Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:27, курсовая работа
Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть грамматику как аспект языка.
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических навыков на разных
этапах.
Введение
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых - желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно.
Проблема трудностей изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами (Артемов В.А., Беляев Б.В., Зимняя И.А., Клычникова З.И.) и методистами (Бим И.Л., Гез Н.И., Ляховицкий М.В.).
Актуальность данного исследования обуславливает тот факт, что не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - трудно.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Актуальность, теоретическая и практическая
значимость проблемы обусловили выбор
темы исследования: «Приемы формирования
грамматических навыков на разных этапах
обучения иностранному языку».
Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических
навыков на разных
этапах.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта; анализ, синтез, интерпретация.
База исследования:
СОШ №8 г.Бузулука.
Глава
I. Сущность иноязычной
грамматики
Говоря об обучении иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это «сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством человеческого общения» (9).
По определению И.А. Зимней, иностранный язык как всякая языковая система, есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и другие (9).
Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям даже когда они по своему происхождению гетерогенны.
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика.
Грамматика (из др. - греч. grammatike techne, буквенное письменное искусство, от gramma – буква) – это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений. Этим же термином обозначают грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка (2).
Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.
Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Грамматика организует язык в целом, опосредуя выражение элементами языка не только рационально, но и эмоционального сознания, грамматика самобытна для каждого отдельного языка.
Грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. Грамматика помогает людям общаться на языке, жить в этом языке, творить.
Значение изучения грамматики иностранного языка заключается еще и в том, что она помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, то есть в процессе ее изучения реализуются развивающие образовательные и воспитательные цели обучения.
В процессе представления грамматического материала на родном и иностранном языках учащиеся неизбежно сравнивают, анализируют, обобщают те или иные признаки грамматических явлений, общими усилиями овладевают грамматическими понятиями и фактически участвуют в выведении грамматических правил, что кроме всего прочего, способствует их интеллектуальному развитию.
Наличие сходных явлений облегчает обучение иностранным языкам, так как позволяет использовать знания учащихся по грамматике родного языка. Однако при ближайшем рассмотрении легко обнаружить, что грамматические категории имеют и целый ряд особенностей, которые можно свести к двум группам:
Соизучение родного и иностранного языка неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.
Изучение грамматики иностранного языка помогает лучше понять особенности системы родного языка.
Организующая роль, которую выполняет в языке грамматика не сводится к формальному регулированию процессов изменения слов и построения высказываний.
Само грамматическое регулирование этих
процессов становится возможным благодаря
тому, что все элементы грамматики имеют
свое семантическое содержание. Именно
эта семантическая специфика грамматики
обуславливает фундаментальную роль в
реализации качественной определенности
языка в целом, то есть в выявлении сущности
языка как объекта действительности. Но
эту роль грамматического строя лингвисты
указывают образными фразами, называя
грамматику «костяком языка» и «душой
языка». Грамматика служит основой организации
языка на средства его существования и
выражения. Грамматика является структурой
языка, она превращает язык в речь. Изучение
грамматики неизбежно при овладении иностранным
языком.
Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение определенным рядом навыков.
Навык понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действия – основной признак навыка (26).
Целью закрепления грамматических знаний является выработка соответствующих умений, которые путем последующей автоматизации переходят в навыки (26).
Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.
Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Следует выделить основные виды грамматических навыков:
Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи (4).
Основными качествами грамматического навыка говорения, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Речевые морфологические навыки – грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д (4).
Синтаксические речевые навыки - речевые грамматические навыки,
обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями, то есть навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений (4).
Перечисленные навыки также можно охарактеризовать как репродуктивные и продуктивные. Необходимо дать характеристику грамматических навыков в рецептивных видах речевой деятельности.
Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте (5).
Различают рецептивно-активные грамматические навыки аудирования, которые базируются на речевых автоматизированных связях
слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.
Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их
значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения.
Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся формировались также пассивно-рецептивные навыки.
К таким навыкам относятся: навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков формировался в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста.