Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть грамматику как аспект языка.
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических навыков на разных
этапах.

Работа содержит 1 файл

Глава1.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому следует всячески способствовать тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала.

     Обучение грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума.

     Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляют грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений. Все это обычно вызывает негативное отношение к предмету у большинства учащихся.

     Cоздание грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, овладеть всеми явлениями иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения иностранному языку маловероятно. Необходимы определенные, весьма значительные ограничения в отборе грамматического материала и, прежде всего, тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно – в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

     Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности  временных форм. «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-∞), действия, которые совершатся в будущем, - с правой (+∞): 
 

-∞     Past                  Present                       Future       +∞

     

                                                          0 

Тогда действие, выраженное, скажем, во времени  Future Indefinite, может быть наглядно представлено на шкале следующим образом:  

-∞  Past Ind.           Present Ind.            Future Ind.    +∞

     

                                                          0

     Как показывает многолетний опыт обучения языкам, использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты (15).

     Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также грамматических и использовать их в речи

     Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

     Упражнение должно соблюдать лишь одну трудность (данную лексико-грамматическую тему) и не иметь дополнительных трудностей.

     Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в отдельности.

    
 
 
 

Глава II. Приемы формирования грамматических навыков иноязычной       речи 

    1. Формирование  грамматических навыков на начальном этапе

обучения иностранному языку 

     Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов и на каждом этапе ставятся определенные задачи.

     На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым.

     Начальный этап – это период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному этапу, как правило относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений.

     Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли средствами изучаемого языка, читать, то есть понимать иноязычный текст, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией  иностранного языка. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем (26).

     Начальный этап важен еще и  потому, что от того, как идет  обучение на этом этапе, зависит  успех в овладении предметом  и формировании учебных навыков  в последующих этапах. Английский методист  Г. Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of  itself» (15).

     Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

     В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

     На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления, ознакомлению с грамматическим явлением. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.

     На младшем этапе применяются различные приемы для достижения различных целей обучению иностранному языку.

     Приемы – это конкретное содержание действий с учебным материалом (5).

     Приемы выбираются в рамках той системе по которой идет обучение. Приемы используются учителем в организации учения учащихся через решение множества конкретных задач связанных с мышлением, операциями и восприятиями, органов чувств, эмоциями. Итак, на младшем этапе выделяют более продуктивные приемы такие, как:

  • игровые приемы;
  • наглядно-образный прием;
  • конкретно-действенный прием;
  • прием моделирования;
  • прием вопросно-ответной работы (5).

     Большое значение на начальном этапе играет игра, она имеет существенное значение для развития произвольных форм действий и поведения, благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя ребенком роли, то есть скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах: во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом; во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.

     Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.

     Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

     Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

     Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

     Грамматические игры, занимают по объему более трети части в обучении иностранному языку на начальном этапе, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

     Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в  общении, максимальная мобилизация речевых навыков.

     Необходимо также рассмотреть цели и задачи обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях в качестве определяющих общую стратегию обучение этому предмету на данном этапе: коммуникативную, воспитательную, образовательную и развивающую цели (3).

     Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, т.е. овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений. Все это способствует достижению коммуникативной цели, где большее внимание уделяется приему моделирования, вопросно-ответной работе и конечно же игровым приемам.

     Воспитательная цель обучения (педагогическое содержание цели) английскому языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают английскую речь, они усваивают аутентичные (подлинные) образцы английской речи. Им нравится произносить английские звуки, слова, вступать в беседу, они любят разучивать стишки и петь песенки.

    Роль образовательной цели обучения (лингвострановедческого содержания цели) иностранному языка велика. Учащиеся овладевают вторым языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом самом заложена образовательная роль этого учебного предмета.

     Развивающая цель обучения (психологическое содержание цели) позволяет

более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения предмету. Для этого, как указывают психологи и дидакты, необходимо включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы (3).

     Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой – опора на эту особенность будет еще более развивать эту воображение и способствовать созданию и развитию представлений. Изучение иностранного языка на начальном этапе может развивать логическое мышление учащегося.

Информация о работе Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку