Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:27, курсовая работа
Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть грамматику как аспект языка.
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических навыков на разных
этапах.
Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно обеспечивать усвоение элементарных основ грамматики. Достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом, ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.
2.2.
Формирование грамматических
навыков на среднем
этапе обучения иностранному
языку
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений. Средний школьный возраст (от 10-15 лет) – переходный от детства к юности.
Отношения в группах сверстников на среднем этапе строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
На среднем этапе должно произойти усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова, дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными в содержание данного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу, грамматическими формами и их значениями. Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.
В средней школе задача
При изучении грамматики считают, что на среднем этапе многократное повторение одних и тех же фраз в соответствующих ситуациях вырабатывает, в конце концов, способность не делать грамматических ошибок в речи. В условиях изучения иностранного языка у себя на родине, и тем более при наличии нескольких уроков в неделю, грамматику приходится усваивать эксплицитно, т.е. обращаться к правилам, заучивать грамматические структуры, многочисленные формы слов (3).
Необходимы определенные, весьма значительные приемы в обучении иностранному языку на среднем этапе:
Учитель должен учитывать ограничения в отборе грамматического материала и, прежде всего, тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно – в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Завышение объема активно усваиваемого грамматического материала, как свидетельствует практика, отрицательно сказывается на качестве овладения им: учащиеся недостаточно прочно владеют самыми элементарными явлениями морфологии и синтаксиса.
В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми приемами отбора в активный грамматический минимум считаются: 1) прием распространенности в устной речи; 2) прием образцовости; 3) прием исключения синонимических грамматических явлений (13).
К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явление, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума. К главным приемам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) прием распространенности в книжно-письменном стиле речи;
2) прием многозначности (13).
Согласно этим приемам в
Грамматический материал
Следует отметить, что одной из главных проблем организации и последовательности изучения грамматического материала состоит в методически целесообразном объяснении двух сторон речи – содержательной (прежде всего, лексической) и грамматической.
В методической литературе есть попытка решить проблему обучения формальной и содержательной сторонам речи путем поэтапной последовательности овладения материалом в условиях комплексной организации: на первом – структурно-тематическом – этапе учащиеся овладевают новым грамматическим материалом (структурами и морфологическими формами) на ранее изученной, тематически связанной лексике. На втором – тематически-структурном – этапе главное внимание уделяется новой лексике по теме на основе усвоенных ранее структур. Вполне возможно введение некоторого количества нового грамматического материала на третьем – межтемном – этапе создаются условия для творческого и правильного перекомбинирования ранее усвоенного и изучаемого лексического и грамматического материала в устной и письменной речи по межтемным ситуациям общения.
На среднем этапе возникают вопросы: применима ли идея упрощенного построения грамматического высказывания в обучении иностранным языкам? Не является ли попытка использовать упрощенные грамматические высказывание «нарушением методики»?
Разговорная грамматика
В ряде случаев упрощенный
подход позволяет лучше
Упрощенную грамматику в некоторых случаях целесообразно использовать для обучения сложным грамматическим явлениям.
Итак, в процессе обучения английскому
языку на среднем этапе, учащиеся должны
овладеть грамматической структурой более
простым способом, а затем обучиться более
полному грамматическому варианту высказывания.
Разговорная грамматика может использоваться
в обучении иностранному языку и изучаться
параллельно с нормативной грамматикой
на материале говорения, чтения, слушания
и письма, что расширяет экспрессивные
возможности иноязычной речи школьников.
2.3.
Приемы формирования
грамматических навыков
на старшем этапе обучению
иностранному языку
Переход от средних классов в старшие классы, развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.
К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Прежние «детские» мотивы, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.
На старшем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения отодвигаются на задний план, происходит усвоении обобщений ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочнению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы. Старший этап включает грамматические навыки в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях (3).
В обучении формируются общие интеллектуальные способности, особенно, понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения грамматических понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
Следует заметить, что в старших классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие грамматические определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры мышления у старшеклассников.
На старшем этапе всю работу по интеллектуальному развитию подростков необходимо вести комплексно, подбирая упражнения и рассчитывая предлагаемые задания таким образом, чтобы они развивали интеллект по всем его важнейшим направлениям.
От общего уровня сформированности интеллекта зависит развитие любых профессиональных умений и навыков.
Приемы используемые на старшем этапе отличаются большей сложностью в обучении иностранному языку, чем на предыдущих этапах:
В общении формируются и развиваются умения построение грамматически правильно выстроенного высказывания, что улучшает коммуникативные способности учащихся, включающие умение. Также идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования способностей.
При формировании грамматических навыков на старшем этапе организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
- постановка целей учебной работы;
- формирование
потребностей учащихся в
- определение содержания материала;
- организация
учебно-познавательной
- придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;
- регулирование
и контроль за учебной
- оценка результатов.
В ходе обучения выделяются обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков. Навык характеризуется как автоматизированное умение, ставшее в результате многократных и целенаправленных повторений наиболее экономным и свободным способом выполнения данного действия (26).