Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся.
Предмет исследования: способы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования грамматических навыков учащихся осуществляется эффективнее, если учитывается этап обучения.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть грамматику как аспект языка.
2. Дать характеристику грамматических навыков на разных этапах.
3. Определить способы формирования грамматических навыков на разных
этапах.

Работа содержит 1 файл

Глава1.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно обеспечивать усвоение элементарных основ грамматики. Достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом, ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.

2.2. Формирование грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку    

     С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений. Средний школьный возраст (от 10-15 лет) – переходный от детства к юности.

    Отношения в группах сверстников на среднем этапе строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.

    На среднем этапе должно произойти усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова, дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными в содержание данного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу, грамматическими формами и их значениями. Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

     В средней школе задача обучения  грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума (3).

    При изучении грамматики считают, что на среднем этапе многократное повторение одних и тех же фраз в соответствующих ситуациях вырабатывает, в конце концов, способность не делать грамматических ошибок в речи. В условиях изучения иностранного языка у себя на родине, и тем более при наличии нескольких уроков в неделю, грамматику приходится усваивать эксплицитно, т.е. обращаться к правилам, заучивать грамматические структуры, многочисленные формы слов (3).

    Необходимы определенные, весьма значительные приемы в обучении иностранному языку на среднем этапе:

  • прием распространенности в устной речи;
  • прием образцовости;
  • прием исключения синонимических грамматических явлений;
  • прием распространенности в книжно-письменном стиле речи;
  • прием многозначности (5).

    Учитель должен учитывать ограничения в отборе грамматического материала и, прежде всего, тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно – в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Завышение объема активно усваиваемого грамматического материала, как свидетельствует практика, отрицательно сказывается на качестве овладения им: учащиеся недостаточно прочно владеют самыми элементарными явлениями морфологии и синтаксиса.

     В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми приемами отбора в активный грамматический минимум считаются: 1) прием распространенности в устной речи; 2) прием образцовости; 3) прием исключения синонимических грамматических явлений (13).

     К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явление, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума. К главным приемам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) прием распространенности в книжно-письменном   стиле   речи;

2) прием  многозначности (13).

     Согласно этим приемам в пассивный  минимум включаются наиболее  распространенные грамматические явления книжно-письменного стиля речи, которые имеют ряд значений. Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и, следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка в средней школе.

     Грамматический материал организуется  функционально, т.е. так, чтобы  грамматические явления органически  сочетались с лексическими в коммуникативных единицах (речевой образец, речевая модель, языковая модель), объемом не менее предложения (21).

    Следует отметить, что одной из главных проблем организации и последовательности изучения грамматического материала состоит в методически целесообразном объяснении двух сторон речи – содержательной (прежде всего, лексической) и грамматической.

    В методической литературе есть попытка решить проблему обучения формальной и содержательной сторонам речи путем поэтапной последовательности овладения материалом в условиях комплексной организации: на первом – структурно-тематическом – этапе учащиеся овладевают новым грамматическим материалом (структурами и морфологическими формами) на ранее изученной, тематически связанной лексике. На втором – тематически-структурном – этапе главное внимание уделяется новой лексике по теме на основе усвоенных ранее структур. Вполне возможно введение некоторого количества нового грамматического материала на третьем – межтемном – этапе создаются условия для творческого и правильного перекомбинирования ранее усвоенного и изучаемого лексического и грамматического материала в устной и письменной речи по межтемным ситуациям общения.

    На среднем этапе возникают вопросы: применима ли идея упрощенного построения грамматического высказывания в обучении иностранным языкам? Не является ли попытка использовать упрощенные грамматические высказывание «нарушением методики»?

     Разговорная грамматика объясняется  в учебных условиях не только  соображениями «приближения к  естественности» высказывания. Главное заключается в том, что упрощенная разговорная грамматика соответствует важному принципу «доступности» материала (3). Следует отметить, что трудно воспринимаемые грамматические структуры даже после интенсивной тренировки в дальнейшем не используются учащимися в спонтанной речи.  Это явление известно как «избегание» (an avoidance). В других случаях учащиеся упрощают изученные структуры доступными способами.

     В ряде случаев упрощенный  подход позволяет лучше объяснить  учащимся полную структуру предложения, например, появление в английской речи вспомогательных глаголов-заменителей.

    Упрощенную грамматику в некоторых случаях целесообразно использовать для обучения сложным грамматическим явлениям.

    Итак, в процессе обучения английскому языку на среднем этапе, учащиеся должны овладеть грамматической структурой более простым способом, а затем обучиться более полному грамматическому варианту высказывания. Разговорная грамматика может использоваться в обучении иностранному языку и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, слушания и письма, что расширяет экспрессивные возможности иноязычной речи школьников. 

2.3. Приемы формирования грамматических навыков на старшем этапе обучению иностранному языку 

     Переход от средних классов в старшие классы,  развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.

    К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

    Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Прежние «детские» мотивы, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

     На старшем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения отодвигаются на задний план, происходит усвоении обобщений ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочнению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы. Старший этап включает грамматические навыки в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях (3).

     В обучении формируются общие интеллектуальные способности, особенно, понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения грамматических понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

     Следует заметить, что в старших классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие грамматические определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры мышления у старшеклассников.

     На старшем этапе всю работу по интеллектуальному развитию подростков необходимо вести комплексно, подбирая упражнения и рассчитывая предлагаемые задания таким образом, чтобы они развивали интеллект по всем его важнейшим направлениям.

    От общего уровня сформированности интеллекта зависит развитие любых профессиональных умений и навыков.

     Приемы используемые на старшем этапе отличаются большей сложностью в обучении иностранному языку, чем на предыдущих этапах:

  • учебно-методический прием;
  • прием драматизации;
  • прием использования учителем с целью стимулирования речи;
  • коммуникативные приемы (5).

     В общении формируются и развиваются умения построение грамматически правильно выстроенного высказывания, что улучшает коммуникативные способности учащихся, включающие умение. Также идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования способностей.

     При формировании грамматических навыков на старшем этапе организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

- постановка  целей учебной работы;

- формирование  потребностей учащихся в овладении  материалом;

- определение  содержания материала;

- организация  учебно-познавательной деятельности;

- придание  учебной деятельности эмоционально-положительного характера;

- регулирование  и контроль за учебной деятельностью  учащихся;

- оценка  результатов. 

    В ходе обучения выделяются обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков. Навык характеризуется как автоматизированное умение, ставшее в результате многократных и целенаправленных повторений наиболее экономным и свободным способом выполнения данного действия (26).

Информация о работе Приемы формирования грамматических навыков на разных этапах обучения иностранному языку