Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:01, курс лекций
Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения, установлено множество интерполяций. Прекрасно изданы все сохранившиеся памятники. Собраны и систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам, сохранившиеся не только в юридических сборниках, но и в найденных юридических документах, надписях, в сочинениях историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созданы, на основе обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы. Вообще все огромное правовое наследство Рима приведено в ясность, проверено и систематизировано трудом ряда поколений ученых.
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
Тема 2. Источники римского частного права
Понятие и виды источников римского права
Обычное право и нормативный правовой акт как закономерные формы правообразования
Деятельность римских юристов и эдикты магистратов как специфические формы правообразования
Кодификация Юстиниана
Тема 3. Защита нарушенных гражданских прав. Гражданский процесс в Древнем Риме
Формы защиты нарушенных прав
Особые средства преторской защиты
Понятие и виды исков. Исковая давность
Понятие, виды и функции гражданского процесса.
Тема 4. Физические лица
Понятие и виды субъектов римского частного права. Правосубъектность
Правовой статус римских граждан и неграждан Рима
3. Правовой статус рабов и вольноотпущенников
Тема 5. Юридические лица
Юридические лица как субъекты римского частного права
Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц
Тема 6. Брак
Понятие и виды брака
Условия вступления в брак и основания его прекращения
Личные и имущественные отношения между супругами
4. Внебрачные союзы
Тема 7. Римская семья
Понятие, виды, линии и степени родства
Личные и имущественные отношения родителей и детей
Основания возникновения отцовской власти. Прекращение отцовской власти. Эманципация
Опека и попечительство
Тема 8. Право наследования
Понятие и виды наследования
Наследование по завещанию
Наследование по закону
4. Легаты и фидеикомиссы
Тема 9. Право собственности
Понятие и виды вещных прав
Понятие и классификация вещей, ее правовое значение
Понятие, виды, способы приобретения и утраты права собственности
4. Защита права собственности
Тема 10. Владение
Владение, право собственности, держание: общность и различия
Понятие и виды владения
Защита владения
4. Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев
Тема 11. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи
Сервитут
Эмфитевзис и суперфиций
4. Залог
Тема 12. Общее учение об обязательствах
Понятие, виды, основания возникновения обязательств
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве
Способы прекращения обязательства
4. Последствия неисполнения обязательства
Тема 13. Договорные обязательства
Понятие и виды сделок
Договор: понятие, условия действительности, содержание
Виды договоров
Контракты: понятие, виды
Общая характеристика вербальных, литтеральных, консенсуальных, реальных контрактов
Понятие и виды пактов
Тема 14. Внедоговорные обязательства
Обязательства из квазидоговора
Обязательства из деликта
3. Обязательства из квазиделикта
Тема 1. Римское частное право как учебная дисциплина. История римского частного права и его рецепция
Научное, нормативное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Понятие, предмет и система римского частного права
Периоды истории римского частного права
Влияние римского права на развитие континентальной и англосаксонской правовых систем
Значение римского права для развития правовой сферы
2. Понятие, предмет и система римского частного права
Понятие римского частного права
Прежде чем изучать предмет, необходимо дать ему определение. Так, римское право различные ученые определяют по-разному.
И.Б. Новицкий понимает под римским правом право античного Римского государства.
О.А. Кудинов утверждает, что римское право – это сложное правовое образование, включавшее отдельные системы (ветви): квиритское право, преторское право и право народов.
По мнению Ч. Санфилиппо, римское право означает правопорядок, действовавший на протяжении тринадцативековой истории Рима, со времени традиционной даты основании города (754 г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э., когда завершилась более чем тысячелетняя эпоха этого правопорядка, что отразилось в той знаменитой кодификации, известной под восходящим к средневековым интерпретаторам названием Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»).
Н.В. Михайлова и А.А. Иванов определяют римское право как правовую систему, сложившуюся в Древнем Риме и ставшей основой для национальных правовых систем большинства государств континентальной Европы.
Предмет римского частного права
По мнению Д.В. Дождева, предметом курса римского частного права является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами в пределах Римской державы (imperium Romanum). Определение круга институтов, входящих в понятие римского частного права, основывается на представлениях самих римлян с учётом тех изменений, которые произошли с римской правовой системой ещё в античности.
С.Ю. Седаков определяет предмет учебной дисциплины «Римское частное право» как основные особенности и достижения римского права, относящиеся к сфере частноправовых отношений, а именно: принципы, институты, нормы.
И.В. Гетьман-Павлова полагает, что римским частным правом является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулирующая отношения между частными лицами в пределах римского государства.
Под предметом римского права Н.В. Михайлова и А.А. Иванов понимают изучение основных тенденций исторического развития римского публичного права, а также содержания и эволюции частноправовых институтов, особенностей их возникновения и формирования; причин и специфики рецепирования основных категорий и конструкций римского права современными государственно-правовыми системами.
По мнению И.Б. Новицкого, предметом римского частного права являются важнейшие институты имущественного и семейного права периода принципата (первые три века н.э. – классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с кон. ІІІ в. до сер. VI в.н.э.).
Система римского частного права
По мнению И.В. Гетьман-Павловой, римское право подразделялось на публичное и частное право.
Римское право | |
Публичное право (jus publicum) |
Частное право (jus privatum) |
Охраняет интересы государства |
Защищает интересы частных лиц |
Императивные нормы (безусловно обязательные) |
Диспозитивные нормы (условно-обязательные) |
Воля всего народа («публичное право нельзя менять частными соглашениями») |
Автономия воли отдельных лиц («никто не понуждается действовать против своих желаний») |
По словам юриста Ульпиана (D.1.1.1.2), к публичному праву относились sacra(вопросы религиозного культа), sacerdotes (вопросы, касающиеся правового положения жрецов), magistratus (определение прав и обязанностей магистратов). Однако, по мнению И.Б. Новицкого, этот перечень нельзя признать исчерпывающим. Что касается римского частного права, то к нему относятся вопросы защиты частных прав, право собственности, ограниченные права на вещи, договоры и иные обязательства, семенные правоотношения, наследование.
Среди отраслей римского права на первом месте стоит, как с точки зрения разработанности, так и с точки зрения своего значения для Рима и для последующих веков, именно частное право. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.
Одной из классификаций, предложенной Ч. Санфилиппо, является разделение римского права на общее право (ius commune), исключительное право (ius singulare) и привилегию (privilegium). Общее право регулирует отношения всей общины. Согласно римскому юристу Павлу, «исключительное право вводится решением авторитетных юристов в отступление от общих принципов для обеспечения каких-либо особых интересов» (D.1.3.16). Например, запрещение женщинам выступать поручителями. Привилегии были направлены против отдельных лиц, и в последующем смешались с ius singulare.
Самое распространённое представление о системе римского частного права восходит к Дигестам. Так, согласно Дигестам (D.1.1.1.2.): «Частное право делится на три части, ибо составляется или из естественных предписаний (ius naturale), или из (предписаний) народов (ius gentium), или из (предписаний) цивильных (ius civile)».
Первоначально цивильное право являлось правом только прирожденных граждан Рима; им не могла пользоваться большая часть населения города. С этой точки зрения, римское цивильное право было сугубо национальным. Оно включало всю совокупность правил, регулирующих светские и сакральные отношения (ius и fas); предусматривало кару за преступления и упорядочивало отношения по владению землей, рабами, прочим имуществом. Оно отличалось крайним формализмом, монолитностью (неотдефиренцированностью институтов) и простотой. Будучи национальным правом граждан римской общины, оно носило еще название квиритское право– ius quiritis, так как сами граждане назывались квиритами.
Установление в 510 г. до н.э. республиканского строя, последующее подчинение Риму других латинских общин, распространение власти на всю Италию способствовали тому, что древнее национальное право стало непригодным для регулирования общественных отношений в новых условиях. Требуется более универсальное право, способное удовлетворить интересы всех включенных в мировую державу народов, лишенное всяких местных и национальных особенностей.
Таким правом стало право народов – ius gentium. Ульпиан определял его следующим образом (D.1.1.1.4): «Право народов – это то, которым пользуются народы человечества». Иными словами, это универсальные начала и категории, тот правовой опыт, который может быть востребован каждой нацией, находящейся на соответствующей ступени общественного развития.
Внедрение права народов в римскую правовую систему происходило посредством деятельности особой магистратуры, специально образованной для руководства судопроизводством в период межобщинных распрей (367 г. до н.э.) – претуры. С 242 г. до н.э. для улаживания дел многочисленных иноземцев (перегринов), которые все больше наполняли Рим, стал избираться претор по делам перегринов(praetor peregrinus).При рассмотрении споров между ними этот магистрат не мог пользоваться нормами квиритского права, поэтому использовал те правила, принципы, которые действовали в греческих государствах, в Азии, в Египте и т.д.; кроме того, учитывались правила международного торгового оборота, сложившиеся за многие века морской и караванной торговли. Поэтому второе название этого права – jus pretorium или преторское право.
Таким образом, в Риме действовали две системы права: право цивильное – только для римских граждан и право народов – только для перегринов. При этом многие принципы и категории последнего, как наиболее эффективные в той экономической системе, которая сложилась в государстве посредством практической деятельности преторов (через их эдикты, систему преторских исков), перешли в цивильное право, наполнив его новым, более совершенным содержанием. Это творческое заимствование происходило на протяжении длительной эпохи, с III в. до н.э. по III в., когда осуществлялась решительная переработка квиритского права под воздействием права народов.
Одновременно стиралась
резкая грань между римскими гражданами
и неримлянами, между квиритами
и перегринами. Все большее число
свободных жителей громадного государства
приобретали права римского гражданства.
Тем самым уменьшалась
Цивильное право и право народов – системы позитивного права, права в объективном смысле. Третья составляющая частного права – право естественное (ius naturale) таковым не является.
Ульпиан следующим образом определяет его (D.1.1.1.3): «Право естественное – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».Естественное право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, следовательно, ius naturale, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию). Напротив, соответствие человеческих установлений естественному праву порождает справедливость (aequitas), которая и является целью права.
Философская конструкция справедливости являлась основанием для правотворческой деятельности преторов и юристов, которые в своих эдиктах и комментариях отстраняли закон, уже не соответствующий понятию aequitas, таким образом, создавали новое, более совершенное право. Таким образом, естественное право должно пониматься не как система норм, как позитивное право, а как философское обоснование постоянного совершенствования позитивного права применительно к реальной действительности.
Однако Ч. Санфилиппо приводит классификацию, согласно которой римское частное право делится на строгое право (ius strictum) и справедливое право (ius aequum).
Система римского права по И.В. Гетьман-Павловой | |||||
квиритскоеправо (jus kviritum=jus civile) |
преторское право (jus pretorium) |
право народов (jus gentum) |
право справедливости (jus aequum) |
естественное право (jus naturale) | |
распространяло свое действие только на римских граждан |
создано преторами с целью исправления и дополнения квиритского права |
распространяло свое действие на провинциальных землях и на чужеземцев |
выражалось в преторских эдиктах и в судебных решениях, основанных на доброй совести |
самое широкое понимание права, распространялось на граждан, рабов и даже животных | |
Отождествляют с ius strictum!!! |
Некоторые авторы отождествляют!!! |
Некоторые авторы отождествляют!!! |
3. Периоды истории римского частного права
Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права. Так, И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:
В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.
По утверждению Д.В. Дождева, «современному состоянию романистики – науки о римском праве – отвечает деление его истории на пять основных периодов». О.А. Омельченко выделяет четыре основных периода.
Первый период, или архаический (753–367 гг. до н.э.) – от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора. Для этого периода характерно становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству, однако право существует только в рамках патриархальной римской общины.
Второй период, или предклассический (367–17 гг. до н.э.) – от учреждения должности городского претора до завершения реформы гражданского судопроизводства. НА данном этапе происходит стирание граней между патрициями и плебеями, источником права становится преторское право, а также складывается деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы.
Третий период, или классический (17 г. до н.э.–235 г. н.э.) – от реформы гражданского судопроизводства до возникновения условий для формирования абсолютной монархии. В третий период начинают формироваться принципы публичного права как права выражающего суверенитет римского народа, создаются учебники по римскому праву – институции, складывается уголовное право.
Четвёртый период, или постклассический (IV–V вв.) – период общего культурного упадка. Начинается влияние христианства на римское право, осуществляется неоднократная кодификация римского права, развивается императорское законодательство, и преобладающим источником права становится закон.
Д.В. Дождев выделяет ещё и Пятый период, или юстиниановский (527–565 гг.) – подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.