оливководству и виноградарству. Однако этот экономический подъем в середине века охватил не всю Грецию. Многие области развивались более медленными темпами.

      В этот период рабовладельческий способ производства окончательно утвердился в городах-государствах Греции.

      Наиболее  тяжелые условия труда были у рабов, работавших на рудниках. В Лаврийских горах в Аттике, где добывали серебро и свинец, рабы трудились в полу-лежачем положении, задыхаясь от жары и духоты. Орудиями их труда были молоток, кайло и корзины, в которых породу поднимали на поверхность земли.

      Отпущенных  на волю рабов в V в. до н. э. было совсем не много. Однако и вольноотпущенники не получали полной свободы. Они сохраняли известную зависимость от своих бывших хозяев - были обязаны выплачивать им деньгами или натурой часть своих доходов. Вольноотпущенные по-прежнему не имели прав юридического лица. Их положение было хуже, нежели положение метэков.

      В V в. до н. э. в Аттике преобладало мелкое крестьянское землевладение.  Все шире проникают товарно-денежные отношения в афинское сельское хозяйство. Согласно распространенным в Греции взглядам, труд ремесленника почитался гораздо ниже труда земледельца. Ремесленничество считалось занятием, недостойным гражданина.

      Во  всех греческих полисах проживало  много переселенцев. В греческих  городах-государствах, граждане которых ревниво оберегали свои привилегии, не только временно проживающие иноземцы, но даже переселенцы из других греческих городов не получали гражданских прав.

      Метэки  были ограничены и в своих экономических  правах. Им запрещалось владеть землей на территории принявшего их полиса. Их дети от брака с полноправными гражданами не получали гражданства. Метэки не имели даже права самостоятельно выступать на суде.

      2. Дальнейшая демократизация Афин.

      Важное  значение для понимания сложившейся  после победы над персами обстановки имеют события, характеризующие внутреннюю жизнь Афин. Острые столкновения и борьба между различными социальными группировками свободного населения в Афинах и других греческих полисах породили два основных типа политических движений этого времени — демократических и олигархических.

Информация о работе Всеобщая история (Древний Восток)