Начальное обучение иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

«В современных условиях формирования единого цивилизованного мира образование становится одним из ключевых факторов стабильности и поступательного развития мирового сообщества, важнейшей составной частью всеобщего социально-экономического комплекса, основным рычагом, который имеет мир для решения глобальных проблем своего существования и прогрессирующего развития. От результатов образования, его качественного соответствия общепризнанным в мире стандартам будет зависеть степень совместимости мышления, системы ценностей, теоретико-прагматическая общность подходов в решении как глобальных проблем, так и вопросов, касающихся отдельных государств. Следовательно, актуализация «образовательного вектора» в общей системе современной внешней и внутренней политики любой страны является неизбежной и позволяет использовать образование как действенный инструмент ускорения процесса вхождения страны в мировое сообщество». [1. с.5].

Содержание

Зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку

Закономерности обучения иностранному языку

Факторы, влияющие на специфику процесса овладения иностранным языком на начальном этапе

Цели и содержание обучения иностранному языку на начальном этапе

Принципы обучения иностранному языку на начальном этапе

Методы обучения иностранному языку на начальном этапе

Средства обучения иностранному языку на начальном этапе

Требования к учителю иностранного языка

Работа содержит 1 файл

Проектная работа начальное обучение.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Содержание: 

  1. Зарубежный  опыт раннего обучения иностранному языку
 
  1. Закономерности  обучения иностранному языку
 
  1. Факторы, влияющие на специфику процесса овладения  иностранным языком на начальном этапе
 
  1. Цели и  содержание обучения иностранному языку  на начальном этапе
 
  1. Принципы  обучения иностранному языку на начальном  этапе
 
  1. Методы  обучения иностранному языку на начальном  этапе
 
  1. Средства  обучения иностранному языку на начальном  этапе
 
  1. Требования  к учителю иностранного языка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      «В современных условиях формирования единого цивилизованного мира образование становится одним из ключевых факторов стабильности и поступательного развития мирового сообщества, важнейшей составной частью всеобщего социально-экономического комплекса, основным рычагом, который имеет мир для решения глобальных проблем своего существования и прогрессирующего развития. От результатов образования, его качественного соответствия общепризнанным в мире стандартам будет зависеть степень совместимости мышления, системы ценностей, теоретико-прагматическая общность подходов в решении как глобальных проблем, так и вопросов, касающихся отдельных государств. Следовательно, актуализация «образовательного вектора» в общей системе современной внешней и внутренней политики любой страны является неизбежной и позволяет использовать образование как действенный инструмент ускорения процесса вхождения страны в мировое сообщество». [1. с.5]. 

     «Реформирование образования Казахстана направлено на создание новых правовых, научно-методологических, финансово-экономических основ, разработку национальной образовательной стратегии, гарантирующей достижение мирового уровня качества при сохранении уникальности отечественной образовательной системы, учитывающей национальные интересы казахстанского общества и перспективы развития государства». [2. с.8-9].

     «Международно-признанный уровень социально-экономических достижений суверенного Казахстана, диапазон международного сотрудничества и активизация взаимодействия республики в условиях открытого и взаимосвязанного мира, необходимость обеспечения качественного прорыва в профессиональной подготовке собственных кадров, квалификационно соответствующих общемировым стандартам, способных реализовать задачи ускоренной модернизации и развития страны, заимствуя и перенимая для этого лучший опыт ведущих стран мира, усилили социально-образовательную значимость знания иностранных языков как инструмента международного взаимодействия, выдвинули иностранные языки в образовательные приоритеты, обеспечив, тем самым, иноязычному образованию статус обязательной компетентностной составляющей профессиональной квалификации современного специалиста и действенной основы для подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в новых условиях международного взаимодействия и сотрудничества». [3. с.5]. 

     В концепции развития иноязычного образования республики Казахстан о состоянии иноязычного образования в Казахстане на современном этапе пишется: «В образовательной системе Казахстана произошли значительные позитивные изменения, такие как: изучение иностранных языков признано социально значимым; определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения; осознана необходимость введения раннего обучения ИЯ с дальнейшим совершенствованием и углублением овладения ими в вариативной преемственной структуре учебных учреждений; содержательно и терминологически уточнены концептуально значимые понятия; разработан и экспериментально подтвержден концептуальный базис для внедрения международно-стандартных уровней обученности; осуществлено целезаданное внедрение новейших педагогических и информационных технологий обучения ИЯ; составлены примерные типовые программы по практическому курсу ИЯ; созданы пробные учебно-методические комплексы по трем европейским языкам; начата дифференцированно-специализированная подготовка иноязычных педагогических кадров.

     Несмотря  на означенные позитивные процессы, организация  иноязычного образования в Республике характеризуется рядом негативных явлений: произвольный выбор учебными заведениями зарубежных обучающих программ и учебных материалов без их соотнесения с отечественными условиями преподавания ИЯ, рост стихийных инновационных экспериментов, развитие хаотичного рынка образовательных услуг по ИЯ, дефицит кадрового состава, способного в полной мере обеспечить обучение ИЯ. Все это отрицательно сказалось на качестве обученности ИЯ на всех уровнях республиканского иноязычного образования.

     Планируемое расширение временных границ и периодизации иноязычного образования для полного удовлетворения современного социального заказа на специалистов, владеющих практически и профессионально на международно-стандартном уровне одним или несколькими ИЯ, требует серьезной модернизации системы управления качеством иноязычного образования, что предполагает необходимость:

  • качественного пересмотра национальной иноязычной образовательной политики;
  • существенного обновления методологических, содержательных технологических и ресурсных основ иноязычного образования;
  • создания единого, структурно и содержательно унифицированного иноязычнообразовательного пространства для всех форм и уровней системы образования;
  • системной организации подготовки и переподготовки кадров для каждой модеои образования по ИЯ;
  • создании учебно-методических комплексов для каждой из названных образовательных программ на основе унифицирования нормативно-содержательной базы для кажого уровня;
  • построения единой системы ранжирования и оценки уровней обученности ИЯ, ориентированной на международные стандарты». [4. с.6-8]. 

     «Раннее обучение иностранным языкам – одно из приоритетных направлений в образовательной политике западноевропейских стран. Среди ученых и практикантов нет единого мнения относительно того, что следует понимать под ранним обучением ИЯ. Одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к ИЯ детей дошкольного возраста. Другие полагают, что раннее обучение ИЯ – это обучение детей младшего школьного возраста. Раннее дошкольное обучение  осуществляется в детском дошкольном учреждении с 5 лет (а в некоторых случаях и раньше, например с 4 лет) и до поступления ребенка в школу. Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников (с 1 по 4 класс или со 2 по 4 класс). Именно на этой ступени у учащихся закладываются фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего ими ИЯ как средства общения».  [5. с.4]. 

     «Начальное  иноязычное образование является первой ступенью новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.

  • изучение ИЯ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • обеспечить развитие личности ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение;
  • создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
  • заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социо-культурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на ИЯ; элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  • познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к своим зарубежным сверстникам и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. Приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формировать исходные представления  о нравах и обычаях стран изучаемого языка;
  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные и специальные учебные умения.

     Зарубежный  опыт начального обучения ИЯ. «За рубежом первые эксперименты по обучению ИЯ детей младшего школьного возраста проводилась после Первой мировой войны (США, Англия), а с 50-ых годов в ряде стран ИЯ был включен в систему начальной подготовки в школе в качестве обязательного предмета. На протяжении последних десятилетий 20 века все школьники младших классов Финляндии, Испании (с 3 класса), Люксембурга (с 1 и 2 классов), Бельгии, Мальты (со 2 класса) имеют возможность изучать ИЯ.

     В современной западной теории и практике обучения ИЯ можно выделить, по крайней  мере, 3 разных подхода к изучению ИЯ детьми дошкольного и младшего школьного возраста:

     1) традиционное обучение ИЯ как  учебному предмету;

     2) концепция «Первая встреча» - «погружение»  в ИЯ;

     3) концепция развития чувствительности к ИЯ – “Language Awareness” холистический и целостный подход.

     Представители традиционного направления считают, что ИЯ должен  преподаваться  в начальной школе как отдельный предмет и иметь все атрибуты последнего: оценку, контроль знаний, навыков  умений, обязательные домашние задания, обучение лексике и грамматике и связь с содержанием обучения ИЯ в средней школе.

     Традиционное  направление возникло на Западе в 60-70-е годы, но не получило широкого распространения из-за направленности процесса обучения на систему языка, а не на развитие у детей способности к общению.

     Концепция «Первая встреча» возникла в Германии, но в скором времени получила широкое  признание на Западе. Основу данного подхода составляет не обучение языку как средству общения, а общее и речевое развитие ребенка: его интереса к ИЯ и другой культуре, внимательного отношения к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни, способности к адаптации в новых социально-экономических условиях интеграции всех сфер жизни в современной Европе и др. Согласно этой концепции исключаются какие-либо педагогические принуждения: оценка, дисциплинарные замечания и контроль в традиционном его понимании.

     Подход  “Language Awareness” возник в Англии в конце 80-х годов и получил самое широкое распространение в западноевропейских странах. В соответствии с этим подходом ИЯ в начальной школе не преподается как отдельный предмет, а интегрируется с другими предметами начального цикла и ориентирован на ребенка и его потребности. Основной целью этого курса является развитие у младших школьников наблюдательности и чувствительности к языкам путем сопоставления речевого опыта ребенка в родном языке и приобретаемого опыта в ИЯ. В центре обучения находится аудирование аутентичной иноязычной речи и устное взаимодействие детей между собой и с преподавателями. При этом у детей развиваются элементарные умения письма путем сопоставления разных письменных систем.

     Заметим, что по окончании начальной школы дети, как правило, самостоятельно выбирают тот или иной ИЯ и изучают его далее системно как отдельный учебный предмет». [5. с.13-16]. 

     «Эффективность любой системы обучения ИЯ определяется тем, насколько последовательно он учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение языка в учебных условиях». [5. с.48].  «Наиболее важными категориями в определении анализируемых гипотетических моделей овладения языком являются:

  1. взаимоотношение между родным и иностранным языками (общность и различия между ними);
  2. взаимоотношение между врожденными способностями человека к языку и приобретаемым/приобретенным языковым и речевым опытом в ИЯ;
  3. различия в понимании процесса овладения ИЯ, то есть тех психолингвистических механизмов, которые обеспечивают функционирование этого процесса:

     - контрастивная гипотеза рассматривает  процесс овладения языком как  процесс механической выработки  привычки;

     - гипотеза «идентичности» постулирует  положение об активном, творческом  и сознательном характере процесса овладения ИЯ, целиком и полностью зависящем от способности человека к овладению языком;

     - «межъязыковая» гипотеза базируется  также на понимании процесса  овладения языком как креативной  и когнитивной деятельности, однако  результативность данного процесса ставится в зависимость не только от личности обучаемого, но и от специфики условий обучения.

  1. разное отношение к ошибкам, допускаемым обучаемыми на изучаемом языке». [6. с.55-56]. 

     «Основные факторы, влияющие на специфику процесса овладения младшими школьниками ИЯ:

  • уровень учащегося – уровень знания родного языка, общая познавательная способность, положительная установка и мотивация изучения ИЯ, «группа поддержки» ученика вне школы (родители);
  • уровень учителя – создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, достижение поставленных целей начального обучения, которые соответствуют возрасту учащихся, их интеллектуальному и эмоциональному развитию;
  • уровень учебного плана – принятая программа обучения ИЯ в начальной школе, используемые учебники и подходы к обучению ИЯ младших школьников;
  • школьный уровень – общие правила и ценности, принятые среди учительского состава, родителей и учеников, политика в отношении взаимодействия учеников младших и старших классов, достаточное количество времени и другие условия, делающие доступными обучение ИЯ в начальной школе». [5. с.54-55]. 

Информация о работе Начальное обучение иностранному языку