Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:22, реферат
1. Основные условия капиталистического развития России в пореформенный период.
2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
3. Эволюция помещичьего хозяйства.
4. Классовое разложение крестьянства.
5. Завершение ПП., формирование буржуазии и пролетариата.
6. Основные этапы развития промышленности в 60-90 гг. 19 в.
7. Историография российского капитализма.
В узком смысле – течение общественной мысли, которое действовало в 70-х начала 90-х гг. – направление с определенной программой и т.д.
Социально-экономическая
база народного движения – развитие
капитализма в условиях сохранения
феодально-помещичьего
Народники – самое передовое движение, в то время, т.к. впервые поставили вопрос о капитализме (Ленин «от какого наследства мы отказываемся») частично абстрактно этот вопрос ставился единолично, а народническое движение выдвинуло. Наряду с этим вопросом – другой вопрос о старых феодально-крепостнических пережитках (о уничтожении помещичьего землевладения, о самодержавии, о неполноправии крестьян).
Своеобразие народнического
движения – оба вопроса они
решили с точки зрения крестьянина,
мелкого производителя; народники =
выразители интересов крестьянства;
они решали с точки зрения крестьянской
психологии, идеологии, экономических
интересов крестьянства. Это обстоятельство
породило противоречивость: с одной
стороны – революционные
Революционность идеологии народничества заключалась:
1. в постановке вопроса
о феодально-крепостнических
2. революционный путь ликвидации
пережитков – народная
3. идеология народничества
носила социалистический
Но с другой стороны реакционные черты в идеологии народничества: при решении вопроса о капитализме они прогрессивны при постановке этого вопроса
1. но решали с точки
зрения крестьянства, а это ему
несет капитализм – разорение,
наемный труд и т.д., а его
идеал ведь - собственность, поэтому
отрицательно относились к
2. четче всего реакционные
черты в работе «от какого
наследства мы отказались»
а) признание капитализма упадком, регрессом
б) признали самобытность и русский общинный строй вообще и крестьянина с его общиной, артелью в частности
в) игнорирование связи юридико-политических учреждений страны и с материальными интересами определенных общественных классов (и интеллигенции).
№1 – регресс, т.к. капитализм размывает крестьянство, т.е. носителя будущей революции, капитализм разрушает общину, а это ячейка, с помощью которой переход к капитализму (говорили если есть роль капитализма – то она отрицательная)
Критика капитализма приводила к идеализации порядков существующих, они торопились сделать революцию пока капитализм не разрушил крестьянство, а крестьянство общину, иначе надо будет ждать созревания пролетариата, при помощи которого революция на Западе (через 10-20 лет будет поздно).
№2 – самобытность: русская
община не есть явление уникальное,
но западные государства разрушили
этот зародыш социального
Видели недостатки в крестьянской общине, она размывается под ударами капитализма; но главное – чтобы не было мироеда, капиталиста, т.к. капитализм – регресс, самобытность крестьянства и общины – поэтому должны были пересмотреть философские воззрения предшественников: и в своем стремлении быстрее совершить революцию – перешли к субидеализму:
1) народники отказались
от идеи исторического
2) Отказались от решающей
роли народных масс в
Изменяли философские воззрения так, чтобы они давали им возможность им действовать, а не ждать, когда массы созреют.
№3 большую роль интеллигенция – так как считали, что она внеклассова; что им нечего терять (нет собственности), не понимали, что интеллигенция зависит от общества, в котором живет, что бывает дворянской и т.п. поэтому субидеалистические взгляды складывались на сущность государства.
С точки зрения народников государство имеет в основе определенные классы (заимствованно из марксизма, что государство = орудие к/л кл.), но считали, что классовой опорой в 19 веке является буржуа в любой стране, государстве.
Если базой является буржуа, а в России она только зарождается, т.е. государство висит в воздухе (Ткачев), нет опоры – значит легко уничтожить государственный аппарат; никакой политической борьбы – политического просвещения; а нужно лишь пропагандистские идеи социализма . Т.е. шаг назад по сравнению с общественной мыслью 60-х гг, отказ от политической борьбы шаг назад; но начисто отрицает политическую борьбу, признавали несколько форм политической борьбы, которую должны вести революционные партии (заговор, терроризм = политические убийства);ограничивая возможности народных масс в политической борьбе; Ленин: не имеют экономических связей.
Т.е. на ряду с прогрессивными воззрениями – консервативная доктрина.
В 80-90-х гг. 19 века народничество отказывается от революционных методов борьбы, отказывается от прогрессивных методов борьбы, из революционных превращается в либеральные, уповая на реформы «сверху». В 70-х гг. – подготовка революции, в 80-х гг. ограничивается деятельность просветительской деятельности; выражали интересы кулачества, буржуазных слоев деревни.
Но по тактике, формам, методам деятельности народники делились на 3 течения (а не по программным направлениям) анархическое, пропагандистское, заговорческое.
1. Пропагандистское –
Петр Лаврович Лавров – член
первого интернационала, дружил
с Марксом и Энгельсом,
После 4.04.1866г.– в
Ошеломляющее влияние на молодежь! В 1870г – бежал за границу, вступил в Интернационал, издавал «Неделю».
Под прогрессом Лавров понимал
развитие личности в нравственном,
умственном и физическом отношении.
Прогресс относится в основном к
интеллигенции – « критически
мыслящим личностям», развивается за
счет народа, и они должны отдать
долг народу за эту возможность развиваться.
Эти критические мыслящие личности
должны двигать историю; осуществлять
прогресс (это импонировало молодежи
– от них зависит будущее
Деятельность критически мыслящих личностей распадается на 3 этапа:
1. личность сама
2. личности создают революцию
П, без которой невозможна
3. народные массы не
готовы к революции, есть
Лавров отрицал необходимость государства после революции, но должен быть например Земский собор и другие политические формы. Взгляды Лаврова исповедовывали либеральные слои («лавристы»– ничего общего Лавров не признавал с ними).
Затем Лавров – ускорять пропаганду – меняет взгляды.
2. Анархистское направление:
Михаил Александрович Бакунин
– из богатой родовитой семьи,
в 40-х гг – в Петербург
попал в кружок Станкевича, изучал
Гегеля, Фейербаха, под влиянием
– вывод о необходимости
Почему отрицательно относятся в России к Бакунину? (уважение в Испании, Лат. Америке!), в России не признают революционные роли, т.к. 1) доля случайности 2) борьба Маркса и Энгельса против Бакунина в первом Интернационале, отрицает отзывы, критика.
Воззрения Бакунина основывались на политической экономии Прудона + свои политические воззрения. Считал, что главным развитием общества = личность, человек рождается для того, чтобы стать личностью, и ничего не должно мешать, насиловать; а государство мешает развитию личности; государство возникает из-за частной собственности.
Главная задача революционера
= разрушить государство
Анархисты побеждали (в Испании в ряде провинций у власти : были министерства, премьер-министр, но принцип комплектования армии добровольный, но если ты добровольно не понимаешь – расстрелять).
В отличие от Лаврова, Бакунин считал, что народные массы = готовы к революции, а революции нет, т.к. крестьянские общины оторваны друг от друга, государство легко подавляет вспышки; значит задача лишь в сплочении народных выступлений; революционеры должны идти вызывать вспышки, бунты («вспышечники»). Уделяли огромное влияние уголовникам ( первым революционерам– т.к. « сознательно выступают против существующих порядков») – пропаганда среди разбойничьих шаек на Волге.
Взгляды Бакунина широко распространялись с сер. 70-х гг., его программу в основу программы « Земля и воля» и в начале 70-х гг. – исповедовались взгляды в кружках, Киевской коммуне ( в 40 лет в П – Брюшко – Брюшковская = бабушка революции).
3. Заговорческое – Петр
Никитич Ткачев – студенческие
демонстрации, ссылка, за границу,
в 1875 г. – «Набат» журнал
издавал, где развил свои
Народные массы инертны, царистски настроены – их списать со счетов, а революционный П – единственный должен вести борьбу; убить 10-15 государственных деятелей, захватить власть, а народные массы поднимутся на борьбу – заговорческая идея террора в сер. 70-х гг. – когда народники ходили в народ, когда они убедились, что народ не коммунистичен, не революционерен.
Выдавали народников властям.
2-я причина неудачи: пропаганда социальная, социально-экономические изменения, которые произойдут; а не политические (удивлялись почему их арестовывали) просвещения (они отрицали политическую борьбу)
Сами народники оценили свою неудачу:
1) пропаганда носила слишком
абстрактный характер, и крестьянин
малограмотный часто не
Два направления: 1ое – народники, 2ое – социалисты.
2) Правительство не дало возможность довести дело до конца (170 арестовано), помешало
3) Слишком мимолетно проходили через крестьян, нужна многолетняя пропаганда
4) Отсутствие организованной
партии, начинает зреть мысль,
что нужна партия с
Кружок «москвичей» в Цюрихе образовался, где получали образование русские (много женщин), женщины образовали кружок фричей Бардина, сестры Фигнер исповедовали лавристские идеи, спорили о направлениях революции, о морали самоубийств. Стоит ли сохранять цивилизацию в революции.
Информация о работе Развитие капитализма в России в пореформенный период