Развитие капитализма в России в пореформенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

1. Основные условия капиталистического развития России в пореформенный период.
2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
3. Эволюция помещичьего хозяйства.
4. Классовое разложение крестьянства.
5. Завершение ПП., формирование буржуазии и пролетариата.
6. Основные этапы развития промышленности в 60-90 гг. 19 в.
7. Историография российского капитализма.

Работа содержит 1 файл

История Отечества.docx

— 111.14 Кб (Скачать)

Помещики осознают, что  крепостное право не долго –– усиливают  издевательства (изобретательность  в применении наказаний) – усиливаются  крестьянские волнения, выступления. Пассивные  и активные формы борьбы. Пассивные:

1) жалобы на самоуправство  помещиков на имя Сената или  министерство внутренних дел  (300-400 жалоб год); это способствовало  улучшению положения, Николай  I изображал из себя отца отечества,  – забирали имение помещика  под опеку, не имели право  вмешиваться в дела крестьян, (1840 – 159 имений,1853 – 193 имения  под опекой); за неправильное отношение  с крестьянами забирали имения  в казну.

2) побеги традиционная  форма борьбы. В истории российского  государства, т.к. есть куда  бежать, легко укрыться от глаз  государства, помещика. Существовало  поверье, легенда о существовании  Беловодья, страна, где не существует помещичьего права, административного и т.д. – искали, отодвигая все дальше.

В 30-50е гг. 19 века не смотря на то, что бюрократизм и т.д. достигли наивысшего –– все равно бежали в районы: 1) Кавказа, 2) заволжская губерния, 3) Сибирь.

На Кавказ – нужно русифицировать, использовать в борьбе с горцами; поэтому сквозь пальцы.

Активные формы: 1) телесное наказание помещиков. На сходе решали, что владелиц(а) не отвечает нравственному  уровню дворянина –– не достоин(а) быть владельцем – наказывали; статистики нет, т.к. помещики скрывали, что их пороли крестьяне.

2) убийство помещиков не  отдельными крестьянами, а сходами.  В среднем 1835-54 гг. – убито 144 помещика; 418 человек сослано в  Сибирь за это. = 29 человек в  год убивали.

3) гайдучество сошло с  арены в связи с помещичьим  произволом и т.д.

4) крестьянские волнения  – наиболее активная форма  борьбы – открытое, массовое выступление  крестьян, связанное с сопротивлением  властям (полицейским, военным  жандармам, административному аппарату  помещичьей системы)

1826-1829 – 41 волнение

1830 -34 – 46

1835-39 – 59

1840 - 44 – 101

1845-49 – 172

В волнениях отражалась программа  крестьян:

1) требование предоставление  крестьянам воли

2) требование предоставление  земли (даже Пугачев – не  ставил задачи предоставления  земли в собственность); это начальная  стадия требования (не массовое  явление, и не зрелость) еще.  Можно говорить, что теперь выступления  носят антифеодальный характер (т.к.  феодальные отношения остались  если не отменить крепостное  право, не дав землю в право  собственности).

Особенность крестьянских выступлений  – выступали барщинные крестьяне (=60% всех выступающих), которые больше всех эксплуатировались, больше процветало надругательство над личностью.

Но выступления оброчных крестьян были более упорными, и  связаны с выводом воинских частей (оброчные крестьяне более образованные, что связано с отходными промыслами и т.д.) – более активно выступали.

1830-31 – холерные бунты,  начало 1840-х гг. – картофельные  бунты. Время, когда крестьяне  выступали по всей стране под  едиными требованиями.

Карантинные мероприятия  запрещали крестьянам передвигаться, торговать и т.д. –– вспышки недовольства крестьян. 1830 г. – Севастополь (хотя случаев заболевания не было), все  попытки заболевания расценивались как чума – в специальные сараи. Где легко помереть. Восстание: убивали чиновников, помещиков, администрацию, военных и т.д.

В Новгороде так же поселения, в тамбовской, воронежской губернии – крестьяне бунтовали из-за запрещения торговли.

Картофельная борьба (1841-42 – особый «пик»борьбы) на обширной территории (в Сибири 1 из самых первых активных форм).

По программе Киселева – вменялось садить 2-3 грядки картофеля  в обязательном порядке (хотя картофель  садили даже не в огороде, а в поле), а крестьяне видели попытку чуть ли закрепостить их, государству «понравилось»  вмешиваться в их дела. Проходили  среди наиболее грамотных крестьян (отставные солдаты и т.д.); наибольшую опасность, т.к. государственные крестьяне  требовали больше «почтения» (расправа – минимальное войско вызов).

5) рабочее движение по  масштабам, требованиям, формам  выступления не отличалось от  крестьянских (первая рабочая стачка  – в 1851 г.). Волновались рабочие  не вольнонаемные, а крепостнические  и посессионные – главное требование  предоставление земли,воли.

 

Это социальное движение –  база, основа для всех течений общественных мыслей в России в 40-е гг.

1) правое направление:  реакционно-охранительное = теория  официальной народности, которая  зародилась в начале 19 века, один  из авторов – Карамзин, идея  развивалась (Шишков, Державин, Карамзин). Вокончательном виде сформулировал  в 1832 г. –Сергей Семенович Уваров  – «прометей» (крал огонь у  народа). Триада:

1-й принцип – самодержавие: Россия – самобытная страна, т.е.  Россия не завоевана князьями, а русские народы призвали  князей –– между народом и  князем = добрые, патриархальные отношения;  русский народ не может жит  без царя, т.к. не государственный,  не политический народ. Единственное, что может – умереть за царя. Революционная сущность может  проявляться только на западе, где короли были завоевателями  – постоянная борьба.

Декабристы же не русское  явление, молодые, начитавшиеся западных книг, не разобрались решили сделать  по западному подобию, но их не поддержали – наказание.

2-й принцип – православие.  Самая православная страна, самая  нравственная религия, отвергает  людей от гордыни (католическая  – сама виновата, способствует  появлению в человеке гордыни  – политическая борьба).

Самая нравственная религия  – значит русский народ самый  нравственный, он мессия, исключение –  значит имеет право выступать  в роли жандарма, следить за порядком в мире.

3-й принцип – народность. Русский народ использует столь  нравственную религию – главная  забота власть держащих – есть  забота о нем, руководить им (кто? служащие царя – дворяне)  и крестьяне отвечают своему  помещику любовью – крепостное  право = есть священный атрибут.

Эта теория стала господствующей идеологией, единственный случай, когда  русский правящий класс имел господствующую идеологию (=99% исповедовало эту теорию, верило в нее – кроме Пушкина  и т.д.).

Теория поддерживалась цензурой, III отделением, министерством внутренних дел и т.д. все поощрялось, что  касалось этой теории. Историк Погодин  обосновывал историческую самобытность русского народа, издавал журнал, где  публиковал произведения, связанные  с теорией. Пречин и Булгарин –  газету «Северная пчела» – самая  популярная во второй четверти 19 века в плане официальной теории –  другие журналы, даже музыка («Жизнь за царя» – опера Глинки); книги  Загоскина трактовали события с  точки зрения теории.

Теория потерпела крах в годы Крымской войны: подъем крестьянского  движения – стало ясно, что авторы преувеличивали нравственность крестьян (невозможность революции, если только не привнесена с запада)

Особенность общественного  движения 30-40-х гг. – нарождается  либеральное течение общественной жизни (не движение, т.к. не связано с  деятельностью, а только появление  идей).

Среди средне политических дворян, перестроивших хозяйство на капиталистический  лад, появляются деятели, которые отражали их мысли (не движение дворян), сами не осознавали необходимость деятельность деятельности, просто часть дворян предвосхитила.

А) славянофильство (средние  между западничеством и теорией  официальной народности) – общесословное  течение, которое стояло за необходимость  определенных экономических и политических перемен, при условии сохранения политического и экономического господства дворянства.

С 1-й стороны: русский народ  – исключительная нация, исповедывающая самую ортодоксальную религию –  нравственность – не участие в  политической жизни.

Еще один атрибут для русского народа – крестьянская община, что  дает возможность не заниматься революцией и политикой. Теория призвания царей  – поддерживает идею, что народом  всегда должен править царь.

Классическая эпоха –  до Петра I, на земском соборе русский  народ мог выражать свое мнение, не было классов. Петр I же создал бюрократическую  систему управления, крепостное право.

Программа славянофилов:

1) Уничтожить крепостное  право (Аксаков, Самоквасов и  др. – создали самую яркую критику  крепостного права: из цепи  рабства куются ножи бунта)  – сознавали невыгодность существования  крепостного права для дворян  в то время, но выглядело  как забота о своих братьях-славянофилах.

2) Настаивали на возвращении  к земским соборам.

3) Реформы: свобода слова,  местного самоуправления, ликвидация  бюрократической системы управления  – переход к выборной системе  управления и т.д.

1832 – статья Киреевского

1839 – другая статья.

Затем славянофильство попало на страницы журналов, газет, обсуждалось  в салонах (Кириевской и т.д.); до 1861 – не создали свои газеты, быстро исчезали («Сельское благоустройство»), Аксаков за попытку создать журнал – в крепость.

Б) западничество, отражало интересы среднепоместных дворян, но расходились  со славянофилами в вопросе о  темках реформирования русской действительности, за более ускоренное, глубокое реформирование социальных, экономических и политических порядков.

1. левое западничество  (Герцен, Огарев, Белинский)

2. либеральное западничество  (Соловьев, Каверин, Боткин, Пассек, Тургенев И.С., Григорович, частично  Л.Н. Толстой)

В отличие от славянофильства  либеральное западничество считало, что Россию нельзя считать самобытной страной, на основе критики славянофильства  появилось это течение. Среди  западничества представители буржуазии. Главный вопрос – ставили: о совпадении развития России и западных стран, повторяет  полностью историю Запада (крепостное право, существование общины, абсолютическое государство), т.к. Запад преодолел  эти недостатки –– Россию ждет это  же. Западники использовали статьи о других странах (цензура, нельзя открыто; о северо-американском рабстве, Ирландии, анализ порядков – провозглашение идей). Но не смотря, ни западники, не славянофилы  не освободили своих крепостных, хотя первые противники крепостного права (т.е. это временное течения либеральной  мысли), единственный освободил Огарев (но не всех).

Вопрос о политическом устройстве государства. Идеал для  западников – июльская монархия 1830 г. (10 гл. с Луи Филипп; избирательное  право 24 тыс. человек (из 24 млн.) по очень  высокому имущественному цензу).

По национальному вопросу  западничество (смыкалось с народниками) – правые позиции – требовали  беспощадной борьбы с национально  освободительной борьбой – прямая поддержка политики Николая I (Каверин  приветствовал арест Чернышевского).

Чаадаев – член союза благоденствия, за границей после декабризма вернулся; выразил свои мысли в 8 философических письмах, где в самых мрачных  тонах изобразил прошлое и  настоящее: нет идеалов, образцов. Причины: своеобразие России (национальное; 1 из самых главных проблем, т.к. в  это время формируется нация) в

1) географическом положении:  между востоком и западом промежуточное  положение – породило своеобразие. 

2) том, что Россия приняла  не католичество, а византийское  православие, что породило рабство  во всем: в отношении между  помещиком и крестьянином, подданными  и императором.

Перспектива единственная –  принять католицизм. то, что выбрал в качестве довода религию, не случайно, т.к. удар по православию служил критикой теории официальной народности. Не просто принятие католицизма, провозглашая принципы христианского социализма (заповедей достаточно, чтобы построить  общество справедливости, свободы).

Нельзя отнести к либералам, т.к. не предлагал методов изменения  действительности, на пренебрегал идеями народнической революции (найдены  прокламации). Закрыт журнал, издатель сослан, где письмо было опубликовано.

Появление национально-освободительного движения (не встречались до 30-х гг. 19 в.), завершился процесс образования  рынка – формируется нация; колонии  России делились на: 1) политического  характера (Польша, Финляндия, Прибалтика) – по уровню экономического развития выше метрополии, но население политически  бесправно.

2) политико-экономические  колонии: Украина, Белоруссия, Кавказ, Средняя Азия – окраины, по  уровню социально-экономического  развития ниже; политический и  социально-экономический гнет.

3) экономические колонии  (Сибирь), население в основном  русские; политические, административные  порядки те же; но экономические,  т.к. специализируются на производстве  сырья, обладает массой плодородной  свободной земли. 

Национально-освободительное  движение в № 1-2 колониях, прогрессивное  движение в целом в это время, т.к. против империализма, гнета; но реакционные  черты: т.к. примешивались (кроме буржуазии  и т.д.) феодалы, духовенство, которые  стремились повернуть в своих  целях: освободить от России, а не социальных реформ (вернуться к феодальным или  дофеодальным порядкам).

Классический тип такого движения – мюридизм. В качестве №1 – наиболее развитые формы национально-освободительного движения. Но интеллигенция шла в  союзе с Россией (в Прибалтике); в Финляндии – достаточно свободы  по конституции, имела лишь внешнеполитические связи, это выгодно Финляндии. В  Польше – наибольший размах: в связи  с развитием национальных чувств (исторические, психические факторы). Тем более другие районы Польши (прусские владения) более свободные, это подогревало.

Информация о работе Развитие капитализма в России в пореформенный период