Развитие капитализма в России в пореформенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

1. Основные условия капиталистического развития России в пореформенный период.
2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
3. Эволюция помещичьего хозяйства.
4. Классовое разложение крестьянства.
5. Завершение ПП., формирование буржуазии и пролетариата.
6. Основные этапы развития промышленности в 60-90 гг. 19 в.
7. Историография российского капитализма.

Работа содержит 1 файл

История Отечества.docx

— 111.14 Кб (Скачать)

Циркуляр Гарина в начале 70-х гг.– возвращение женщин в  Россию (т.к. мужчины соблазнили якобы), иначе лишение прав.

Объединялись с кружками кавказцев. Прибыли сначала в  С-Петербург, набрали часть рабочих  и в Москву, где и протекала  их основная деятельность; т.к. с их точки зрения народникам не стоит  идти самим, их не поймут, надо подготовить  посредников (рабочих), а рабочие  Петербурга квалифицированные, давно  оторваны и т.д. = не подходили; а в  Москве: сезонные и текстильные и  прочие – подходили.

Взяли Петра Алексеевича  и др. с собой хождение в рабочий  класс, создание кружков пропаганда («Подпольная Россия» статья Кравчинского, очерк Бардиной).

Вскоре арестованы, «процесс 50-ти», где «судили самых красивых женщин России» (Тургенев создавал образы под влиянием, плакал над портретами)

Речь Алексеева! и Бардиной отпечатаны – как прокламации, с  целью привлечения молодежи.

Адвокат Александров –  блестящая логика потрясала современников, благодаря приговор менее жесток.

В целом идеи, задачи, причины, неудач те же.

Внутренняя политика царизма  во второй четверти 19 века.

 

1) Николай I, его воспитание, окружение, правительственная программа.

2) Основные этапы внутренней  политики царизма во второй  четверти 19 века.

3) Основные направления  внутренней политики царизма:

А) крестьянская политика царизма

Б) социальная

В) в области просвещения

Г) экономическая политика царизма

Литература: 1) Корнилов «Курс  истории России 19 века» в 3 частях

2) Шиллер

3) Окунь «Очерки»

4) «Правительственный аппарат  самодержавия России в 19 веке»

Зайончковский (интересные факты)

Николай I как император  положил отпечаток на всю политику. Умный, жестокий человек, хотя плохо  образованный, непревзойденный мастер по социальной идеологии, прекрасный оратор.

Николай I (1897 году родился, 3 сын) – поэтому считали, что не будет царствовать – не получил  должного воспитания и образования; прусский военный, любовник матери воспитывал. С преподавателями не повезло, французский  эмигрант – внушил (только) отвращение к революции.

1814 г. Николая отправили  в армию.

Николай мог наблюдать  жизнь не с парадной стороны (ведь он не наследник!), что сделало его  впоследствии жестоким, мстительным.

Обстоятельство, которое  наложило отпечаток – 14 декабря 1925 года на его правительственную программу. Другое обстоятельство: кризис феодально-крепостнической  системы.

Социальной опорой является дворянство, но кризис приводил к разорению  дворянства. Стремился задержать  революционное движение (но любил  Пестеля, Рылеева, материально помогал  семье после казни).

Николай I вынудил уйти в  отставку (кроме министров финансов и просвещения) приближенных от Александра. Аракчеев делал ставку на Константина.

Николай I набирал чиновников из военных, из 13 министров (в 40е гг.) только 3 были из гражданских лиц, Синодом  командовал генерал; Николай предпочитал  выходцев из прибалтийских немцев (послушание, дисциплина, ему нравились люди, которые не рассуждая подчинялись): главное управление ж/д путями, министр  финансов, шеф полиции Бенкендорф и др. исполнители, малообразованные, ограниченные, боялись императора (Бенкендорф заходя 5 раз – бледнел)

Канкрин – министр финансов, ограниченный (Курс лекций Корнилова) человек, нельзя отнести к либералам, т.к. выступал против либеральных начинаний; скуп (запретил выбрасывать использованные конверты) – мил-р (путем пожалования  со стороны казны)

Александр Христофорович  Бенкендорф – канцелярия его императорского величества – III отделение (до 1880 г. –  лучшее отделение полиции в Европе, безукоризненно выявляло кружки и т.д.)

Дубельт – управляющий III отделением.

П.А. Клейминин – ж/д: казнокрад  необыкновенный (украл деньги, выделенные на покупку мебели для Зимнего  дворца), никакой идейной платформы.

Карл Васильевич Нессельроде  – министр иностранных дел, канцлер (до 1856 г.), максимум беспринципности  в политических делах (не государственные  интересы лежали в основе деятельности, а стремление угодить императору – сближение с Англией, Францией)

Начальник 5-го отделения, министр  императорских имуществ, – Киселев (наиболее умный из всех) критическое  отношение к деятельности, по крестьянским делам – специально у императора.

Николай и его окружение  разрабатывает правительственную  программу, которая не фиксируется, это просто вывод, который сделали.

Условия, влияющие на ее формулирование:

1) кризис феодально-крепостной  системы

2) начало революционного  движения в России.

1-я часть программы  была направлена на укрепление  государства: 1) усиление централизации  и бюрократизации государственного  аппарата России (до предела доведен  этот процесс) (бюрократизм –  это создание иерархической системы  управления, строгое соподчинение, подчинение). 2й принцип – бюрократизация  аппарата – создание чиновничества  (не по заслугам, по чинам занимают  должности)

2-я задача в области  государственного управления:

во все звенья государственного аппарата вмешивался император (во 2й  четверти 19 в. резко усилилась роль канцелярии его императорского величества: при Николае I создано 6 канцелярий ЕИВ  они заменяли практически министерства, Синод и т.д.), (Петр I никогда не занимался столь мелкими делами) – резко падала роль сената и  Синода. Сенат раньше мог заменять императора в его отсутствие, мог  возражать императору; теперь низведен до второстепенного (однажды в 10 утра застал одного сенатора – сказал, что  напоминает кабак, приказал в 6 утра приходить  на работу, просьба отменить петровский регламент – николаевский регламент  – Сенат теряет значение)

3-я часть в области  государственного устройства была  направлена на военизацию государственного  аппарата. Николай считает, что  военные без ложной предрассудительности  – т.е. подчинены – стремление  военизировать аппарат (сам император  носил форму)

4-я часть – усиление  роли политического сыска (чтобы  не повторилось 14 декабря 1925 г.  – стремился создать орган  для предотвращения) на каких  основаниях создавать полицию?  – долго думали. Николаю нравилось  выступать в роли отца над  полицией т.к. морально неудобно  создавать тайную платную полицию,  поэтому ведомство, которое ему  подчинялось лично. Рапорт Бенкендорфа  понравился: должны быть соединены  корпус жандармерии и тайной  политической полиции (платные  агенты, которым выплачивали чинами) во все сферы жизни (ярмарки  и т.д.)

1826 г – создание 3-го  отделения канцелярии ЕИВ (русская  Бастилия), здесь многие важные  политические дела (секты, раскольники,  фальшивомонетчики, иностранцы, все  политически неблагонадежные, высылка,  возвращение из ссылки). Видимость  создать, что 3-е отделение занимается  благотворительной помощью и  т.д. Бенкендорф был 10 лет на  этой должности, был пайщиком  на всех предприятиях. В 30-е  гг. отчеты объективны, в 50-е гг. – «все прекрасно»

5-я часть – создание  чрезвычайных органов государства, 10 секретных комитетов создано  за время правления, этот факт  означал чрезвычайные обстоятельства; 8 комитетов обсуждали крестьянский  вопрос – об отмене крепостного  права. (чрезвычайные меры).

В области сословной политики: считал, что необходимо бороться

1) за чистоту дворянского  сословия (меры, запрещающие допуск  в дворянство выходцами из  числа разночинного сословия)

2) консолидацию дворянского  сословия вокруг царя и престола (сделать единым классом)

методы деятельности правительства: карательная (сыск, запрещение, исследование) – в основном, частично методы изменили систему государственного управления и в области положения крестьянского  сословия.

На определенных этапах преобладают  те или иные меры. Карательная преобладает  после 1848 г, реформационные меры в первые годы правления, в зависимости все  мера делятся на этапы:

1) 1825 -1830 гг.

2) 1830 – 1848 гг.

3) 1848 – 1855 гг.

 

1 этап характеризуется  частичным исправлением системных  недостатков, главный вопрос –  административный, вопрос об изменении  системы государственного управления (составлен свод показаний декабристов  о недостатках существующего  строя! Боровковым; эти записки  частично положены в основу  правления (Николая) административных  мер) 6 декабря 1826 г. – комитет  создан, (до 1833 г, однако активная  деятельность прекратилась в  1830 г.) комитет состоял из 2 категорий  людей:

1. старые либералы Александра I (Сперанский, Голицын – председатель  государственного совета; генерал  Толстой, генерал Васильчиков–  главный организатор расстрела  декабристов, Дибич – друг  Николая I) – расправлялись с  Черниговским восстанием.

2. молодые чиновники, –  карьеристы изучили записки, проекты;  комитет составил ряд проектов  по части государственного устройства (главный административный вопрос!):

1) предложили Сенат разделить  на 2 учреждения: судебный и правительственный  комитет министров ликвидировать!, а государственный совет –  совещательный орган.

Усилить централизацию государственной  власти.

На практике государственный  совет – законосовещательный. В  Сенате – департаменты только разделили. Контроль над местными организациями, администрация – вопиющее беззаконие, расцвет произвола (внук Суворова и  еще 4 генерал-губернатора не брали  взяток – только 2!)

Комитет предложил начать кодификацию законов. Комиссия была направлена на повышение оперативности  деятельности всех звеньев государственный  аппарат крепостного самодержавия.

1826 – 2-ое отделение  фактически главой был Сперанский. К 1833 г. – составили полный  свод с 1649 г по1925 г (45 томов;  законы в хронологическом порядке)  – 1 из лучших источников. 2-я  часть работы – выбрать то, что действует, в 1833г – свод  законов. Но это мало что  изменило в порядке.

2 этап проходил под  знаком общественно-политических  событий (французская революция,  восстание в Польше, усиление  революционного движения в России, усиление революционного движения  в Севастополе, крестьянские волнения). Под влиянием кризиса феодально-крепостной  системы и по влиянием того, что дворянство = задолжники, под  влиянием националистической пропаганды  происходила консолидация дворянского  класса.

Под влиянием этих событий  правительство переходит к карательным  мерам, но не оставляет мысли о  возможности реформ. Главный вопрос – крестьянский, пороховой погреб, но изменять боялось правительство  что-либо, т.к. боялось 1) восстания дворян, 2) волнения крестьян.

Ряд мер, направленных на ослабление крестьянского права:

1. 1826 г – закон, запрещающий  отдавать крепостных крестьян  на горно-заводские работы (хуже, чем на каторге), но практика  – широкая раздача крепостных  крестьян проводилась и после  1826 г

2. 1827 г – указ, запрещающий  подавать земли в многонаселенных  помещичьих имений без крестьян (что было широко распространено, т.е. обезземеливание крестьянства  происходило); помещик должен оставить  не менее 4,5 десятин на крестьянскую  душу (практическое значение, не  большое т.к. процесс продолжался)

3. 1827 – закон об удельных  крестьянах (которые принадлежали  императорскому двору) изменена  налоговая система (раньше с  души) – подать, оброк бралось  с земли

4. 1833 – год завершения  кодификации законов Российской  империи; создан свод законов  о крепостных крестьянах (9 томов), свод законов о состоянии; где  поставлены законодательные рамки  в отношении между помещиком  и крестьянином (предусматривается  ряд наказаний для помещика  штраф, если крестьянин нищенствовал  у состоятельного помещика)

5. 1837-41 – крупная реформа  государственных крестьян (реформа  Киселева Павла Дмитриевича –  начальник 5 отделения канцелярии  ЕИВ) – будущий министр финансов.

Причины реформы:

1) 7,5 млн. мужских душ  (т.е. 1/3 всего населения России)

2) в 30-х гг. обнаружилось  резкое увеличение податной недоимки  крестьян

3) начавшиеся крестьянские  волнения в государственной деревне

Цель – дать образец, по которому помещик мог бы реформировать  отношения с крестьянами (чтобы  помещики сами выступили инициаторами изменений)

Необходимо развить частную  инициативу – крестьянам, т.е. дать свободу4 переселить в малонаселенные районы.

Конкретные мероприятия:

1) 1837 – создано министерство  государственных имуществ, в ведении  которого входило управление  государственными крестьянами России (кроме Сибири)

2) создана сложная система  опеки со стороны чиновничьего  аппарата (в губернии – создается  Казенная палата управления) –  чтобы предотвратить обезземеливание,  помочь агрономам, прекратить  пьянство (следить за нравственностью  крестьянина и благонадежностью  помещика)

3) создание сельского самоуправления:

a) сельская община

b) волостная община

Сельская община – поземельная  община выступала в качестве распределения  земли, создавала общинные угодья (луга, мельницы)

Волостная община – административно-помещичье  учреждение (сбор подати, судила, сохранение политического спокойствия; внутри общины – круговая порука)

4) частичное переселение  в многоземелье (из нечерноземья  – Тамбовская, Тульская губернии, черноземные – в Вятскую, Пермскую)

5) реформа создала систему  хлебозаготовительных магазинов  (реализация в случае голода)

6) создана элементарная  медицина и т.д.

Реформа не ликвидировала  главные противоречия – систему  внеэкономического принуждения (прикрепление крестьян) неравноправность (подать, повинности, наказания и т.д.) сословная. Поэтому  этого не могло успокоить крестьянство; увеличились выступления после  реформы (картофельные бунты); крестьяне  считали, что реформа увеличит зависимость, ухудшит положение (создание системы  чиновничества, ухудшение положения)

Информация о работе Развитие капитализма в России в пореформенный период