Развитие капитализма в России в пореформенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

1. Основные условия капиталистического развития России в пореформенный период.
2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
3. Эволюция помещичьего хозяйства.
4. Классовое разложение крестьянства.
5. Завершение ПП., формирование буржуазии и пролетариата.
6. Основные этапы развития промышленности в 60-90 гг. 19 в.
7. Историография российского капитализма.

Работа содержит 1 файл

История Отечества.docx

— 111.14 Кб (Скачать)

Образцом для помещичьей деревни реформа тоже не могла  быть, как выйти из положения? Не давала ответа. В правительственных  кругах начинаются задумываться над  новой программой.

1835 г. – Секретный комитет  принял правительственный проект  – как отменить крепостное  право, смягчить положение крестьян.

3 этапа программы:

1) правительство предлагало  ограничить законодательным путем  повинности: барщина – не более  3 дней, оброк – определенный для  каждой (губернии) местности, в зависимости  от занятий, доходности.

2) Освобождение крестьян  от крепостного права, оставив  землю в собственности у помещика, регламентировать государственным  порядком отношения между крестьянином  и помещиком (какой надел должен  дать крестьянину, какие повинности  за это должен исполнять за  это) = это инвентарное правило.

Феодальная собственность  на землю сохраняется и т.д. –  т.е. это не ликвидация системы феодальных отношений, а лишь смягчение –  вскоре переросли в капиталистические  отношения чисто прусского пути развития.

Ряд мероприятий:

1. закон об обязанных  крестьянах (шаг назад по отношению  к правительственной программе); правительство усмотрело в законе  о вольных хлебопашцах, что  помещик не отпускает, т.к. нужно  отдавать землю; а обязанные  крестьяне, те, которых освобождают  без земли (помещик наделяет  крестьянина землею, за что тот  обязан исполнять коллективные  повинности)

В отличие от Киселева, закон  представлял все помещику: захочет  переведет в вольных, определяет какой надел дать.

2. Николай I – против  вмешательства т.к. боялся дворянства; но в западных губерниях был  проведен принцип вмешательства  государства, чтобы подорвать  могущество польских помещиков  (на территории Киевской, Волынской,  Подольской губернии – инвентарное  правило провел Бибиков), что принято  со стороны помещиков стеснительными. Но Николая заставляло поддержать  Бибикова (предназначен министром  внутренних дел) боязнь польских  дворян. Бибиков решил распространять  правило на другой территории  – чтобы еще более ущемить  интересы поляков (Вильненская,  Ковальская, Грозненская)

3. закон 1847, разрешен выкупаться  крестьянином на волю в случае  продажи с молотка

4. закон 1849 – для этого  требуется согласие его бывшего  владельца.

Выводы из цикла мероприятий:

1. крестьянский вопрос  один из главных в политике  Николая I

2. правительство постепенно  приходит к идее государственного  регулирования отношений между  помещиками и крестьянами

3. правительство стремиться  к смягчению, а не ликвидации  феодальных отношений

Дворянский вопрос во внутренней политике Николая I.

Сословие – отношение  той или иной группы к государству (привилегированные, непривилегированные; юридико-политические )

Дворянство как сословие:

1. могло обладать землей

2. господство классовое  сословие, опора государственной  власти (российский абсолютизм сформировался  на феодальной основе)

Влияние на политику Николая I:

1. Кризис феодальной системы  65% всех имений заложено в банках 2/3 всех помещиков задолжники  государству. Теперь государство  имеет возможность экономического  влияния на помещиков (государство  как кредитор) это обстоятельство  привело к тому, что среди дворянства  уменьшилось число оппозиционно  настроенных.

В эпоху Николая I каждое правительственное  мероприятие встречало абсолютную поддержку со стороны дворянства; исчезла сановная, революционная  оппозиции.

2. дворянство в условиях  нарождения классовой борьбы  со стороны крестьян, рабочих,  разночинцев – начинают консолидироваться  (традиции, обычаи дворянской морали)

3. всякая оппозиция по  отношению к правительству связана  с Сенатом и Государственным  советом.

Государственный совет –  отставные чиновники, поэтому по отношению к императору независимо.

4. дворянство разорялось, за счет разночинцев пополнялось,  последние – за кем пойдут? Не станут ли они революционерами?

В этих условиях Николай I начинает политику классового очищения дворянства:

1) указ 1831 г. – изменилась  жалованная грамота 1875 (сословно-корпоративные  дворянские собрания – в уездах  и губерниях, определяли политику  в системе местных учреждений. Право выбора – любой дворянин, обладающий поместьем)

ограничено право выбора мелкопоместных дворян (не менее 100 душ, 400 десятин земли; исключения для  полковника или стат-советника = теперь имел право выбора)

2) по Табели о рангах  – чиновник, дослужившийся до 8 класса (прапорщик – 1обер-офицерский  чин), и до 5 класса в гражданской  службе – и человек получал  право на наследственное дворянство (потомственное). Теперь – до 6 класса  на военной (майор) = штаб-офицер  и до звания 5 класса чиновничьей  (а не 8). А от 8 до 5 – личное звание  дворянина, а дети почетные  потомственные граждане. Сюда входили  ученые, купцы 1 гильдии, дети священнослужителей.

Звание личнопотомственные граждане (лица, окончившие гимназию и  т.д.) – освобождены от налогов  и т.д.

3) закон о майоратах  (неделимые заповедные деления)  – передача только старшему (помещик  не разоряется, оставалось крупное  землевладение = сохранялось). Существенного  значения не имело, только 40 имений  было переведено на эту систему,  т.к. помещик не против своих  детей. Но это показательно  в плане дворянской политики.

3 период во внутренней  политике (с 1848 до 1854 г.)

Главный вопрос – политика в области просвещения и печати.

Этот период под знаком революционного движения в странах  Запада (Австро-Венгрия, Франция ). Россия стала жандармом Европы. Возможна ли революция в России (в то время) – вопрос для Николая I, может  ли проникнуть и каким образом? –  через книги, которые начитается молодежь – цензура = главный особый вопрос.

Николай I министру просвещения (так же духовного), что цензура  не удовлетворяет, т.к. случилось 14 декабря, новый цензовый устав из 230 статей.

Новое: 1) запрещалось обсуждать  деятельность администрации (местной  и вообще) во внутренней и внешней  политике

2) запрещалось всем организациям  печати вносить какие-либо предложения,  проекты

3) запрещалось печатать  челобитные, касающиеся психологии, педагогики, философии

4)цензор строго наказывался  (на гауптвахту, увольняли)

Устав 1828 г. – существенно  изменился принцип деятельности, цензура должна была быть таможенной, а руководства литераторам не давать (этим направлением должно ведать III отделение). Расширяется круг цензоров (III отделение, министерства внутренних дел и т.д.). Учреждения получили право  цензуры, цензоры должны доносить все  что не соответствует духу.

Воцарилась «свобода молчаний», исчезли литературные журналы. Н.К. Крестомаров решил опубликовать народные песни – арестован, издание  конфисковано.

«Московский телеграф», «Телескоп», «Европеец» – закрыты. «Современник»  подвергался преследованиям.

После 1848 года – Николай I не доволен деятельностью цензуры, создан орган, контролирующий деятельность цензуры; создан Цензурный Буртулинский комитет началась борьба с двусмысленностью – нельзя писать об американском рабстве, упоминать слово революция, все  теоремы с божьим уклоном (подобие  треугольников: равны с божьей помощью).

Николай I считал одну из главных  бед в России в том, что образование  получают слишком много людей  из низших сословий; они могут стать  основой революционно-демократической  деятельности – прекращение допуска  для получения высшего образования.

1826 – комитет, подготовка  проектов изменения; Николай I указ об изменении структуры  просвещения: 1) четко определял ступенчатость

а) приходские училища

б) уездные

в) гимназии

в а) – учились низшие сословия

б) – должны посещать уездные  ремесленники, купцы

в) – дворянские дети

преемственность а) б) в) не соблюдались, чтобы низшие сословия не проникали

На основе указа

2) увеличились предметы (физика, естественная история, философия,  логика, частично психология). Скромную  роль стали играть иностранные  языки (= 40% всего учебного времени  – это умственные дисциплины)

3) ограничено число гимназий, хотя росло число училищ все  же

4) университет: изымались  преподавание философии (только  философия богословия), логика, гражданское  право, статистика.

Николай I сделал ставку на закрытые учебные заведения – лицеи, университеты, пансионаты (институт благородных девиц  – 3 тыс. рублей – 2 в Петербурге, Москве, Иркутске и т.д.)

1835 год – создано новое  положение об университетах (в  его правление не был открыт  ни один новый университет,  на деле не был открыт в  1833 – в Киеве, сюда перенесен  из Вильно после польского  восстания)

1) ликвидирована выборность  ректора (формально выбирался,  но министр просвещения мог  сместить, поставить своего), тоже  самое касалось профессоров-преподавателей (раньше – тайное голосование)  министр мог отменить результаты  голосования.

2) 1835. связана должность  инспектора за студентами (типа  куратора – следил за нравственно-политическим  лицом студента), печие – помощники

3) окончательно изымалась  философия и т.д.

После революций 1848 г. решили, что образование ни к чему, проекты  закрытия всех университетов (министр  просвещения Шеринский - Шахматов), но правительство решило ограничить число студентов на факультетах (300 человек). Философский факультет  разделен: на юридический и историко-филологический. Окончательно запрещено преподавать  гражданское право.

Экономическая политика Николая I

Боязнь революционных  потрясений – определяло противоречивость политики:

1) правительство считало  необходимо поддерживать развитие  промышленности

2) с другой стороны –  задержать; министр Канкрин: т.к.  развитие промышленности может  привести к появлению пролетариата; искусственное сдерживание развития  промышленных предприятий (не  разрешали строить в районе  Москвы предприятия в целях  противопожарных безопасности). Закрыть  спичечные фабрики, т.к. предполагали  – поджигатели пользуются спичками. Выставки не через 2 года, а  через 4 года (т.к. вызывают «подъем»  промышленности)

Но Николай I – соображения  внутренней и внешней безопасности – необходимо создавать свою промышленность (вынуждены), а не другие соображения.

Правительство кое-что делало: оградить русскую промышленность от вливания иностранных товаров. За 25 лет – 7 новых тарифов, которые  повышали цены на ввозимые товары (кроме  того: таможенные сборы давали млн. государственного дохода)

закон 1835 г. в отношении  промышленности:

1. ни один рабочий не  мог покинуть завод без согласия  владельца (даже, если отзывал  помещик), иначе уголовное преследование  за побег

2. правительственные заказы, субсидии

3. денежная реформа Канкрина (денежного знака, введенного  при Екатерине II обесценивание,  инфляция)

1 серебряный рубль –  от 350 копеек (в Петербурге) до 420 копеек (на окраине) – путаница в  расчетах (биржевой, вексельный, внутренний, курсы исчисления).

Канкрин изъял ассигнации; новые деньги: 1 рубль – на 350 копеек старыми, но рубль обеспечен серебряным запасом, свободный обмен, падение  курса рубля не происходило.

Бюджет страны – феодальный:

деньги от 1) подушная и  оброчная подать

2) таможенная подать

3) доходы казны от продажи,  аренды имений

Расходная часть из 182 млн. – 70 млн. – на армию 

2,5 млн. – на образование

Податная политика оставалась феодальной: налоги не с земли, а  с души взимались; с 1819 г. – чисто  феодальный принцип продажи спиртных напитков (откупная система), что составляет значительную часть доходов.

Общественное движение в  России в 30-50-ее гг. 19 века.

 

1) Классовая борьба в  30-50 гг.

2) Теория официальной народности

3) Западники и славянофилы

4) Появление националистических  организаций. Кирилло-мефодиевское  общество

5) Революционно-демократическая  мысль России 30-50 гг. Белинский, Герцен, Петрашевский.

Казалось в эпоху Николая I все прочно, но под системой подводные  течения, поэтому после эго смерти крах системы.

Классовая борьба – основа для демократической борьбы, но не носила революционный характер, т.к. не носила политический характер, программа  направлена на изменение социально-экономического строя (т.е. в будущее направлена программа, а не опрокинутая в  прошлое – возвращение к исходной позиции как в крестьянских войнах, перетасовка)

Классовая борьба могла существовать в формах:

1. борьба крепостных крестьян  с помещиком

2. борьба государства с  казной

3. борьба рабочих с владельцами  фабрик.

Преобладала в 30-50-х гг. –  № 2, т.к. государственные крестьяне  пользовались относительной свободой, были более грамотными, более живо реагировали на все проявления помещичьего, феодального гнета.

Но мелкие формы преобладали (внешне) у крепостных крестьян.

Положение крестьянства: ухудшилось т.к. кризис феодальной системы 

a. обезземеливание крестьян

b. массовый перевод в  дворянскую систему = процесс 

c. массовый перевод на  месячину, раскрестьянивание 

d. падение урожайности  (неурожайные года)

e. резко ухудшилась юридико-правовое  положение, помещик руководствовался  своими желаниями (то, что моя  левая нога хочет). По положению  крестьяне – сейчас как рабы  – (дворовой месячник) могли издеваться  как хотят, что церемониться  –– усиление давления помещика  на личность крестьянина (опека  над жизнью и личностью и  т.д., во все сферы жизни).

Информация о работе Развитие капитализма в России в пореформенный период