Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть грамматику как аспект языка.
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических навыков на разных
этапах.

Работа содержит 1 файл

Глава1.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что еще одной из главных задач обучению иностранному языку на данном этапе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся. Ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельные решения, грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения необходимыми умениями.

    Одним из способов, облегчающих достижение этой цели, является алгоритмизация. Обучение строится на основе последовательных учебных действий (операций), т.е. алгоритмических предписаний, состоящих из четких указаний, как должны совершаться эти действия, чтобы решить поставленную задачу. Алгоритм можно определить как предписание, содержащее перечень действий, выполнение которых обязательно приводит к достижению поставленной цели (2).

     Обучение грамматике старшеклассников  целесообразно строить по принципу не от термина к значению, а от примеров грамматических форм в предложениях к их значениям.

     Таким образом, при выборе грамматического термина следует руководствоваться следующими критериями:

а) термин не должен противоречить научности  описания грамматического явления;

б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;

в) преимущество следует отдавать термину, отражающему семантическую и функциональную характеристику явления (26).

     Итак, показателем достижения результата на старшем этапе в формировании грамматических навыков можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими, преобразование монологической речи: от умения пересказывать небольшое произведение без грамматических ошибок или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное грамматически правильное построенное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Теоретический анализ учебно-методической литературы позволил нам установить, что основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

     Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания. Если нет достаточного понимания, значит нет и полного общения. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

     Обобщение педагогического опыта по теме исследования привело нас к выводу о том, что грамматические навыки формируются посредством знания и умения. В процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно; следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии; упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся; следует учитывать этап обучения иностранному языку; следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которой каждый учащийся все время задействован на уроке.

     Таким образом процесс формирования грамматических навыков учащихся  осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения. 

Список  литературы 

  1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: 

         Высш. шк., 2002 – 160с.

  1. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике   иноязычных  языков//Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. – С. 22.
  2. Гальскова И.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: 
    Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -          М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
  4. Дегтерева Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. – М.: ВПШ и АОН, 1963. – 250 с.
  5. Дубровина И.В. Психология. - М.: Издательский центр «Академия», 
      1999.-464 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Издательская 
          корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
  7.    Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -  М.:    Просвещение, 1991.
  8. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.
  9. Колесникова И.Я., Долгина О. А. Англо - русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Издательство Русско - Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001. - 224 с.
  10. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
  11. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6.
  12. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка 
    (справочное пособие) 6-е издание, стереотип., Минск: Высшая школа, 
    2000.-517 с.
  13. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих   иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4.
  14. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. - 
      М.: Просвещение, 1967.
  1.   Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр 
       ВЛАДОС,2001.
  1.   Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному 
       говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
  2.   Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое 
       агентство, 1995.
  3.   Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение: Гуманитарный 
      издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 400 с.
  1.   Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней   школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  1.    Рындак В.Г. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2006. - 495 с.
  2.   Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр 
          «Академия», 2001. - 480 с.
  3.   Сластенин В.А. Педагогика. — М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.
  4.   Смирнов С.А. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.
  1.   Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: 
    Просвещение, 2002. - 239 с.
  1. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и 
    основной общеобразовательной школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 
    416 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация о работе Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку