Лекции по "Римскому частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курс лекций

Описание работы

Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения, установлено множество интерполяций. Прекрасно изданы все сохранившиеся памятники. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохранившиеся не только в юридических сборниках, но и в найденных юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.

Содержание

Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы

Тема 2. Источники римского частного права
Понятие и виды источников римского права
Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Деятельность римских юристов и эдикты магистратов как специфические формы правообразования
Кодификация Юстиниана
Тема 3. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданский процесс в Древнем Риме
Формы защиты нарушенных прав
Особые средства преторской защиты
Понятие и виды исков. Исковая давность
Понятие, виды и функции гражданского процесса.
Тема 4. Физические лица
Понятие и виды субъектов римского частного права. Правосубъектность
Правовой статус римских граждан и неграждан Рима
3. Правовой статус рабов и вольноотпущенников
Тема 5. Юридические лица
Юридические лица как субъекты римского частного права
Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц
Тема 6. Брак
Понятие и виды брака
Условия вступления в брак и основания его прекращения
Личные и имущественные отношения между супругами
4. Внебрачные союзы
Тема 7. Римская семья
Понятие, виды, линии и степени родства
Личные и имущественные отношения родителей и детей
Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
Опека и попечительство
Тема 8. Право наследования
Понятие и виды наследования
Наследование по завещанию
Наследование по закону
4. Легаты и фидеикомиссы
Тема 9. Право собственности
Понятие и виды вещных прав
Понятие и классификация вещей, ее правовое значение
Понятие, виды, способы приобретения и утраты права собственности
4. Защита права собственности
Тема 10. Владение
Владение, право собственности, держание: общность и различия
Понятие и виды владения
Защита владения
4. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев
Тема 11. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи
Сервитут
Эмфитевзис и суперфиций
4. Залог
Тема 12. Общее учение об обязательствах
Понятие, виды, основания возникновения обязательств
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве
Способы прекращения обязательства
4. Последствия неисполнения обязательства
Тема 13. Договорные обязательства
Понятие и виды сделок
Договор: понятие, условия действительности, содержание
Виды договоров
Контракты: понятие, виды
Общая характеристика вербальных, литтеральных, консенсуальных, реальных контрактов
Понятие и виды пактов
Тема 14. Внедоговорные обязательства
Обязательства из квазидоговора
Обязательства из деликта
3. Обязательства из квазиделикта

Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы

Работа содержит 15 файлов

лекция 1.docx

— 62.65 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 10-11.docx

— 37.05 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 12.docx

— 35.29 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 13.docx

— 45.93 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 14-15.docx

— 49.88 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 15 (виды договоров - дополнительный материал).docx

— 33.77 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 16.docx

— 26.93 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.docx

— 40.19 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 3.docx

— 51.51 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 4.docx

— 30.39 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 5.docx

— 31.15 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 6.docx

— 27.20 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 7.docx

— 32.57 Кб (Скачать)

Тема 7. Римская семья

  1. Понятие, виды, линии и степени родства
  2. Личные и имущественные отношения родителей и детей
  3. Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
  4. Опека и попечительство

 

1. Понятие, виды, линии и степени родства

В юридическом смысле семья  – это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Семья (familia) в римском праве первоначально означала совокупность семейного имущества, впоследствии также и совокупность лиц, то есть это все лица и вещи, которые образовывали домашнее хозяйство. Семья в римском обществе носила строго патриархальный характер и основывалась на абсолютной власти домовладыки в отношении жены и детей.

Права и обязанности между членами семьи закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль – семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства.

Брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные (союз одного мужа и одной жены), полигамные (допускающие наличия двух и более жен); бывают браки полиандрические (основанные на многомужестве). Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение времени.

Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Определение наличия родственной связи между двумя лицами имеет величайшее значение, поскольку из этой связи может происходить множество взаимных прав и обязанностей родственников, права личного (власть, помощь) и имущественного характера (законный узуфрукт, наследственное преемство, алименты). Также установление родства необходимо для установления запретов кровосмешения.

Линии различаются прямые (recta) и боковые (transversa). Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники: дед, отец, сын, внук). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка, однако не происходящие один от другого: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Для ясности можно себе представить прямую линию в виде приставной лестницы, а побочную – в виде раскладывающейся.

Между прямыми и боковыми линиями устанавливаются разные степени родства (gradus). Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством 1-й степени, а братья – боковым родством 2-й степени, 3-я между дядей и племянником, 4-я между двоюродными братьями и т.д.

Римское право придавало  во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо  существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Агнатское родство – это связь, определяемая властью домовладыки. Другими словами, это узы, связывающие с домовладыкой, а также друг с другом всех тех, кто подчинен домовладыке одного и того же лица. Узы эти не связаны с кровными: агнатами являются и приемные дети, и жены (в браке с властью мужа), хотя по крови они чужие. Агнатами не являются дети домовладыки, которые были эманципированы (выведены из-под власти домовладыки).

Когнатское родство – это родство по крови, это узы, связывающие между собой всех кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются они агнатами или нет. Поэтому эманципированный сын – когнат, а приемный – нет.

Первоначально, вплоть до Юстиниана, юридически значимым было только агнатское  родство, постепенно стало приобретать  значение когнатское родство, которое  в результате стало определяющим.

Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены – с родственниками мужа. Свойство важно, поскольку его наличие может воспрепятствовать заключению брака или подаче исков в некоторых случаях. Супруг является свойственником родственников своего супруга в той же степени, в какой тот является их родственником. Так, например, зять по отношению к тестю является свойственником 1-й степени по прямой линии, поскольку такова степень родства его жены по отношению к тестю.

Очевидно, что с разложением  римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались  такие права и обязанности, которые  учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право  изменяло акценты в учете интересов  тех или других кровных родственников, не более того.

 

2. Личные и имущественные  отношения родителей и детей

Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских  отношений, вплоть до юстиниановского  периода определялись идеей патриархальной власти отца (patria potestas). В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни. Так, инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 367 г. до н.э. Спурий Кассий, по сложении полномочий был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой.

Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а  отдача в кабалу ограничивалась троекратной  манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти – эмансипировался. Во II в. по указу императора Траяна ограничивается дисциплинарная власть отца: тот, кто злоупотреблял своим правом наказания, мог быть принужден должностными лицами к освобождению сына из-под отцовской власти.

Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской  власти. В IV в. по указу императора Константина у отца отнимается право казнить сына; сыноубийство приравнивается к обычному убийству, то есть признается уголовным преступлением.

В сфере имущественных  отношений в течение всего  республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял.

Некоторое расширение имущественных  прав подвластных произошло в  период гражданских войн в конце I в. до н.э. По инициативе Юлия Цезаря была установлена юридическая конструкция военного пекулия; соответствующие правила гласили, что все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью. Очевидна политическая подоплека этой новеллы: необходимость привлекать молодых людей к службе в армии.

В последующем, при императорах, правила о военном пекулии  были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации (квазивоенный пекулий). Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии (признание правом когнатического родства).

Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой  принцип: отцу семейства принадлежит  только то, что сын приобретает, используя  имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось  сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право  пожизненного пользования имуществом сына.

Вплоть до начала Ш в. правовое положение детей также было неоднородным. Так, право выделяло две категории  детей: законные, в том числе и усыновленные, и рожденные вне законного брака, которые считались не более чем родственниками матери и ни на что претендовать не могли.

Дети, рожденные в конкубинате, приобретали статус матери, а не отца, хотя и не становились для  него юридически посторонними, как  внебрачные дети – спурии. Они могли  ожидать от него средств для пропитания (алименты) и даже претендовать на некоторую  часть наследства.

Спурии считались как  бы вовсе не имевшими отца, поскольку  отец по древнеримским воззрениям –  тот, на кого указывает факт брака. Постумы  – самые младшие дети, родившиеся последними или после того, как  отец составил завещание, либо уже непосредственно  после смерти своего законного отца. Первоначально правовое положение  постумов, как и спуриев, было весьма неопределенным. Правовое положение детей, родившихся от недозволенных связей – супружеской измены (адюльтера) или инцеста (кровосмешения) было ещё хуже.

 

3. Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация

Римское право различало  способы установления отцовской  власти над своими и чужими детьми.

Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка  в законном браке по цивильному праву. Подвластный сын после смерти своего отца (домовладыки) сам становится домовладыкой и тем самым приобретает власть над собственными детьми, которые были до этого подчинены деду.

Власть над детьми прижитыми  вне брака – незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения (legitimatio). Узаконение осуществлялось посредством последующего (после рождения ребенка) вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа. В.В. Пиляева выделяет и третье условие – зачисление сына в члены муниципального сената.

Установление отцовской  власти над чужими детьми производилось  посредством усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация (adrogatio) и адопция (adoptio).

Адрогация – это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права, то есть людей уже самостоятельных. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса.

Адопция – форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки – троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения.

Одним из важнейших условий  усыновления детей было требование о том, что усыновитель должен был быть старше усыновляемого минимум  на 18 лет.

В древности отцовская  власть прекращалась:

  1. со смертью домовладыки;
  2. со смертью подвластного;
  3. при занятии подвластным определенных сакральных должностей: фламина (жрец культа бога Юпитера) или весталки (жрица богини Весты);
  4. в последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии (префектов претория, епископов);
  5. гражданская сметь домовладыки (утрата свободы или гражданства);
  6. обвинение домовладыки (патерфамилиас) в «недостойном поведении», которое могло заключаться в принуждении дочери к занятиям проституцией и др.;
  7. эманципация.

Эманципация (emansipatio) – это ритуальный акт, посредством которого происходило освобождение подвластного по воле отца. В глубокой древности эманципация несла карательную нагрузку, так как такими действиями отце, освобождая сына из-под своей власти, лишал его тем самым и своей защиты.

В республиканский период оно осуществлялось посредством  тройной фиктивной продажи отцом  сына доверенному лицу, которое троекратно освобождало новоявленного «раба» в пользу его отца (на свободу). В соответствии с законом этим третьим лицом по просьбе отца выступал полноправный гражданин, который назывался «отцом по доверию». Он трижды «приобретал» эманципированного чужого сына и всякий раз, давая клятву не удерживать его, возвращал посредством обратной манципации настоящему отцу. После третьего возвращения отец объявлял о полном освобождении сына из-под своей власти, оставляя за собой право на половину имущества эманципированного сына. При освобождении дочери достаточно было однократной фиктивной эманципации.

При Юстиниане эта архаичная  процедура была заменена эмансипацией по решению суда или по воле монарха.

 

4. Опека и попечительство

В юстиниановском праве, как  и в современном, опека является институтом, функцией которого является восполнение полной или частичной  недееспособности подопечного субъекта посредством подчинения его опекуну.

Исторически первым видом  опеки была обязательная опека домовладыки  в отношении всех членов своей  семьи и всех подвластных. В дальнейшем получила развитие завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки, который в нем назначал опекуна своему несовершеннолетнему сыну. Еще позднее исторически возникает опека наставленная, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.

лекция 8.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 9.docx

— 46.24 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Римскому частному праву"