Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курс лекций
Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения, установлено множество интерполяций. Прекрасно изданы все сохранившиеся памятники. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохранившиеся не только в юридических сборниках, но и в найденных юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
Тема 2. Источники римского частного права
Понятие и виды источников римского права
Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Деятельность римских юристов и эдикты магистратов как специфические формы правообразования
Кодификация Юстиниана
Тема 3. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданский процесс в Древнем Риме
Формы защиты нарушенных прав
Особые средства преторской защиты
Понятие и виды исков. Исковая давность
Понятие, виды и функции гражданского процесса.
Тема 4. Физические лица
Понятие и виды субъектов римского частного права. Правосубъектность
Правовой статус римских граждан и неграждан Рима
3. Правовой статус рабов и вольноотпущенников
Тема 5. Юридические лица
Юридические лица как субъекты римского частного права
Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц
Тема 6. Брак
Понятие и виды брака
Условия вступления в брак и основания его прекращения
Личные и имущественные отношения между супругами
4. Внебрачные союзы
Тема 7. Римская семья
Понятие, виды, линии и степени родства
Личные и имущественные отношения родителей и детей
Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
Опека и попечительство
Тема 8. Право наследования
Понятие и виды наследования
Наследование по завещанию
Наследование по закону
4. Легаты и фидеикомиссы
Тема 9. Право собственности
Понятие и виды вещных прав
Понятие и классификация вещей, ее правовое значение
Понятие, виды, способы приобретения и утраты права собственности
4. Защита права собственности
Тема 10. Владение
Владение, право собственности, держание: общность и различия
Понятие и виды владения
Защита владения
4. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев
Тема 11. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи
Сервитут
Эмфитевзис и суперфиций
4. Залог
Тема 12. Общее учение об обязательствах
Понятие, виды, основания возникновения обязательств
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве
Способы прекращения обязательства
4. Последствия неисполнения обязательства
Тема 13. Договорные обязательства
Понятие и виды сделок
Договор: понятие, условия действительности, содержание
Виды договоров
Контракты: понятие, виды
Общая характеристика вербальных, литтеральных, консенсуальных, реальных контрактов
Понятие и виды пактов
Тема 14. Внедоговорные обязательства
Обязательства из квазидоговора
Обязательства из деликта
3. Обязательства из квазиделикта
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
Тема 3. Источники римского частного права
1. Понятие и виды источников римского права
Следует иметь в виду, что наш основной источник сведений о сочинениях юристов – Дигесты Юстиниана – представляет собой лишь небольшие отрывки из сочинений лишь очень небольшого числа юристов. Многих, даже видных юристов, мы знаем лишь по упоминаниям их имени позднейшими юристами и по отдельным цитатам из их сочинений. Несомненно, что о большинстве юристов мы просто ничего не знаем и никогда не узнаем. Ясно, что дошедшие до нас источники римского частного права являются лишь очень небольшой частью действительно существовавших источников.
Термин «источник права» не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)». Иными словами, Тит Ливий подразумевал под источником начало, от которого идет развитие римского права.
Для современной юриспруденции
понимание этого термина в
разных его значениях: в материальном
и формально-юридическом
В целом, источники права подразумеваются в трех смыслах:
Источники права | ||
Как источник содержания правовых норм |
Как способ, форма образования норм права |
Как источник познания права |
Существует
следующая классификация
Источники права | ||||
Кодификация императора Юстиниана |
Произведения римских юристов |
Памятники древнеримской литературы |
Надписи на дереве, камне, бронзе |
Папирусы |
В Институциях Юстиниана приведена следующая классификация:
Источники права | ||
писаные |
неписаные | |
Закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные |
Нормы, складывающиеся в практике | |
Бытовые обычаи (в определенной местности, непризнание) |
Юридические обычаи (признание и защита волей государства) |
Самой распространенной классификацией источников права является:
Источники права | |||
Обычное право |
Законы |
Эдикты магистратов |
Деятельность римских юристов |
2. Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Обычное право
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Само формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типовой характер и, если оно признано государством, то превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время. Нормы обычного права в Древнем Риме имели различные формы.
Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права – особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения.
Обычаи (mores) могут играть двоякую роль:
во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего, законов;
во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике, и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона.
Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами».
Обычное право | |||
Обычная практика |
Обычаи предков |
Обычаи из практики магистратов |
Обычаи из практики жрецов |
Нормативный правовой акт
Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.
Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: "Законы ~ это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом". Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Поэтелия (об отмене продажи в рабство и убийстве должника), закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей) и т д.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) введение, или указатель обстоятельств издания,
2) текст, который мог подразделяться на главки и т.п. и
3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала. Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных текстов сохранилось крайне немного.
Законы | ||
Постановления Народного собрания |
Постановления Сената |
Императорские Конституции |
Императорские Конституции | |||
эдикты |
рескрипты |
мандаты |
декреты |
Общие распоряжения, обращенные к населению |
Распоряжения по отдельным делам (ответы на ходатайства к императору) |
Инструкции чиновникам |
Решения по поступившим на рассмотрение императору делам |
3. Деятельность
римских юристов и эдикты
Эдикты магистратов
Эдикты магистратов – от dico – говорю – первоначально устное объявление магистрата по тому или иному вопросу, потом – программное объявление магистратов при вступлении в должность.
В традициях римского государственного
политического строя не существовало
чисто административных функций
должностных лиц государства; большинство
из них имели и судебные, и собственно
правительственные полномочия. Из этого
права магистратов
Закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа, магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти руководит деятельностью суда и дает судебную защиту новым общественным отношениям.
Претор с помощью своего эдикта заполнил пробелы цивильного права. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования.
Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен. Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц - магистратов.
Полномочия вытекали из (a) jurisdictio – права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из (б) imperium собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы.
Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название edicta, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.
Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших магистратское, или должностное, право, стали:
Эдикты магистратов | ||
Преторские эдикты |
Квесторские (провинциальные) эдикты |
Эдикты курульных эдилов |
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота.
Провинциальные эдикты заключали
в себе, как правило, предписания
троякого рода: утверждение местных
узаконений и правовых обычаев, нововведения
собственно начальников провинций
- главным образом в
Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновременно с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и полномочия городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, а тем самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).
Различались (а) новые – указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов;
и (б) перенесенные эдикты – претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника.
В другом отношении эдикты подразделялись на:
(1) постоянные, где указывались
правоположения, обязательные для
юридической практики на
и (2) непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.
Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.
Постоянный эдикт – кодификация отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах, одобрена императором, который имел право дополнять, и объявлена постановлением Сената неизменной.
Нормы преторского права, переходящие из эдикта в эдикт, получали значение обычного права и воспринимались цивильным правом. Эдикты правителей провинций заимствовали содержание из преторского эдикта.
В императорский период правительство претора и других магистратов не могло сохранить своего былого значения из-за вмешательства императоров в деятельность судебных органов.
Деятельность
римских юристов (
С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вернее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в Ш в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. В этом значении незаконодательной юриспруденции также состоит одна из важнейших особенностей всей римской правовой культуры.
Юристами в древнюю эпоху были понтифы (жрецы). Они давали гражданам консультации бесплатно, в отличие от ораторов. Сначала юристы были своеобразной кастой, потом могли быть и светские граждане. Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать, что военные или политические заслуги занимают в кругу общественных ценностей никак не меньшее место. Одна из пословиц-максим римского юридического обихода гласила, что постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается.
Юристы-знатоки выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей правоприменения и правового образования. Юридическое познание рассматривалось как нечто священное (от традиции понтификов), поэтому их труд был в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и общественного уважения, они имели нравственное право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридические услуги без вознаграждения.