Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:14, реферат
История древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира, который охватывает время с начала I тысячелетия до н.э. (754/3 гг. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э. (476 г. н.э. – падение Западной Римской империи). Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.
История Римского государства делится на три периода:
- царский (середина VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.);
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Возникновение Рима
2.1. Город Рим
2.2. Римские цари
3. Образование Римской республики
4. Образование Римской империи
4.1. Принципат
4.2. Доминат
5. Государственное устройство Рима
5.1. Устройство Римской общины
5.2. Государственный строй Древнего Рима в период республики
5.3. Государственное устройство Рима в период империи
6. Римское право (Законы XII таблиц)
6.1. Законы XII таблиц
7. Война с кельтами (галлами)
7.1. Нашествие галлов
7.2. Последствия войны с галлами
8. Крушение Римской империи
9. Заключение
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Возникновение Рима
2.1. Город Рим
2.2. Римские цари
3. Образование Римской республики
4. Образование Римской империи
4.1. Принципат
4.2. Доминат
5. Государственное устройство Рима
5.1. Устройство Римской общины
5.2. Государственный строй Древнего Рима
в период республики
5.3. Государственное устройство Рима в
период империи
6. Римское право (Законы XII таблиц)
6.1. Законы XII таблиц
7. Война с кельтами (галлами)
7.1. Нашествие галлов
7.2. Последствия войны с галлами
8. Крушение Римской империи
9. Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
История древнего Рима – это последний
этап в развитии древнего мира, который
охватывает время с начала I тысячелетия
до н.э. (754/3 гг. до н.э. – традиционная дата
основания города Рима) до конца V в. н.э.
(476 г. н.э. – падение Западной Римской империи).
Древний Рим за свою почти тысячелетнюю
историю прошел путь от небольшого полиса
до крупнейшей мировой державы античности.
В период своего расцвета Рим подчинил
колоссальную территорию, которая простиралась
от Британии на севере до Северной Африки
на юге и от Пиренейского полуострова
на западе до Персидского залива на востоке.
История Римского государства делится
на три периода:
- царский (середина VIII в. до н.э. – 509 г.
до н.э.);
- республиканский (509 – 27 гг. до н.э.);
- имперский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
В VШ – Ш вв. до н.э. происходил процесс
становления раннего римского рабовладельческого
общества; в Ш в. до н.э. – П в. н.э было его
дальнейшее развитие из маленькой общины
на Тибре в сильнейшую италийскую и затем
средиземноморскую державу. В Ш в. н.э.
наступил экономический, социальный и
политический кризис Римского государства,
который в IV – V вв. н.э. сменился периодом
продолжительного упадка.
Древнейший период римской истории, то
есть период от образования римской общины
до установления республики принято называть
царским.
Согласно античной традиции, которая подтверждается
археологическими находками, древнеримская
община сложилась из трех этнических групп:
латинян, сабинян (и те и другие – италийские
племена) и этрусков
(создателей древнейшей цивилизации на
Аппенинском полуострове, происхождение
которых неизвестно) путем синойкизма
(слияния) трех поселений. Первые римские
цари были италийцами, затем в Риме утвердилась
этрусская династия, что привело к резкому
возвышению царской власти и расширению
воздействия этрусской цивилизации на
древний Рим.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА
Литературные данные о возникновении
Рима легендарны и противоречивы.
Это отмечают даже сами античные авторы.
Так, например, Диосиний
Галикарнасский говорил, что “существует
много разногласий, как по вопросу о времени
основания города Рима, так и о личности
его основателя”. Наиболее распространена
была версия, которую приводил Ливий: основателем
Рима был потомок троянца Энея, приехавшего
в Италию.
Город Рим
На холмистом берегу Тибра, в 25 км.
от его впадения в Тирренское море, в IX
в. до н.э. возникли поселения пастухов
и землевладельцев. Постепенно поселения
слились, были обнесены стеной и стали
городом Римом.
Впоследствии появилась легенда, что Рим
был основан близнецами Ромулом и Ремом,
вскормленными волчицей. Римляне верили
этой легенде и вели свое летоисчисление
от вымышленной даты основания города.
Территория Римской республик
В период ранней республики сложилась
характерная для полиса античная
форма собственности, при которой
собственником земли являлся
лишь полноправный член гражданской
общины. После падения царской
власти и образования республики
оба сословия – патриции и плебеи
– оказались лицом к лицу. На
протяжении более, чем двух столетий шла
ожесточенная борьба между ними. В целом,
спор шел о трех вопросах: об уравнении
в политических правах, о долговой кабале
и о доступе к общинно-государственной
земле.
Плебеям удалось в первые десятилетия
V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний
в виде самостоятельной организации плебейской
общины. К середине этого столетия они
добились второго крупного успеха – записи
законов.
Вскоре после этого плебейская беднота
добилась фактического уничтожения долгового
рабства.
Таким образом, период республики (конец
VI в. до н.э. – середина I в. до н.э.) характеризуется
борьбой плебеев и патрициев, завершившейся
полным уравниванием в правах этих сословий
и слиянием патрицианско-плебейской верхушки.
В ходе борьбы сложилась новая сословная
структура римского общества: нобилитет,
состоящий из сенаторского сословия и
сословия всадников, и плебс - сельский
и городской. Все они были римскими гражданами
(в отличие от плебеев времен борьбы с
патрициями). К не-гражданам относились
сословия вольноотпущенников и рабов.
В период республики Рим превратился в
крупнейшую средиземноморскую державу.
В ходе непрерывных войн оформилась структура
римского войска, которое носило характер
народного ополчения. Служба в нем считалась
не только обязанностью, но и честью.
Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу
государство начало платить.
Развитие товарно-денежных отношений
и расширенное использование труда рабов
(их приток резко увеличился в связи с
победоносными войнами) к началу II в. до
н.э. привели к массовому обезземеливанию
земледельцев-общинников, то есть сельского
плебса. Нобили скупали и просто захватывали
их земли, создавая крупные хозяйства,
основными производителями в которых
становились рабы. Лишенное земли население
сосредотачивалось в городе и пополняло
ряды городского плебса, состоящего из
ремесленников, мелких торговцев, люмпен-
пролетариата. Резкое сокращение сельского
плебса – основы римской армии – привело
к военной реформе: в армию стали принимать
неимущих и добровольцев
(реформа армии – конец II в. до н.э.). Армия
превратилась в профессиональную. Теперь
ее легко мог использовать удачливый полководец
для установления единоличной власти.
Кризис экономической основы полиса
(натуральное по преимуществу хозяйство,
основанное на личном труде земледельцев-общинников),
его социальной основы (размывание сельского
плебса), кризис республиканских учреждений,
не подходивших для управления огромной
территорией, и резкое усиление власти
полководцев, опиравшихся на профессиональную
армию, – все это привело к кризису полиса
как типа государства и к кризису республики
как типичной для полиса его формы.
Образование Римской
империи
С увеличение рабства, недовольство в
среде народов населявших римскую империю
росло, и I в. до н.э. произошедшие войны
неполноправных италиков против Рима
и восстания рабов, наиболее известное
восстание рабов под предводительством
Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю
Италию. Все завершилось установлением
в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти
императора, опиравшегося на вооруженную
силу.
Рост Римского государства
Эпоха римской истории с середины
III в. до н.э. до конца I в. до н.э. – время
глубоких преобразований предшествующих
структур, которые привели к созданию
нового облика и сущности римского
общества.
В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского
союза в
Средиземноморье привели к захвату масс
рабов и огромных средств, которые вкладывались
и в хозяйство и способствовали бурному
развитию экономики, общественных отношений
и культуры народов Италии.
Римско-италийское общество в начале I
в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных
гражданских войн, глубокого общего кризиса,
прежде всего, политической и государственной
организации римской республики.
Сложные взаимоотношения между Италией
и провинциями, между гражданами и не-гражданами
настоятельно требовали новой системы
управления. Нельзя было управлять мировой
державой методами и аппаратом, пригодным
для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным
для мощной державы.
Старые классы, интересы которых отражала
римская республика, к концу I в. до н.э.
исчезли или деградировали. Появились
новые богачи, люмпен-пролетариат, военные
колонисты.
Традиционный полисно-общинный (республиканский)
социально-политический строй сменила
Римская империя.
С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая
эпоха в истории
Римского государства и древнего мира
вообще – эпоха Римской империи, пришедшей
на смену Римской республике.
Она принесла с собою относительный гражданский
мир и определенное ослабление внешней
агрессии. Эксплуатация провинций принимает
более организованный и менее хищнический
характер. Многие императоры поощряли
городское строительство и заботились
о развитии культурной жизни провинций,
системы дорог, введении единой имперской
денежной единицы. Для империи первых
двух столетий можно отметить рост техники,
развития ремесел, подъем экономической
жизни, рост местной торговли. Провинциальные
города получают самоуправление. Появляется
множество новых городских центров.
Таким образом, с 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э.
Рим переживает период империи, в свою
очередь распадающийся на период принципата
(27 до н.э. –
193 н.э.) и домината (193–476 гг. н.э.).
Принципат
Период империи с середины I в. до н.э. до
конца V в. н.э. делился на принципат, когда
формально продолжали функционировать
все республиканские учреждения, но реально
власть находилась в руках принцепса –
первого гражданина республики, фактически,
– императора, и доминат (начиная с конца
III в. н.э.), когда была сформирована новая
система управления во главе с императором.
Период принципата, или ранней империи,
охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э.
[правление династий Юлиев – Клавдиев
(27 г. до н.э.– 68 г. н.э.), Флавиев (69–96 гг.),
Антонинов (96–192 гг.)]. Август и его преемники,
будучи принцепсами сената, одновременно
сосредоточивали в своих руках высшую
гражданскую и военную власть. Формально
продолжало существовать республиканское
устройство: сенат, народные собрания
(комиции), магистратуры, но фактическая
власть находилась в руках принцепса.
Император-принцепс, соединял в своих
руках полномочия всех главных республиканских
магистратур: диктатора, консула, претора,
народного трибуна. В зависимости от рода
дел он выступал то в одном, то в другом
качестве: как цензор он комплектовал
сенат; как трибун отменял по своей воле
действия любого органа власти, арестовывал
граждан по своему усмотрению и т.д.; как
консул и диктатор определял политику
государства, отдавал распоряжения по
отраслям управления; как диктатор командовал
армией, управлял провинциями и т.д.
Таким образом, переход управления государством
к принцепсу произошел благодаря наделению
его высшей властью (лат. imperium – власть),
избранию на важнейшие должности, созданию
им отдельного от магистратур чиновничьего
аппарата, обеспечиваемого образованием
собственной казны принцепса, и командованию
всеми армиями.
Диктатура Суллы. В I в. до н.э. Рим оказался
втянутым в тяжелую для него Союзническую
войну и был вынужден предоставить римское
гражданство всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму,
ни Италии подлинного мира.
Наступала эпоха личной власти, эпоха
диктатур. Первым диктатором был полководец
Сулла, который, опираясь на преданную
ему армию, установил в
Риме режим единоличной власти, или диктатуры.
Она была бессрочной, что отличало ее от
описанной выше республиканской диктатуры.
Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные
функции и право произвольного распоряжения
жизнью и имуществом граждан. Он предоставил
новые права сенату, но резко ограничил
полномочия народных собраний и лишил
политических функций трибунов. Диктатура
Суллы означала наступление новой исторической
эры в римской истории, и прежде всего
– конец республики.
Диктатура Юлия Цезаря. Отречение Суллы
(79 до н.э.) возвратило Риму республиканскую
конституцию, но ненадолго. Новым римским
диктатором стал
Гай Юлий Цезарь (100–44 до н.э.). Его правление
пришлось на время после восстания рабов
(74 до н.э.) под руководством Спартака, которое
со всей очевидностью обнажило кризис
республиканской формы правления и нужду
в авторитарном государстве.
Избранный в 59 г. до н.э. консулом Рима,
Юлий Цезарь, возглавляя антисенатскую
группировку, провел через комиции два
земельных закона, осуществив прямое насилие
над сенатом и отклонив как несущественное
вето народных трибунов. Рядом последующих
мер Цезарь привлек на свою сторону не
только широкие слои римского народа,
но и жителей провинций.
В 46 г. до н.э. Цезарь покончил со своими
последними противниками
(помпеянцами) и был провозглашен диктатором
на 10-летний срок, а в 44 г. – пожизненно.
Особенность цезаристской диктатуры в
том, что диктатор имел не только консульскую
и трибунскую власти, но также цензорскую
(с 46 г. до н.э.) и высшую жреческую. Будучи
командующим армией, Цезарь получил титул
императора. Поставленные в зависимость
от Цезаря комиции, хотя и продолжали существовать,
имитируя сохранение республики, следовали
указаниям императора, включая и те, которые
относились к избранию на должности.
Кроме того, Цезарь получил полномочие
распоряжаться войском и казной государства,
право назначать проконсулов в провинции
и рекомендовать половину кандидатов
в магистраты вообще, право первым голосовать
в сенате, что было немаловажно, и т.д. Триумфом
для Цезаря было провозглашение его
"отцом отечества" со всеми связанными
с этим почестями (особая колесница, золоченое
кресло, особые одежда и обувь и т.д.).
Созданная при Цезаре форма правления
– принципат – получила свое дальнейшее
развитие при его преемнике Октавиане
Августе (27 до н.э. – 12 н.э.).
Основатель империи Октавиан Август впервые
получил от сената титул принцепса. Поставленный
первым в списке сенаторов, он получил
право первым выступать в сенате.
Принципат еще сохраняет видимость республиканской
формы правления и почти все учреждения
республики: созываются народные собрания,
заседает сенат, по-прежнему избираются
консулы, преторы и народные трибуны. Но
все это уже не более, чем прикрытие постреспубликанского
государственного строя.
Император-принцепс соединял в своих руках
полномочия всех главных республиканских
магистратур: диктатора, консула, претора,
народного трибуна. В зависимости от рода
дел он выступал то в одном, то в другом
качестве: как цензор он комплектовал
сенат; как трибун отменял по своей воле
действия любого органа власти, арестовывал
граждан по своему усмотрению и т.д.; как
консул и диктатор определял политику
государства, отдавал распоряжения по
отраслям управления; как диктатор командовал
армией, управлял провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти
старой республики, пришли в полный упадок.
Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские
игры привлекают римских граждан больше,
чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями
стали подкуп сенаторов, разгон собраний,
насилие над их участниками и прочие –
признаки крайней степени разложения
комиции.
Император Август реформировал комиции
в демократическом духе
(ликвидировал цензовые разряды, допустил
заочное голосование для жителей италийских
муниципий), но отнял у собраний судебную
власть – важнейшую из их былых компетенции.
Кроме того, комиции лишились своего исконного
права избирать на должность магистратов.
Сначала было принято решение о проверке
кандидатов в консулат и претуру в специальной
комиссии, составленной из сенаторов и
всадников, т.е. апробацию. Но после смерти
Августа, при его преемнике Тиберии выборы
магистратов были переданы в компетенцию
сената.
"Тогда впервые, — писал римский историк
Тацит, — избирать должностных лиц стали
сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом
поле, ибо до того, хотя все самое важное
делалось по усмотрению принцепса, кое-что
делалось и по настоянию трибутных собраний"
(Тацит. Анналы. 1.14). Относительно законодательства
Тацит замечает, что принцепс подменял
собой не только сенат и магистратов, но
и сами законы (Анналы. 1.21). Это значит,
конечно, что и законодательство стало
делом принцепса.
Сенат уже при Августе наполнился провинциальной
знатью, всем обязанной принцепсу, и в
особенности теми всадниками, которые
достигли сенаторского звания. Из органа
власти, распространяющейся на "город
Рим", сенат превратился в своего рода
общеимперский институт. Но положение
его было приниженным, а полномочия ограниченными.
Законопроекты, поступавшие на одобрение
в сенат, исходили от принцепса, и их принятие
обеспечивалось его авторитетом. В конце
концов возникает и утверждается неписаное
правило
"Все, что решил принцепс, имеет силу
закона".
Право выборов самого принцепса принадлежало
сенату, но и это стало чистой формальностью:
во многих случая дело решала армия.
Средоточием высших учреждений империи
был "двор", и именно двор принцепса.
Здесь размещалась императорская канцелярия
с юридическим, финансовым и другими отделами.
Финансы занимают особое место: никогда
еще государство не проявляло такой изобретательности
в отыскании источников налогов, как в
ведомствах Империи, никогда еще – до
Августа – не было столь многочисленно
племя имперских чиновников.
Армия стала постоянной и наемной. Солдаты
служили 30 лет, получая жалованье, а по
выходе в отставку – значительный земельный
участок.
Командный состав армии комплектовался
из сенаторского и всаднического сословий.
Рядовой солдат не мог подняться выше
должности командира сотни
–центуриона.
Доминат
Доминат (от лат. доминус – господин) –
неограниченная монархия.
В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора
Диоклетиана в Риме устанавливается режим
неограниченной монархии – доминат. Старые
республиканские учреждения исчезают.
Управление империей сосредоточивается
в руках нескольких основных ведомств.
Ими руководят сановники, находящиеся
в непосредственном подчинении императора.
Среди этих ведомств особое место занимали:
государственный совет при императоре
(обсуждение основных вопросов политики,
подготовка законопроектов), финансовое
ведомство и военное ведомство, которым
руководят назначенные императором и
только ему подчиненные генералы.
Чиновники выделяются в особое сословие:
они носят форму, их наделяют привилегиями,
по окончании службы им назначают пенсии
и пр.
Реформы Диоклетиана и Константина. Среди
многих реформ и законов империи особого
внимания историко-правовой науки заслуживают
реформы императоров периода домината
– Диоклетиана и Константина.
Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал
римским императором в 284 г. н.э. (284–305 гг.
н.э.). Время его правления ознаменовано
двумя главными реформами.
Первая касалась государственного устройства
огромной империи. Эта реформа может быть
сведена к следующему: 1) верховная власть
была разделена между четырьмя соправителями.
Двое из них, носившие титул "август",
занимали первенствующее положение, управляя
каждый своей половиной империи
– Западной и Восточной. При этом Диоклетианавгуст
сохранил за собой право высшей власти
для обеих частей империи. Августы избирали
себе соправителей, которым присваивался
титул "цезарь"; так возникла тетрархия
– правление четырех императоров, считавшихся
членами единой "императорской семьи";
2) армия, увеличенная на треть, была поделена
на две части: одна ее часть размещалась
на границах империи, другая, мобильная,
обеспечивала внутреннюю безопасность;
3) в результате административной реформы
были разукрупнены провинции (по одним
сведениям, до 101, по другим, до 120); 4) провинции
в свою очередь были объединены в диоцезы,
которых было 12; 5) разделенная на провинции
и диоцезы Италия в числе других земель
империи была теперь уже окончательно
лишена своего особенного значения и положения
(хотя Рим продолжал еще некоторое время
считаться столицей империи).
Экономическая политика Диоклетиана дает
первый в истории пример активного административного
вмешательства в столь сложную и подвижную
сферу жизни общества, как экономика.
Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных
налогов единый прямой налог – поземельно-подушный,
взыскиваемый в натуре: зерном, мясом,
шерстью и пр. Размер обложения был значительно
увеличен. Стремясь покончить с хождением
порченых денег, император ввел полноценную
золотую монету наряду с серебряной и
медной.
Пытаясь остановить рост цен на товары
и услуги, Диоклетиан в 301 г. издал эдикт,
установивший максимальные цены на пшеницу,
рожь, мак и прочие продаваемые товары.
Кроме того, эдикт установил максимальные
размеры заработной платы – батраку, парикмахеру,
учителю, стенографу, адвокату, архитектору
и др.
Отметим, что гонорар адвоката в 15 раз
превышал заработную плату медника.
Другие реформы Диоклетиана усиливали
власть землевладельцев над крестьянством,
так как землевладелец нес ответственность
за поступление налогов от крестьян. Землевладелец
получил право посылать по своему выбору
определенное число зависимых людей на
военную службу, в императорскую армию.
Начатые Диоклетианом реформы продолжил
император Константин (285–337 гг. н.э.), более
всего известный своей церковной политикой,
благоприятной для христиан, до той поры
гонимых государством. Миланским эдиктом
313 г.
Константин разрешил христианам свободное
исповедание своей религии
(незадолго до смерти император крестился
и сам).
При Константине завершился процесс закрепощения
крестьян-колонов.
Согласно имперской конституции 332 г.,
колон был лишен права переходить из одного
имения в другое. Не подчинившегося этому
закону колона заковывали в кандалы, как
раба, и в таком виде возвращали собственнику.
Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало
его господину полную сумму платежей,
причитающегося с беглого колона.
Та же линия проводилась и в отношении
ремесленников. Например, императорский
эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного
дела, корабельщикам и многим другим работникам
"навсегда оставаться в своем состоянии".
Непосредственное присвоение прибавочного
продукта стало основной формой эксплуатации
крестьян и ремесленников.
При Константине Столица Римской империи
была перенесена старый
Византий, названный затем Константинополем
(11 мая 330 г.). Соответственно туда были
переведены из Рима высшие правительственные
учреждения, воссоздан сенат.
Государственное устройство РИМА
Устройство Римской общины
Ромулу приписывают организацию римской
общины (от лат. civitas).
Население города в то время составляли
две основные группы: собственно римские
граждане, так называемые патриции, и не-граждане
– плебеи. Плебеи не входили в общину полноправных
граждан и составляли свободный, но лишенный
политических прав слой населения, обвешенный
различными повинностями, однако, они
несли военную службу наравне с патрициями.
При завоевании соседних общин римляне
отторгали часть их земли в общественный
фонд, но плебеи к пользованию этой землей
не допускались. В руках плебеев было сосредоточено,
главным образом, торговое и промышленное
богатство: гордые своим происхождением
патриции считали унизительным любое
занятие, кроме земледелия, политической
деятельности и военной службы. Патриции
были полноправными гражданами. Они распадались
на три племени (трибы). Три племени – рамны,
тиции и луцеры – составляли "римский
народ". Каждое племя состояло из 100
родов. Каждые 10 родов образовывали курию.
Курии образовывали общее народное собрание
римской общины – куриатные комиции.
Народной собрание принимало или отвергало
предложенные ему законопроекты, избирало
всех высших должностных лиц, выступало
в качестве высшей апелляционной инстанции
при решении вопроса о смертной казни,
объявляло войну, совместно с сенатом
выбирало царя, занималось важнейшими
судебными делами и т.д.
Итак, говоря о происхождении римских
сословий, следует взять за основу его
"комплексную теорию":
- патриции были действительно коренным
гражданством. Они представляли собой
полноправный "римский народ";
- клиенты были в непосредственной связи
с патрициями, они получали от них землю,
скот, пользовались их защитой на суде
и пр. За это они должны были служить в
военных отрядах своих покровителей, оказывать
им помощь деньгами, выполнять различные
работы;
- плебеи стояли вне родовой организации
патрициев, т.е. не принадлежали к
"римскому народу", не имели доступа
к общинной земле и были лишены политических
прав.
Римская патрицианская община представляла
собою примитивный город- государство
с типичными чертами "военной демократии".
Еще одним органом демократии был совет
старейшин – сенат. Его члены назывались
"отцами" (от лат. patres – отцы). В компетенцию
римского сената входили дела непосредственного
управления, выработка законопроектов,
заключение мира. Он состоял из старейшин
всех 300 родов, поэтому и назывался сенат
(от лат. senex – старый, старейшина). Старейшины
составляли потомственную аристократию
римской общины, поскольку укоренился
обычай, согласно которому их избирали
из одной и той же семьи каждого рода.
Согласно легенде, Ромул создал сенат
из 100 сенаторов, Тулл Гостилий прибавил
еще 100, а Тарквиний Древний довел их до
300.
Со временем патриции превратились в замкнутую
группу знати, противостоящую широкой
массе плебеев. Усиление роли плебеев
в экономике при их численном превосходстве
привело к борьбе между плебеями и патрициями,
первый этап этой борьбы завершился реформами
общественного строя, приписываемыми
царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением
населения по родам, вводилось новое деление
населения по имущественному и территориальному
признакам.
В ходе реформы "военной демократии"
все римские граждане, как патриции, так
и плебеи, были "оценены" по их наличному
имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.)
и разделены на 193 сотни – центурии. То
есть, согласно реформе было произведено
деление на 5 имущественных разрядов или
классов:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие
состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов
(асс - медная монета, первоначально весом
в 1 фунт, ценность ее для раннего периода
истории Рима не установлена);
- во втором - 75.000 ассов;
- в третьем - 50.000 ассов;
- в четвертом - 25.000 ассов;
- в пятом - 12.500 ассов.
Те, у кого состояние было очень мало, стояли
"ниже класса" и назывались
"пролетарии" (лат. proletarii, от слова
proles – потомство), т.е. люди, которые имели
только детей.
Каждый разряд населения выставлял определенное
количество своих представителей – восковых
единиц – центурий (буквально – сотня).
По центуриям стало теперь проводиться
голосование в народное собрание; каждая
центурия имела один голос. Пролетарии,
т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества,
составили всего одну центурию. При согласованном
голосовании первых двух разрядов голоса
остальных не имели значения. Вместо старых
родовых триб было введено деление на
территориальные трибы. Реформы
"военной диктатуры" Сервия Тулия
нанесли сокрушительный удар по устаревшему
родовому строю и заложили основу государства,
т.е. было разрушено общество, основанное
на кровном родстве, и вместо него создано
государственное устройство, основанное
на имущественном различии и территориальном
делении.
Имущественным положением определялось
и место воинов в строю легиона.
Самые богатые граждане I класса служили
в коннице и назывались всадниками.
Остальные члены этого класса должны были
иметь полное тяжелое вооружение пехотинца
и стоять в первых рядах легиона.
Граждане других классов имели облегченное
вооружение, занимали место в задних рядах.
Воины V класса являлись в строй легко
вооруженными, а пролетарии в строю вообще
не служили.
Сервий Туллий допустил в войско и плебеев,
наделив их некоторыми политическими
правами посредством организации новой
формы народного собрания. В нем участвовали
оба сословия. Оно называлось центуриатным
собранием.
Центурия (сотня), будучи военной тактической
единицей, стала и голосующей единицей.
К центуриатным собраниям перешли важнейшие
функции старых собраний – объявление
войны, выбор должностных лиц, суд и пр.
На тот период времени данные реформы
были прогрессивной формой управления.
Падение военной демократии в Риме, как
свидетельствуют данные ученых, произошло
в конце VI – начале V вв. до н.э. в форме
насильственного свержения последнего
царя и передачи его власти двум выбранным
должностным лицам. Они могли выбираться
только из патрициев и назывались консулами.
Таким образом, был осуществлен переход
к республике.
Государственный строй Древнего Рима
в период республики
509 г. до н.э. – установление республиканского
строя после изгнания
Тарквиния Гордого. Организация власти
в этом периоде довольно проста, она почти
не изменялась, несмотря на то, что республика
значительно разрослась.
Сочетались аристократические и демократические
черты.
На основе происходившей в эпоху ранней
Республики борьбы и перегруппировки
социальных сил сложилась римская республиканская
конституция. Такого документа, собственно,
не было. Но описание римского государственного
строя в целом и отдельных его элементов
сохранилось в произведениях античных
авторов.
Государственная организация отличается
от родовой тремя особенностями: наличием
особого аппарата насилия и принуждения
(армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением
населения не по кровному родству, а также
налогами, собираемыми для содержания
армии, должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается
– народное собрание. У народного собрания
было три вида – комиций (от лат. соmitia
– сходка); – куриатные; – центруриатные;
– трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались по
усмотрению магистратов, которые могли
прервать собрание или перенести его.
Магистраты председательствовали в собрании
и объявляли повестку. Голосование по
вопросам было открытым, тайное голосование
(по таблицам) введено в конце республиканского
периода.
В первый век существования республики
сенат утверждал решения комиций, с
III в. до н.э. – предварительно рассматривал
вопросы повестки комиций.
Функции комиций были разграничены достаточно
четко, чем и пользовалась в своих целях
правящая верхушка Рима, представленная
сенатом и магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью
народного собрания в нужном для него
направлении, состав сената пополнялся
из отслуживших свой срок магистратов.
Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами
раз в 5 лет по спискам представителей
богатых и знатных семей из бывших магистратов.
Созывал сенат один из магистратов. Речи
и решения сенаторов заносились в особые
книги. Формально сенат был совещательным
органом, его постановления – сенатусконсульты.
Он распоряжался казной, устанавливал
налоги, определял расходы, производил
постановления по общественной безопасности,
благоустройству, религиозному культу,
вёл внешнюю политику
(утверждал мирные договора, договоры
о союзе), разрешал набор в армию и распределял
легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатый
человек. Высшими магистратами считались
–цензоры, консулы и преторы. Все магистраты
избирались на 1 год (кроме диктатора, его
срок полномочий – полгода, и консула
во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная власть,
право заключать перемирие, созывать сенат
и народные собрания и председательствовать
на них, издавать приказы и понуждать к
их исполнению, право суд и назначения
наказания – у диктатора, консула и претора;
диктатор мог приговорить к смертной казни
без права на обжалование, консул – его
приговор мог быть оспорен в центуриатном
собрании; претор не мог) и общая (право
отдавать распоряжения и налагать штрафы
за их неисполнение).
Консулы – 2 высших магистрата, им поручались
первостепенные дела по гражданской и
военной части, в войну один оставался
в городе, другой воевал; они набирали
армию и командовали ею, назначали военачальников,
заключали перемирия, распоряжались военной
добычей.
Преторы – исполняли судебную власть.
Преторы (городской и перегринский) руководили
судопроизводством (с IV в.), толковали право
(с III–II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет,
они составляли списки граждан для распределения
их по трибам и разрядам, наблюдали за
нравственностью и издавали соответствующие
эдикты.
Квесторы – помощники консулов ведали
государственной казной, хранили государственные
архивы, т.е. распоряжались финансовыми
расходами и расследованием некоторых
уголовных дел.
Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным
порядком в городе, торговлей на рынке,
организовывали празднества и шествия.
Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали
за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой
дорог и некоторыми судебными делами.
Плебейские трибуны сначала защищали
плебеев от произвола патрициев, наблюдали
за законностью, защищали несправедливо
обиженных граждан, обладали правом вето
на действия любых магистратов, вносили
законодательные предложения в народные
комиции.
Армия – народное ополчение, которое формировалось
по разрядам: центурии
(командовали центурионы); легионы (командовали
военные трибуны); отряды конницы (командовали
декурионы).
Постепенно различие в правовом положении
патрициев и плебеев было уничтожено.
К III в. до н.э. окончательно сложился римский
государственный строй в форме аристократической
рабовладельческой республики.
Центуриатные комиции решали вопросы
войны и мира, принимали законы и выбирали
высших должностных лиц.
Важнейшее значение имели трибутные комиции,
которые в ранний период были собранием
только плебеев, а затем всех граждан данной
трибы. К ним перешло издание законов.
Народное собрание созывалось сравнительно
редко, вопросы текущей политики разрешались
сенатом, который был важнейшим оплотом
аристократии, исполнительная власть
принадлежала магистрам. Магистраты и
сенат пользовались фактически всей полнотой
государственной власти в Римской республике,
которая получила ярко выраженный аристократический
характер. В ведении сената находились
финансы, внешняя политика, военное дело,
вопросы культа. Римские магистры были
выборные, коллегиальные, краткосрочные
(обычно годичные) и безвозмездные. Кроме
обычных магистратур, при чрезвычайных
обстоятельствах назначался диктатор,
которому вручалась вся верховная военная
и гражданская власть сроком на 6 месяцев.
Государственное устройство Рима в период
империи
После победы Октавиана, внучатого племянника
и преемника Юлия Цезаря над своими политическими
противниками сенат вручил Октавиану
верховную власть над Римом и провинциями
(и преподнес ему почетный титул августа).
В
Риме и провинциях установился государственный
строй, который называли принципатом.
"Принцепс сенатус" называли в предшествующие
времена первого в списке сенаторов (обычно
старейшего из бывших цензоров), первым
высказывавшего свое мнение. Принцепс
Август – это "первый гражданин римского
государства", а в соответствии с неписаной
римской конституцией это означало пост
императора.
Чтобы понять, что представляла собой
Римская империя в период принципата,
каков был ее общественный строй, надо
остановиться в первую очередь на вопросе
гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление
прав римского гражданина в провинциях
(всего провинций было 18) стало распространенной
политической мерой. Эта практика была
продолжена его преемниками. В 212 г. н.э.
император Каракалла предоставил права
римского гражданина всему свободному
населению Империи. Это знаменательный
шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное
положение самого Рима было подорвано.
Но к этому времени положение свободных
людей в Риме и Империи значительно отличалось
от того, что было при республике.
Верхушку рабовладельческого класса составили
два сословия. Первым и самым знатным было
сословие нобилей. Оно сформировалось
еще в IV–III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской
поместной знати. При Империи нобили –
господствующее сословие, доминирующее
и в обществе, и в государстве.
Экономическую основу нобилитета составили
огромные земельные владения, обрабатываемые
массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов.
Политическим оплотом нобилитета стал
сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие
магистраты, особенно консулат, управители
завоеванных территорий – проконсулы,
пропреторы, легаты и пр. – принадлежали
к нобилитету. При императоре Августе
(63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился
в сенаторское сословие, которое пополнялось
за счет сановников, выдвинувшихся на
государственной службе.
Из сословия всадников – финансовой знати
империи с цензом в 4 000 000 сестерциев –
выходили ответственные чиновники и офицеры.
Управление городами империи осуществлялось
декурионами – сословием, представленным
бывшими магистратами. Это были, как правило,
средние землевладельцы.
На самой низшей ступени социальной лестницы
находились по-прежнему рабы. При Августе
с целью защиты интересов рабовладельцев
были введены специальные меры, отличавшиеся
крайней жестокостью. В частности, были
резко сокращены возможности предоставления
рабам воли, восстановлен закон, по которому
подлежали казни все те рабы, которые находились
в доме в момент убийства их господина
(на расстоянии окрика) и не пришли ему
на помощь. В одном из источников описан
случай такого рода, когда, несмотря на
недовольство народа, сенат и император
предали казни 400 рабов. Римские юристы
находили оправдание этому жестокому
закону: ни один дом не может быть в безопасности
(от рабов) иным способом, кроме как страхом
смертной казни...
Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала
о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик,
и ни наказания не могли заменить экономического
стимула. Раб делал то, что было безусловно
необходимо и не более того, и так, чтобы
не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование
не приносило выгоды. В Риме прогресс техники
как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный
цеп, которым выбивают зерно из колосьев,
не были известны в Риме и его провинциях.
Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали
предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные
участки, за которые хозяину следовало
платить определенную заранее долю продукта
(обычно половину урожая). Поскольку остальное
было долей крестьянина-пекулианта, он
стремился увеличить ее за счет повышения
урожая. Но для того чтобы пекулиатные
отношения принесли заметный результат,
их следовало надежно оградить от злоупотреблений,
дав им более или менее широкую правовую
защиту. Однако старое римское право запрещало
производить рабу от своего имени (не хозяина)
и для своей же пользы все виды торговых
и займовых операций, а также подавать
иск и отвечать в суде.
Эти запреты были преградой для развития
пекулии как специфической формы арендных
отношений, поэтому их следовало смягчать,
модифицировать, отменять, что осуществлялось
весьма медленно.
Одновременно с этим в Римской империи
совершается такой немаловажный процесс,
как превращение свободного крестьянина
в арендатора-издольщика – колона. Развитие
колоната было прямым следствием никогда
не останавливавшегося грабежа крестьян,
непосредственно связанного с ростом
сенаторских и всаднических латифундий.
Другой его причиной было уменьшение притока
рабов из-за уменьшения военной мощи империи
и усиления оказываемого ей сопротивления.
Обязательства колона носили как денежный,
так и натуральный характер. В первый период
колоната аренда была краткосрочной, но
это было невыгодно арендодателю. Только
длительная аренда могла обеспечить его
рабочей силой и в то же время породить
в колоне стремление к улучшению земли,
повышению урожайности и пр.
Удовлетворяя требования землевладельцев,
закон 332 г. положил начало прикреплению
арендаторов к земле. Колоны, самовольно
покинувшие поместья, возвращались силой.
В то же время закон запрещал прогонять
колонов при продаже земли. Точно так же
запрещалось и самовольное повышение
лежащих на колоне тягот и повинностей.
Прикрепление колонов к земле было пожизненным
и потомственным. Так в еще рабовладельческом
Риме зарождается феодальный порядок,
феодальные производственные отношения.
В этом сложном процессе раб поднимается
в своем социальном статусе, свободный
крестьянин, напротив, опускается.
К концу империи запрещается самовольное
убийство раба, разобщение его семьи, вводится
облегченный порядок отпущения рабов
на волю.
Ремесленники, организованные по коллегиям,
т.е. сообществам, должны были "навсегда
оставаться в своем состоянии", что
значило для них ни что иное, как насильственное
потомственное прикрепление к своим профессиям.
Римское право (Законы XII таблиц)
Исторические условия создания законов
были связаны с тем, что в первые века римской
республики земля – агер публикус имела
очень важное значение.
Пахотной земли было мало, также как и
скота. Из-за земли возникла агрессия против
соседних племён с военной оккупацией
их земель и требованиями к гражданам
быть воинами. Публичный характер земли
был основанием к её справедливому переделу.
Создание законов связывается с борьбой
патрициев и плебеев за равные права.
К сожалению, Законы не сохранились, они
погибли в 390 г. до н.э. при нашествии галлов,
их содержание реконструировалось на
основе фрагментов из сочинений более
поздних римских авторов.
Законы XII таблиц
Законы ХП таблиц – оригинальный источник
для изучения особенностей экономических
отношений, социальной структуры, правовых
норм в период ранней Римской республики.
Законодательство было создано во время
острой борьбы между патрициями и плебеями,
которые стремились получить право пользования
общественной землей, добиться отмены
долговой кабалы, политического равенства
с патрициями. Согласно традиции по настоянию
плебеев в 451 г. до н.э. была образована
комиссия из 10 децемвиров для записи действующего
право. Работа была закончена в 450 г. до
н.э. другой комиссией, в которую входили
5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров
плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией
и плебеев законы. Свое название они получили
потому, что были начертаны на 12 деревянных
досках- таблицах, выставленных для всеобщего
обозрения на главной площади Рима, его
политическом центре – Форуме.
Отличительной чертой Законов был строгий
формализм: малейшее упущение в форме
судоговорения влекло за собой проигрыш
дела. Это упущение принималось за "перст
божий".
Законы XII таблиц регулировали сферу семейных
и наследственных отношений, содержали
нормы, относящиеся к займовым операциям,
к уголовным преступлениям, но вовсе не
касались государственного права. Начиная
с
IV–III вв. до н.э. Законы стали корректироваться
новым источником права – преторскими
эдиктами, отражавшими новые экономические
отношения, порожденные переходом от древних
архаических форм купли-продажи, ссуды
и займа к более сложным правоотношениям,
вызванным ростом товарного производства,
товарообмена, банковских операций и пр.
О семейном праве Древнего Рима следует
сказать прежде всего, потому что римская
семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей
строго патриархальной, т.е. находящейся
под неограниченной властью домовладыки,
каким мог быть дед или отец. Такое родство
называлось агнатическим, а все "подвластные"
домовладыке были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом
агната (агнатки) в другую семью или с выделом
из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая
замуж, подпадала под власть мужа (или
свекра, если он был) и становилась когнаткой
в отношении своей кровнородственной
семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся
из семьи (с разрешения отца). Напротив,
усыновленный и тем самым принятый в семью
становился по отношению к ней агнатом
со всеми связанными с тем правами, в том
числе и на законную часть наследства.
Агнатическое родство было несомненно
более прогрессивным по сравнению с родством
кровнородственным, когнатическим, в котором
нельзя не видеть реликт, пережиток родовых
отношений.
В Древнем Риме существовали три формы
заключения браков: две древнейших и одна
сравнительно новая. Древнейшие совершались
в торжественной обстановке и отдавали
жену под власть мужа. В первом случае
брак совершался в религиозной форм, в
присутствии жрецов, сопровождался поеданием
специально изготовленных лепешек и торжественной
клятвой жены следовать повсюду за мужем.
Вторая форма брака совершалась в форме
покупки невесты (в маниципационной форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную
форму брака – "сине ману", т.е. "без
власти мужа". В этой форме брака женщина
нашла значительную свободу, включая свободу
развода (которой она не имела в "правильном"
браке). С разводом женщина забирала свое
собственное имущество, внесенное в общий
дом в качестве приданого, как равно и
благоприобретенное после вступления
в брак.
С течением времени именно брак сине ману
получил наибольшее распространение,
тогда как "правильные" формы брака
сохранялись, главным образом, в жреческих
и патрицианских фамилиях.
Специфической особенностью брака сине
ману было то, что его следовало возобновлять
ежегодно. Для этого жена в положенный
день на три дня уходила из дома мужа (к
родителям, друзьям) и тем прерывала срок
давности.
Заботы о содержании семьи лежали, естественно,
на муже, ибо брак был патриархальным;
мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться
приданым, принесенным женой, оно было
его собственностью.
Развод был доступен мужу при всех формах
брака, для жены только в браке сине ману.
После смерти домовладыки имущество семьи
переходило агнатам по закону, а если покойный
оставлял завещание, следовало слепо и
свято придерживаться его буквального
текста. Вдова покойного во всех случаях
получала какую-то часть имущества как
для собственного пропитания, так и на
содержание малолетних детей, если они
оставались на ее попечении после смерти
отца.
Наследники могли, впрочем, не делить наследство,
а вести хозяйство сообща, как было при
отце.
Наследственное право. Самым существенным
в наследственном праве может считаться
признание права на наследство и за теми
кровными родственниками
(когнатами), которые прежде его не имели.
Первыми наследовали, конечно, дети, а
если их не осталось — внуки.
Когда не было ни тех, ни других, к наследованию
призывались братья наследодателя, дядья,
племянники. Если их не было, претор предоставлял
право наследования всем кровным родственникам
умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая
степень родства исключала последующую.
В интересах старых римских фамилий и
для обуздания произвола, явившегося следствием
гипертрофированного господства частной
собственности, в римское право были внесены
нормы, ограничивающие свободу завещательных
распоряжений. Ближайший родственник
умершего, если его обошли наследством,
имел право по крайней мере на одну четвертую
часть того имущества, которое он получил
бы при отсутствии завещания. Таким образом
в право вводился принцип обязательной
доли наследования, сохранившийся до наших
дней.
Само завещание стало составляться в письменном
виде и удостоверяться свидетелями.
Право владения. В разговорной речи нередко
употребляются слова
"собственность" и "владение"
в качестве синонимов. Однако уже римские
юристы предупреждали: "Не существует
ничего общего между собственностью и
владением".
В римском праве владение определялось
как фактическое господство лица над вещью,
соединенное, естественно, с желанием
осуществлять эту власть для себя.
Чего же недостает владению для того, чтобы
стать собственностью физического или
юридического лица? Чрезвычайно важной
"детали" – права распоряжения, т.е.
определения судьбы вещи: пользования
ею, передачи в залог, дарения, перехода
по наследству и т.д.
Самым распространенным видом владения
было владение провинциальной землей.
Ею можно было пользоваться, т.е. извлекать,
присваивать приносимый ею доход; однако
право собственности на провинциальную
землю принадлежало римскому государству
и владелец был обязан платить специальный
налог.
Таким образом, можно владеть вещью, но
не иметь на нее права собственности. С
другой стороны, нередко собственник по
той или иной причине лишен фактического
господства над вещью, а значит, и владения.
Нельзя стать законным владельцем с помощью
купли-продажи, дарения, мены, наследования,
т.е. всяким таким способом перехода вещей,
которое порождает право распоряжения,
а значит, право собственности. И даже
в том случае, когда земельное владение
(не собственность!), например земельный
участок, не "дотянуло" до двух лет,
которые закон требовал для приобретения
права собственности на него, переходит
от отца к сыну по праву наследования,
следует считать, что сын владеет первоначально,
ибо только таким может и должно быть всякое
добросовестное владение вещами.
Таким образом, может быть сказано, что
владение возникает из добросовестного
– без применения хитрости или насилия
– пользования вещью, собственник которой
либо не известен, либо безвестно отсутствует,
либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно
могут быть "захвачены" и присвоены
заброшенные земли, дикие звери и рыбы,
впервые открытые клады и пр., т.е. вещи,
не находящиеся в чьей-либо собственности.
Владение не может, не должно быть вечным:
этому препятствует экономический интерес.
Нужно, чтобы владелец был заинтересован
в улучшении владения, особенно земельного
владения, чтобы он относился к нему как
к своей собственности (удобрял, орошал,
огораживал и пр.).
Важной чертой римского права собственности
было под подразделение вещей на два типа
– res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась
земля (поначалу около Рима, а затем вся
земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы,
здания и сооружения, т.е. объекты традиционно
общинной собственности. Ко второму типу
относились все прочие вещи, обладание
которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи,
мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение
формальностей, носивших название манципации.
Слово это произошло от "manus" – рука
и заключает в себе образное представление
о переходе собственности при наложении
руки на приобретенную вещь. Наложив руку,
следовало еще сказать: "я утверждаю,
что эта вещь принадлежит мне по праву
квиритов..." (то есть потомков обожествленного
Ромула-Квирина).
Манципация сообщала приобретателю неоспоримое
право собственности на вещь.
Уплаты денег без манципации было еще
недостаточно, как видим, для возникновения
права собственности. Передача манципируемой
вещи происходила в торжественной обстановке,
в присутствии пяти свидетелей и весодержателя
с весами и медью. Последнее указывает
на то, что обряд манципации возник до
появления чеканной монеты – асса, но
медь в определенном сторонами весе уже
фигурировала в качестве общего эквивалента.
Формальности служили запоминанию сделки
на тот случай, если в будущем возникнет
связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили
посредством простой традиции, т.е. бесформальной
передачи на условиях, установленных договором
купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали
– при переходе из рук в руки
– манципации, а драгоценная ваза – традиции.
Дело в том, что первые две вещи относятся
к разряду орудий и средств производства
и по своему происхождению тяготеют к
верховной коллективной собственности
римской общины, тогда как ваза, украшение,
как и всякая другая обиходная вещь, были
как изначально, так и в последующем времени
предметами индивидуальной собственности.
Что касается займа, Законы XII таблиц помимо
обычных займовых операций, связанных
с процентами, закладом и пр., знают еще
и так называемый нексум, т.е. салюзаклад
должника – долговое обязательство под
гарантию свободы. По истечении законной
просрочки платежа кредитор был волен
арестовать должника и заключить его в
свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза
в течение месяца, в базарные дни, кредитор
обязывался выводить должника на рынок
в надежде, что найдутся родные, близкие,
сердобольные, согласные выплатить долг
и выкупить должника из неволи. Только
в 326 г. до н.э. законом Петелия договор
займа был реформирован и долговое рабство
отменено. С этого времени должник отвечал
перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров Законы
XII таблиц знают и такие, которые возникают
из причинения вреда и противоправных
действий вообще – воровства, потравы
и пр. Например, вора, захваченного с оружием
в руках, разрешалось казнить на месте
преступления. Та же участь ожидала того,
кто преднамеренно "поджигал строения
или сложенные у дома скирды хлеба".
В древнейший период складывается порядок,
в соответствии с которым, право собственности
на вещь могло возникнуть вследствие длительного
владения вещью. (Т. VI. 3: Давность владения
в отношении земельного участка
(устанавливалась) в два года, в отношении
всех других вещей – в один год).
Особым видом вещного права, зафиксированным
в Законах XII таблиц являются сервитуты,
нормы права, ограничивающие права собственников
на принадлежащее им имущество, а также
наделяющее субъекта рядом прав на имущество
ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо
предписывалось:
– Оставлять незастроенное место вокруг
здания (Т. VII. 1.);
– Отступать от границ участка на определенное
расстояние (Т. VII. 2.);
– Обрезать деревья на высоте 15 футов,
дабы не причинять вред соседнему участку
(Т. VII. 9 а).
Помимо этого предоставлялось право прохода
по чужой земле "Пусть
(собственники придорожных участков) огораживают
дорогу, если они не мостят её камнем, пусть
едет на вьючном животном, где пожелает".
Собственники участков имели право при
определенных обстоятельствах пользоваться
продуктами приносимыми чужой собственностью:
(Т. VII. 9 б.) Законом XII таблиц разрешалось
собирать желуди, падающие с соседнего
участка, а также обращаться с иском к
владельцу собственности, наносящей ущерб
(Т. VII. 10). Если дерево с соседнего участка
склонилось ветром на твой участок, ты
на основании Закона XII таблиц можешь предъявить
иск об уборке его.
Таким образом, по своей сути Законы XII
таблиц представляли собой обработку
и консолидацию обычного права Рима. Влияние
на них оказало греческое право южно-италийских
полисов. Законы были изложены в виде кратких
повелительных суждений и запретов, некоторые
из которых несли на себе отпечаток религиозных
ритуалов. С IV-III вв. Законы корректировались
преторскими эдиктами. Формально они действовали
до IV в. и были отменены в ходе реформ Юстиниана.
Война с кельтами (галлами)
Рим постоянно имел столкновения с соседями.
Итоги внешней политики
V–III вв. до н.э. были достаточно велики:
Рим уничтожил своего главного противника
в южной Этрурии и значительно увеличил
свою территорию. Отразив нападение этрусков,
Рим с V в. до н.э. повел длительные войны
со своими соседями, главным образом, за
расширение территориальных владений.
В начале
Рим боролся за гегемонию в Латинском
союзе, затем за подчинение Лациума и других
территорий. В результате победы над этрусским
городом Вейи римляне прочно утвердились
на правом берегу реки Тибр и расширили
свою территорию за счет земель этрусков.
Благодаря союзу с латинами римлянам удалось
остановить натиск с востока. Самое главное
– Рим, территория которого была относительно
крупной и сплошной, получил значительное
стратегическое преимущество по сравнению
со своими соседями, владения которых
были разрознены.
В борьбе за Италию, длившейся около трех
столетий, победительницей оказалась
бывшая маленькая община на Тибре.
К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен
республики от реки
Рубикон до Мессинского пролива, вошла
в своеобразную федерацию, возглавляемую
Римом, способную помериться силами с
самыми могущественными державами Средиземноморья.
К концу Ш в. до н.э. после образования сильнейшей
Римской средиземноморской рабовладельческой
державы, сложилось римское общество,
отличавшееся большим многообразием и
многозначностью классово-сословной структуры.
Нашествие галлов
В 390 г. до н.э. над Римом нависла страшная
угроза. Через Альпы в
Италию хлынули полчища галльских племен.
Вооруженные огромными щитами и длинными
мечами, галлы (кельты) с дикими воинственными
кликами бросались на врагов. Римляне
были разбиты, а их город захвачен, разграблен
и сожжен.
Устояла лишь маленькая крепость на крутом
Капитолийском холме. Началась ее долгая
осада. Спустя полгода римляне уже едва
держались на ногах от голода и постоянного
недосыпания. Тогда галлы отважились на
штурм. Ночью, под покровом темноты, они
полезли по скалам вверх. Там, где было
круто, подтягивали друг друга, передавая
из рук в руки оружие. На вершине
Капитолия спала измученная стража. Даже
четкие сторожевые псы не услышали врага.
И только гуси своим шумом разбудили людей.
Словно безумные, махали крыльями и гоготали
священные птицы, жившие при храме богини
Юноны. Римляне очнулись от дремоты и сбросили
галлов вниз. Вражеский приступ был отбит.
Вождь галлов Бренн потерял надежду взять
Капитолий и был готов покинуть берега
Тибра. Но, разумеется, недаром! Начались
переговоры. Римляне, которых голод вынудил
есть кожу сандалий, согласились на выкуп.
После этого события римляне окружили
свой город мощной стеной.
Последствия войны с галлами
Вторгшиеся в среднюю Италию галлы (кельты)
опустошили римскую область и сожгли Рим.
После галльского нашествия, разорившего
Рим, обострилась социальная борьба между
плебеями и патрициями.
В 385 г до н.э. выступление плебеев – должников
возглавил Марк Манлий
Капитолийский. Патрициям удалось подавить
движение, Манлий был казнен.
В 367-366 гг. до н.э. плебеи добились принятия
законов народных трибунов, которые ограничивали
оккупацию гражданином государственных
земель размером до 500 югеров (125 га) и предусматривали,
что один из консулов должен избираться
из плебеев, а также проведения частичной
кассации долгов.
В результате восстаний кабальных рабов
в Риме было отменено долговое рабство.
К середине IV в. до н.э. Рим в результате
победоносных войн превратился в сильнейшее
государство средней Италии. В середине
IV в до н.э. начались войны Рима с федерацией
племен, возглавленных самнитами, из-за
господства над Кампанией и Средней Италией.
Подавление восстания латинских и кампанских
народов против Рима (340 – 308 гг. до н.э.)
и победа над самнитами обеспечили установления
римского господства в Средней и в значительной
части Южной Италии.
В начале III в. до н.э. римляне, отразив в
битве при Вадимонском озере
(283 г. до н.э.) нападения галлов и этрусков
и добившись подчинения этрусских народов,
предприняли попытку захватить южно-италийские
греческие города (Тарент и др.). В 280 г до
н.э. Тарент призвал на помощь против Рима
известного полководца, царя Пирра, состоявшего
в родстве с Александром
Македонским. Пирр разбил римлян в 280 г.
до н.э. при Геракле и в 279 г до н.э. при Аускуле
в Апулии, но в 275 г до н.э. римляне нанесли
поражение
Пирру близ города Малеветум (переименованного
в Беневентум, в честь одержанной победы),
вынудив его оставить Италию.
Подчинением греческих полисов и южнокапиталийских
племен было завершено длившееся около
200 лет завоевание Апенинского полуострова,
в результате которого образовались федерации
подчиненных Риму полисов и племен.
Покоренные общины лишились части земель,
не имели права вести самостоятельную
внешнюю политику и обязаны были выставлять
вспомогательное войско (служить в легионах
они не имели права). В вопросах внутреннего
управления они ставились в различное
по отношению к Риму положение, исключившее
возможность их объединенного выступления
против него, очень немногие получили
права римского гражданства, некоторые
получали ограниченные права.
В обстановке постоянных войн продолжалась
борьба плебеев (основной силы в армии)
с патрициями.
Крушение Римской империи
Один из периодов римской истории начинается
с больших завоеваний Рима
(примерно 264–241 гг. до н.э.), начиная с I
Пунтийской войны и кончая разрушением
Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн
Рим вышел первоклассной военной державой,
равной которой уже не было в районе
Средиземного моря. Государства и народы,
оставшиеся независимыми, уже не играли
существенной роли в дальнейшей политической
жизни этого региона.
В Рим стекались огромные ценности в виде
контрибуций и военной добычи, на невольничьих
рынках продавалась масса рабов, началось
систематическое ограбление провинций.
Избыток денежного капитала порождал
безумную роскошь верхушки правящего
класса. Италия превращалась в страну
классического рабства.
Стали учащаться (в историческом смысле
этого слова) выступления рабов против
своих угнетателей. Одним из значительных
таких выступлений было восстание Спартака
(74 – 71 гг. до н.э.). В первое время римские
власти не придали большого значения этому
инциденту, т.к. аналогичные случаи нередко
происходили в Италии и ранее, но затем,
поняв всю опасность, они бросили на подавление
Спартака отборные части, которые уничтожили
рабов.
Сложные взаимоотношения между Италией
и провинциями, между гражданами и не-гражданами
настоятельно требовали новой системы
управления. Нельзя было управлять мировой
державой методами и аппаратом, пригодным
для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным
для мощной державы.
Старые классы, интересы которых отражала
римская республика, к концу I в. до н.э.
исчезли или деградировали. Появились
новые богачи, люмпен- пролетариат, военные
колонисты.
На смену республики пришла империя. Она
принесла с собою относительный гражданский
мир и определенное ослабление внешней
агрессии. Эксплуатация провинций принимает
более организованный и менее хищнический
характер.
Многие императоры поощряли городское
строительство и заботились о развитии
культурной жизни провинций, системы дорог,
введении единой имперской денежной единицы.
Для империи первых двух столетий можно
отметить рост техники, развития ремесел,
подъем экономической жизни, рост местной
торговли. Провинциальные города получают
самоуправление. Появляется множество
новых городских центров.
I–II вв. н.э. – время наивысшего расцвета
Римской империи. Но к концу
II в. стали сказываться последствия широкого
использования труда рабов, все больше
обнаруживавшего свою нерентабельность
в условиях сокращения притока рабской
рабочей силы в связи с прекращением войн.
Свертывались товарно- денежные отношения,
хозяйство становилось натуральным, приходили
в упадок города, нарушались связи между
провинциями, усиливались центробежные
тенденции, многие земли оставались необработанными.
Возникла политическая нестабильность.
В середине III в. Римская империя находилась
в состоянии общего кризиса. Все слои населения
испытывали неуверенность в завтрашнем
дне. На этом фоне в империи получило широкое
распространение христианство.
Христианская религия, уравненная с язычеством
при императоре Константине
(начало IV в.), создавала мировоззренческую
основу средневековья. Социально- экономические
и политические процессы тоже готовили
наступление новой эпохи. Крупное поместье
стало основной ячейкой общества. Наряду
с рабами, которых стали переводить на
пекулий, то есть выделять им во владение
некоторое имущество, иногда участок земли,
в поместье работали колоны – мелкие зависимые
от землевладельца арендаторы, труд которых
был гораздо рентабельнее, так как часть
результатов труда (за вычетом фиксированной
арендной платы) оставалась в их распоряжении.
Начинают складываться три сословия средневекового
общества: духовенство, светские земледельцы
(дворянство) и трудящиеся – крестьяне.
В результате натурализации хозяйства
и ослабления связей между частями империи
усиливается местная администрация. Попытки
императорской власти противостоять этому
процессу в целом не имели успеха.
Ослаблению центральной власти способствовала
также угроза со стороны варваров – гуннов
и германцев. Варвары совершали набеги,
а также селились на территории империи
с согласия императоров в качестве "союзников".
Римская армия все в большей и большей
степени состояла из варваров.
В конце концов, все это привело к падению
сопротивляемости Рима внешней агрессии.
Смещение одних императоров, замена их
другими не приводила к желаемым результатам.
В IV в. Римская империя распалась на Западную
и
Восточную (Византию). Разделение империи
на Западную со столицей в Риме и
Восточную со столицей в Константинополе,
произошло в 395 г. Случалось, правда, что
Западная и Восточная империи соединялись
под властью удачливого императора, но
ненадолго.
В середине VI века Восточная (или Византийская)
империя сделала грандиозное усилие восстановить
былую Римскую державу. Своеобразие Византии
заключалось, главным образом, в том, что
в ней сохранилась сильная императорская
власть.
Западно-Римская империя в IV–V вв. вела
непрерывную борьбу с варварами.
Их племенные союзы внедрялись в общественный
и политический организм империи и из
внешнего фактора постепенно превратились
во внутренний фактор ее дальнейшей истории.
Император Юстиниан (527–565 гг.) начал большие
войны на Западе. Но это нечеловеческое
напряжение сил привело, в конце концов,
к полному истощению казны, восстаниям
и практически к потере почти всех завоеваний.
В 476 г. после отречения последнего императора
Западная Римская империя прекратила
свое существование. На ее развалинах
возникли новые государства, новые политические
образования, в рамках которых началось
формирование феодальных общественно-экономических
отношений. И хотя падение власти западно-римского
императора, уже давно потерявшего престиж
и влияние, не воспринималось современниками
как крупное событие, во всемирной истории
476 год стал важнейшим рубежом, концом
древнего мира, рабовладельческой социально-экономической
формации, и началом средневекового периода
всемирной истории, феодальной общественно-экономической
формации.
[pic]
Распад Римского государства и падение
Западной Римской империи
Таким образом, Римская империя существовала
(вернее, влачила существование) до 476 г.,
когда глава германских наемников Одоакр
свергает римского императора, малолетнего
Ромула-Августула (Ромула-Августишку)
и занимает его место. Этому событию предшествовал
фактический распад всей
Западной империи. И Галлия, и Испания,
и Британия оказались во власти германцев.
Отпала Африка. Что касается Восточной
Римской империи, то она существовала
еще около 1000 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сказать, что древняя
Римская цивилизация представляла собой
прогрессивный тип развития. Для неё характерен
динамизм: важные перемены происходили
на протяжении жизни одного поколения.
Необходимо отметить наиболее важные
события, произошедшие за период существования
римской цивилизации:
– впервые получили развитие частнособственнические
отношения, хотя полной частной собственности
в греко-римском мире не было;
– впервые сложилась развитая система
товарно-денежных отношений: производство
было ориентировано по преимуществу на
рынок;
– наличие многообразия развитых государственных
форм: демократия, аристократическая республика,
древнегреческая тирания, империя.
Рим – исторически первая цивилизация,
основанная на требовании соблюдения
хорошо разработанных законов. Огромный
интерес представляет римское право (Законы
XII таблиц), а также отношение граждан к
законам своего государства.
В ходе развития римской цивилизации были
заложены основы гражданского общества
– самоорганизации населения. Правда,
оно не противостояло государству, а было
его основой, что обуславливалось спецификой
полиса как гражданской общины.
Достижения античности – это достижения
свободного человека.
"Классическая" эксплуатация рабов
– исключение, а не правило для греко-
римской цивилизации: утверждение рабовладельческого
способа производства в
Римской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.)
было одним из основных факторов гибели
античного мира.
Римский полис обеспечивал существование
и развитие римской цивилизации лишь на
определённом этапе истории. Наступил
момент, когда интересы дальнейшего развития
требовали преодоления полиса как типа
государства, подводили к необходимости
образования значительно более крупных
и иначе устроенных государств.
В древнем Риме кризис представлял собой
длительный процесс, протекавший со времени
превращения Рима в Средиземноморскую
державу и до падения
Западной Римской империи. Экономический
аспект кризиса полиса заключался в развитии
товарно-денежных отношений, которые нарушали
экономическую замкнутость и самодостаточность
города-государства. В социальной сфере
происходило размывание основы полиса
– слоя мелких и средних землевладельцев-общинников,
ремесленников и торговцев, живущих результатами
собственного труда. Резкая имущественная
дифференциация внутри этого слоя была
следствием развития товарно-денежных
отношений, а также широкого использования
труда рабов в крупных хозяйствах. Под
воздействием развития товарно-денежных
отношений мелкие и средние собственники
разорялись, а те, кто богател, захватывал
или скупал землю у бедных, создавал ремесленные
мастерские, в которых трудились рабы.
Как следствие этих процессов пришло в
упадок народное ополчение. Для Рима это
привело к замене народного ополчения
профессиональной армией, а в результате
к падению республики и утверждению империи.
На территории Римской империи продолжали
существовать италийские города
– государства, а в тех провинциях, где
раньше не было полисов, в период римского
владычества они возникли. Постепенная
утрата римлянами своей исключительности
в результате всё более широкого представления
римского гражданства населению провинций
и введение нивелирующей системы управления
империей не меняло внутреннюю структуру
государства, состоящего как бы из множества
автономных образований государственного
типа. В условиях общего кризиса III в. н.э.
в результате натурализации хозяйства
и свёртывания товарно-денежных отношений
(следствие резкого сокращения притока
рабов в связи с прекращением войн) города
стали приходить в упадок и центрами хозяйственной,
а затем и политической жизни постепенно
стали крупные поместья. Империя распалась
на Восточную и Западную, усилились центробежные
тенденции в провинциях. Попытки римских
императоров остановить этот процесс
путём усиления бюрократического аппарата
и тотальной слежки за администрацией
провинций не могли принести успех. По
мере переноса центра тяжести общественной
жизни из города в поместье, складывания
новой социальной структуры (духовенство,
крупные землевладельцы, зависимые земледельцы,
владевшие участком земли), распространения
христианства в
Западной Римской империи складывались
предпосылки перехода к средневековью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего
Рима. – М.: изд-во ВПА, 1969.
2. Всемирная история государства и права:
Учебник / Под ред. проф. К.И.
Батыра. – М.: Юристь, 1998.
3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
История древнего мира: Учеб.
Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. –
3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
4. История государства и права: Учебно-методическое
пособие в 4-х томах /
Сост. канд. полит. н. Кирнос А.В., канд. полит.
н. Колесников В.А. – Том
1. – Государство и право древнего и средневекового
мира. – Воронеж, 1998.
5. История государства и права зарубежных
стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред
проф. Крашенниниковой Н.А. и проф. Жидкова
О.А. – М.:
Издательская группа ИНФРА.М–НОРМА, 1997.
6. История древнего мира / Под ред. Дьякова
И.М. – М.: Высшая школа, 1989.
7. История древнего Рима. Под ред. Кузищина
В.И. – М.: Высшая школа, 1993.
8. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории
древнего мира. – М., 1980.
9. Кузищин В.И. История Древнего Рима. –
М.: Высшая школа, 1982.
10. Семенникова Л.И. Античный мир // Россия
в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск,
1994.
11. Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего
мира. – М.: 1975.
12. Тиббон Э. История упадка и крушения
Римской империи. – М.: Наука, 1994.
13. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской
республики. – М.: Наука, 1965.
14. Утченко С.Л. Политические учения Древнего
Рима III-I вв. до н.э. – М.:
Наука, 1977.
15. Хрестоматия по истории Древнего Рима
/ Под ред. В.И. Кузищина. – М.:
Высшая Школа, 1987.