Лекции по "Римскому частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курс лекций

Описание работы

Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения, установлено множество интерполяций. Прекрасно изданы все сохранившиеся памятники. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохранившиеся не только в юридических сборниках, но и в найденных юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.

Содержание

Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы

Тема 2. Источники римского частного права
Понятие и виды источников римского права
Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Деятельность римских юристов и эдикты магистратов как специфические формы правообразования
Кодификация Юстиниана
Тема 3. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданский процесс в Древнем Риме
Формы защиты нарушенных прав
Особые средства преторской защиты
Понятие и виды исков. Исковая давность
Понятие, виды и функции гражданского процесса.
Тема 4. Физические лица
Понятие и виды субъектов римского частного права. Правосубъектность
Правовой статус римских граждан и неграждан Рима
3. Правовой статус рабов и вольноотпущенников
Тема 5. Юридические лица
Юридические лица как субъекты римского частного права
Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц
Тема 6. Брак
Понятие и виды брака
Условия вступления в брак и основания его прекращения
Личные и имущественные отношения между супругами
4. Внебрачные союзы
Тема 7. Римская семья
Понятие, виды, линии и степени родства
Личные и имущественные отношения родителей и детей
Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
Опека и попечительство
Тема 8. Право наследования
Понятие и виды наследования
Наследование по завещанию
Наследование по закону
4. Легаты и фидеикомиссы
Тема 9. Право собственности
Понятие и виды вещных прав
Понятие и классификация вещей, ее правовое значение
Понятие, виды, способы приобретения и утраты права собственности
4. Защита права собственности
Тема 10. Владение
Владение, право собственности, держание: общность и различия
Понятие и виды владения
Защита владения
4. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев
Тема 11. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи
Сервитут
Эмфитевзис и суперфиций
4. Залог
Тема 12. Общее учение об обязательствах
Понятие, виды, основания возникновения обязательств
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве
Способы прекращения обязательства
4. Последствия неисполнения обязательства
Тема 13. Договорные обязательства
Понятие и виды сделок
Договор: понятие, условия действительности, содержание
Виды договоров
Контракты: понятие, виды
Общая характеристика вербальных, литтеральных, консенсуальных, реальных контрактов
Понятие и виды пактов
Тема 14. Внедоговорные обязательства
Обязательства из квазидоговора
Обязательства из деликта
3. Обязательства из квазиделикта

Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы

Работа содержит 15 файлов

лекция 1.docx

— 62.65 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 10-11.docx

— 37.05 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 12.docx

— 35.29 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 13.docx

— 45.93 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 14-15.docx

— 49.88 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 15 (виды договоров - дополнительный материал).docx

— 33.77 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 16.docx

— 26.93 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.docx

— 40.19 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 3.docx

— 51.51 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 4.docx

— 30.39 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 5.docx

— 31.15 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 6.docx

— 27.20 Кб (Скачать)

Тема 6. Брак

  1. Понятие и виды брака
  2. Условия вступления в брак и основания его прекращения
  3. Личные и имущественные отношения между супругами
  4. Внебрачные союзы

 

1. Понятие и  виды брака

Брак в римском праве  понимался как социально значимый союз мужчины и женщины, который  определял правовое положение детей, рождённых в этом союзе, имущественные  отношения супругов и их наследственные права.

В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву (то есть брак между римскими гражданами), брак по праву народов и конкубинат – дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак.

Понятие и формы  заключения цивильного брака

Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами (matrimonium), был направлен на установление права собственности мужа над  женой. Существовало три формы (три  основания) возникновения такого брака: конфареация (per confarreationum), коэмпцио (per coemptionum) и юзус (per usum).

Конфареация являлась патрицианской  формой заключения брака; длительное время  только в таком браке вырастали  граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь  возникала в результате определенного  ритуала; результатом возникновения  связи являлось установление права  собственности над женщиной.

Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака  – коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений.

Юзус – такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи (и не торгующей своим телом) в течение одного года порождало законный брак.

Брак с властью  мужа и брак без власти мужа

Итак, древняя римская  патриархальная семья создавалась  посредством брака с властью мужа (matrimonium cum manu mariti). Взаимные права и обязанности супругов при этом возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов (религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности). Но уже в первые века н.э. патриархальная семья уступает место семье нового типа, создаваемой браком без власти мужа (matrimonium sine manu mariti). Регулирование отношений внутри этой семьи строится не на принципе власти мужа (равной власти собственника над вещью), а на принципе равенства прав мужа и жены. Выработка соответствующих данному принципу юридических конструкций и понятий – несомненная заслуга римского права, поскольку многие из них были положены в основу семейно-правовых институтов современных европейских государств.

Отличие брака с властью  мужа от брака без власти мужа ясно просматривается в различии регулирования  личных и имущественных отношений  супругов.

При браке с властью  мужа жена всецело подчинялась мужу: он мог продать ее, сдать в кабалу; имел право наказывать ее, мог лишить жизни; муж был вправе истребовать  жену от любого третьего лица (отца, других родственников) даже против ее воли посредством  виндикационного иска, то есть как  обыкновенную вещь. То есть право закрепляла такие личные отношения, в которых  жена находилась в полной зависимости  от мужа.

Всевластие мужа распространялось и на имущественные отношения  супругов: все, что женщина имела  до брака, что она приобрела в  браке – все переходило в собственность мужа. Такой брак мог прекращаться только смертью одного из супругов или – в результате одностороннего волеизъявления мужа.

Однако в тех же XII таблицах содержится указание на юридическую  возможность для женщины вступить в законный брак, но, при этом не попасть  под власть мужа; конструкция, создававшая  такую возможность, получила название трехночное отсутствие. Наличие этого правила свидетельствует о том, что уже в древнейшую эпоху существовали у женщин настроения сохранять свою независимость и свое имущество при вступлении в брак.

В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой  и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как  вещью. Правда, за мужем сохранялось  решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение  способа воспитания детей.

Имущественные отношения  в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета заключались в том, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали путем дарений имущества друг от друга, не соблюдая меры и действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя.

 

2. Условия вступления в брак и основания его прекращения

Условия вступления в брак

Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят. Однако право не ставит волю домовладыки выше желания подвластного, поэтому необоснованный отказ от согласия на брак, как и принуждение к заключению брака, недопустимы. Учет действительного согласия при формировании брачного союза привел к установлению правил о ничтожности браков, заключаемых людьми, не способными понимать значения своих действий, хотя последующее заболевание не уничтожало брака, заключенного в здравом уме.

Следующим условием действительности брака выступает достижение брачного возраста женихом и невестой. Совершеннолетие мужчины наступало в 14 лет; для женщин брачный возраст составлял – 12 лет.

Большое значение право уделяло  недопустимости кровосмешения, распространяя свои запреты не только на родственные связи, но и на связи, устанавливаемые усыновлением, на свойство и на прежнее рабское состояние. Но прежде всего, запрет кровосмешения означал недопустимость браков между родственниками: прямыми – без ограничения степеней, боковыми – третьей степени родства.

Следующее условие действительности брака – отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака. Сожительство со свободной женщиной рассматривалось не как конкубинат, а как брак, если она не занимается проституцией.

Рассмотренные выше условия  действительности брака носят универсальный  характер. Но существовали и такие  условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия  основывались на запрете браков между  лицами определенной категории: между  лицами сенаторского происхождения  и вольноотпущенными; с лицами, состояние  гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и  жительницами данной провинции.

Запрет браков между лицами сенаторского происхождения породил  особый брачно-семейный институт – конкубинат.

Случаи  прекращения брака

Для того, чтобы брак мог  юридически существовать, надо, чтобы  все время были в наличии те условия, без которых брак не мог  бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, брак прекращался:

  1. смертью одного из супругов;
  2. обращением в рабство одного из супругов, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу права постлиминиума считалось, что брак никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену;
  3. утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii;
  4. изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, домовладыка усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно от своей власти;
  5. по воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.

Для заключения брака cum manu требовалось  согласие домовладыки жены, а позднее и самой жены, но, в силу установившейся над женою власти мужа, ее домовладыка и она сама утрачивали право прекратить брак по своей воле. Поэтому только муж (или его домовладыка) был вправе прекратить брак cum manu, совершив формальности, обратные тем, при помощи которых брак был заключен. Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака. Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права.

И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать указанных выше невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Однако в дальнейшем появляются в  интересах детей от первого брака  некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак, на имущество, полученное им от первого брака: это  имущество остается лишь в пользовании  родителя, вступившего в новый  брак, а после его смерти переходит  к детям от первого брака. Кроме  того, новому супругу не может быть ни подарено, ни завещано больше имущества, чем детям от первого брака.

Вдова, вступающая в новый  брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пиетета по отношению  к покойному мужу, а главным  образом предотвращение затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти (11 – по 12 Таблицам) месяцев со дня прекращения первого брака.

В случае развода жена обязана  заявить о своей беременности мужу, который в праве потребовать  проверки в определенном порядке  этого заявления. Несоблюдение траурного  года не влечет за собою недействительности нового брака, а лишь ограничение  прав жены в сфере наследования, а также infamia жены.

 

3. Личные и имущественные отношения между супругами

Личные и имущественные  отношения супругов были глубоко  различны в браке cum manu и в браке sine manu.

Отношения супругов при браке cum manu

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена  власти мужа, (или власти его домовладыки), которая в принципе не отличается от власти отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу. Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она – агнатка всех агнатов мужа, и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них. Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Отношение супругов при браке sine manu

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu. Брак sine manu не менял  юридического положения, в котором  жена была до вступления в брак. Она  остается под властью отца, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему наследница своего домовладыки, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Понятно, что и имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была эманципирована, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель умер, не потребовав дара обратно, то дарение становится действительным.

Так постепенно сложилось  некоторое общее положение о  личных отношениях супругов: муж должен охранять жену, жена обязана почитать мужа.

He менее изменились в браке sine manu имущественные отношения супругов. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Когда в конце республики семейная жизнь сильно расшаталась, создавалась как бы законная возможность спекуляции с dos: вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом, воспользовавшись неограниченной свободой развода, расторгнуть свой брак, сохранив dos за собою. Поэтому, для устранения этого положения, жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене, либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа.

В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда прибегали к другому  приему: dos при самом установлении ее оценивалась в известной сумме  денег и рассматривалась как  проданная мужу за эту сумму, которую  муж и обязан был в соответствующих  случаях вернуть. Когда обычай таких  требований укрепился, претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда муж давал развод жене без всяких с ее стороны поводов. В ходе разработки условий предоставления и сущности этого иска юристы и создали то, что впоследствии стали называть римским детальным правом, отдельные положения которого до сих пор определяют правовую судьбу приданого в некоторых странах (Франция, Бельгия, Италия и др.).

Основные черты правового  положения dos сводились к следующему. В случае прекращения брака смертью  жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых  отцу жены, если dos была им установлена. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей совместно  с ее отцом. Dos возвращалась жене и  в том случае, когда брак прекращался  разводом по почину мужа или по его  вине. Наоборот, dos оставалась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим  поведением.

лекция 7.docx

— 32.57 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 8.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 9.docx

— 46.24 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Римскому частному праву"