Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курс лекций
Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения, установлено множество интерполяций. Прекрасно изданы все сохранившиеся памятники. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохранившиеся не только в юридических сборниках, но и в найденных юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
Тема 2. Источники римского частного права
Понятие и виды источников римского права
Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Деятельность римских юристов и эдикты магистратов как специфические формы правообразования
Кодификация Юстиниана
Тема 3. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданский процесс в Древнем Риме
Формы защиты нарушенных прав
Особые средства преторской защиты
Понятие и виды исков. Исковая давность
Понятие, виды и функции гражданского процесса.
Тема 4. Физические лица
Понятие и виды субъектов римского частного права. Правосубъектность
Правовой статус римских граждан и неграждан Рима
3. Правовой статус рабов и вольноотпущенников
Тема 5. Юридические лица
Юридические лица как субъекты римского частного права
Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц
Тема 6. Брак
Понятие и виды брака
Условия вступления в брак и основания его прекращения
Личные и имущественные отношения между супругами
4. Внебрачные союзы
Тема 7. Римская семья
Понятие, виды, линии и степени родства
Личные и имущественные отношения родителей и детей
Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
Опека и попечительство
Тема 8. Право наследования
Понятие и виды наследования
Наследование по завещанию
Наследование по закону
4. Легаты и фидеикомиссы
Тема 9. Право собственности
Понятие и виды вещных прав
Понятие и классификация вещей, ее правовое значение
Понятие, виды, способы приобретения и утраты права собственности
4. Защита права собственности
Тема 10. Владение
Владение, право собственности, держание: общность и различия
Понятие и виды владения
Защита владения
4. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев
Тема 11. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи
Сервитут
Эмфитевзис и суперфиций
4. Залог
Тема 12. Общее учение об обязательствах
Понятие, виды, основания возникновения обязательств
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве
Способы прекращения обязательства
4. Последствия неисполнения обязательства
Тема 13. Договорные обязательства
Понятие и виды сделок
Договор: понятие, условия действительности, содержание
Виды договоров
Контракты: понятие, виды
Общая характеристика вербальных, литтеральных, консенсуальных, реальных контрактов
Понятие и виды пактов
Тема 14. Внедоговорные обязательства
Обязательства из квазидоговора
Обязательства из деликта
3. Обязательства из квазиделикта
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
Существует мнение, что римское право формируется и развивается:
Таким образом, римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право – единственное в своем роде – прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана.
4. Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Континентальная правовая система
Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.
В Италии в конце XI в. вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификаци привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии – наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации – universitas. Университетское образование распространилось по Европе, а вместе с ним – и юридическое знание.
В Европе начинается мощный культурный процесс, который получил название рецепция римского права. Под этим разумеется восприятие, заимствование права одной эпохи и одного народа другими народами и в другую эпоху.
Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.
Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест – центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в этот период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения. Таким образом, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.
Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права – глоссаторы.
Творческая работа глоссаторов
занимала период до XIII в., когда последний
видный представитель этого
Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:
Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Ravanis, испанца Lulus, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).
В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.
Таким образом, деятельность
постглоссаторов оказалась
К тому же, убеждение комментаторов
в существовании универсальных
принципов права возрождало интерес
к обнаружению всеобщего
Несмотря на указанные
характеристики, в деятельности комментаторов
преобладали практические тенденции:
они стремились привести римские
юридические конструкции в
В Италии римское право приобретает значение главного источника уже в конце XII в. В Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны (pays du droit ecrit), но и на севере, где доминирует droit cutumier римское право применяется в качестве субсидиарного источника. В разрозненных германских государствах с XV в. именно римское право становится общим правом.
Однако повсюду юристы ставят перед собой задачу уяснить и изложить те римские правовые конструкции, которые действуют в настоящее время и в том виде, в каком они действуют; разрабатывают то право, которое должно применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа осуществляется в германских государствах, где постепенно, к XII в. вырабатывается так называемое современное римское право, получившее название usus modernus pandectarum.
Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:
К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.
Последующее развитие европейской
юриспруденции связывают с
Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Таким образом, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.
В XVII–XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.
Эти разумные начала под
именем естественное право получают
приоритет над нормами
Великая Французская революция явилось опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктрине естественного права. Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права. Зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически.
Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права – это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.
К тому же, в XIX в. осуществляются
великие кодификации
Англосаксонская правовая система
История формирования английского права носит особый и специфический характер, который отличает его от романистической традиции правовых систем континента. Но в нем тоже имеет место противопоставление статутного, или законодательного права, прецедентному.
Что касается рецепции римского права в процессе эволюции английского права (хотя нужно учесть, что, поскольку английское право было правом обычным, это ограничило масштаб рецепции), то следует сосредоточиться на трех следующих моментах: во-первых, влияние Церкви, прежде всего бенедиктинского ордена, и доктрины глоссаторов. Вакарий преподавал в Оксфорде, Эдуард I пригласил в Оксфорд Франциска Аккурсия, сына автора «Великой Глоссы». Следы воздействия романистики просматриваются в терминологии, которой пользовались Гленвилл и Брэктон, применявшие римские правовые понятия для объяснения и анализа английского права и превращения его в систему. Во-вторых, в XVI в. в Германии рецепция римского права одерживает решительную победу. Епископальные суды в вопросе брака принимают римско-каноническую доктрину, а Суд адмиралтейства использует романистические принципы, приспособленные для морского и торгового права итальянскими юристами XIV и XV вв. Победу английского «общего права» (Common Law) снова обеспечивает сопротивление сословия юристов и сила личности их представителя Кока. Третий момент затронул не практику, а теорию права, прежде всего благодаря сочинению Остина и английскому историку права Мэйтленду. Начиная с XIX в. ссылки на римское право встречаются в решениях английских судов.
Римская и английская юриспруденция
совпадают, несмотря на различную конкретику
и ход развития, в том, что касается
казуистического характера их судебных
решений, происхождения принципов
и норм из казусов, а также в
использовании техники
5. Значение римского права для развития правовой сферы
По мнению Н.В. Михайловой, в современном мире в своём чистом виде римское частное право, конечно, не имеет явного практического значения. В то время как учебное и научное значение римского права переоценить очень трудно. Представляя собой естественную методологическую базу профессионального юридического образования, сейчас оно изучается почти во всех странах мира. Римское право является необходимой основой для понимания важнейших институтов и отраслей современного права, самой его логики; знакомит с основами его дидактики, важнейшими терминологическими конструкциями, универсальными с точки зрения всех существующих правовых систем; содействует расширению кругозора начинающего юриста и вводит творческие начала в юридическую деятельность; формирует юридический язык и, в целом, способствует становлению юридического мировоззрения.