Автор: Виктория Тимофеева, 24 Октября 2010 в 17:43, курсовая работа
Данная работа состоит из двух разделов. Первая часть – теоретическая, где будут рассмотрены теоретические вопросы и раскрыты некоторые понятия. А вторая часть – практическая, в которой мы произведем описание методических приемов и развивающих игр, способствующих эффективному изучению английского языка и обучению говорению на нем не только на начальном этапе, но также в течение всего периода обучения учащихся.
нет
ВВЕДЕНИЕ
Основное назначение иностранного языка как предмета школьной программы состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование этих навыков - основная цель обучения.
Опыт свидетельствует, что
Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог.
Данная работа посвящена проблеме обучения говорению на английском языке и пополнению лексического запаса учащимися на начальных порах обучения.
Нами
будут рассмотрены разновидности речи,
способы отработки навыков фонетически
правильного произношения, затронуты
проблемы правильного произношения звуков
английского языка, а также некоторые
способы усвоения новой лексики и пополнения
активного словарного запаса учащихся.
В практической части мы поговорим о развивающих методических играх, особенно эффективно помогающих в изучении английского языка на начальном этапе.
Методы, о которых пойдет речь, были применены мной в период педагогической практики в 7 классе средней общеобразовательной школы. По достигнутым результатам можно судить об их эффективности.
Данная
работа состоит из двух разделов. Первая
часть – теоретическая, где будут
рассмотрены теоретические вопросы и
раскрыты некоторые понятия. А вторая
часть – практическая, в которой мы произведем
описание методических приемов и развивающих
игр, способствующих эффективному изучению
английского языка и обучению говорению
на нем не только на начальном этапе, но
также в течение всего периода обучения
учащихся.
ГЛАВА I
“Методика формирования речевых навыков”
1. Основное понятие «говорения».
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. В его основе лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания. Различают активную, реактивную (ответную) и репродуктивную речь.
Акт говорения включает четыре фазы:
Устная речь имеет две разновидности:
Диалог – форма речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Здесь формируются навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность и тема.
Основным
средством обучения диалогической
речи являются упражнения. В процессе
их выполнения формируются умения: запрашивать
информацию, реагировать на реплику собеседника,
употреблять штампы диалогической речи,
комбинировать реплики и др.
Монолог – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. В монологе вырабатываются умения и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательность.
Монолог используется с разной коммуникативной целью: для сообщения информации, для побуждения к действию и т.д.
Целью обучения монологической речи является формирование умений
2.
Основные принципы
обучения говорению
2.1. Говорение как средство общения
Говорение - выражение своих мыслей в целях решения задач общения.
Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и означает взаимодействие с другими людьми.
Целью обучения в средней школе следует считать не язык, не речь и даже не просто говорение, чтение, или письмо, а эти виды речевой деятельности как средства общения.
Единицей общения
- акт общения, в котором всегда участвуют
как минимум два человека.
2.2.
Говорение как
деятельность
Говорение есть речевая деятельность, оно обладает специфическим признаками.
2) Активность. Говорение – всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности.
3) Целенаправленность. Любое высказывание преследует какую-нибудь цель: убедить собеседника, поддержать, разгневать и т.д.
4) Связь с деятельностью. Говорение во многом зависимо от общей деятельности человека. Во-первых, содержание говорения обусловлено сферами деятельности человека. Во-вторых, потребность убедить кого-то возникает только в случае, если ситуация, вызвавшая такую задачу, является следствием событий, к которым причастен собеседник.
5) Связь с коммуникативной функцией мышления. Мыслительная деятельность направлена на совершение речевого поступка, подчинена ему.
6) Связь с личностью. Личность всегда индивидуальна, и проявляется в общении. Развитие говорения должно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности.
3. Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению
Ситуативность означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций.
Любому учителю
известно, когда получив задание: «Выскажитесь
в ситуации «У кассы», ученик молчит, хотя
ситуация обладает стимулирующей силой.
Поэтому, давая такое задание, надо расширить
тему.
Например, обыгрывая покупку билетов, можно изобразить ситуацию о наличии или отсутствии последних.
А как можно отнестись к словам «У кассы»? Когда люди общаются у кассы (в кино, на вокзале), могут возникнуть разные ситуации.
Ситуация динамична, меняется вместе с речевыми действиями, в зависимости от них. Каждая реплика продвигает ситуацию. Ситуация выступает как условие формирования речевых навыков. Ситуативность признается просто необходимой в процессе обучения говорению.
При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения нелегко. Возникающие сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую содержательную задачу, во-вторых, они с очень большой вероятностью реализуются на родном языке. В процессе обучения ученик боится ошибок. Главное заключается в том, как исправлять. Наиболее приемлемо не одергивать фразами, типа «Время!» «Артикль!», а переспросить и тактично подсказать правильный вариант, не нарушая процесса общения.
Для создания ситуаций общения могут, например, использоваться рисунки. Задание может включать в себя описание картинки с параллельным ввдением каких-либо новых слов и выражений и с их закреплением на наглядном примере.
Для закрепления новой лексики могут быть предложены тексты с пропущенными в них словами. Задание: найти подходящие по смыслу слова и вставить их в нужные места в текст.
Расширить лексический
запас можно с помощью
При трудностях с запоминанием, рекомендуется схематически зарисовывать значками каждое предложение. Это позволяет развить ассоциативное мышление и при пересказе текста появляется возможность к импровизации. Такой метод позволяет учащимся наглядно видеть структуру своего высказывания и последовательно выстраивать все фразы в свое речи.
При обучении говорению рекомендованы следующие виды работы: индивидуальная, парная, групповая, хоровая или коллективная.
В последние годы
хоровая работа стала очень популярной,
что объясняется необходимостью
увеличить время говорения
Хор уместен отработке
нового звука, усвоении интонации. Но даже
в самом лучшем виде хор обеспечивает
не говорение, а проговаривание единиц
речи.
4. Формирование речевых навыков у учащихся.
4.1. Условно-речевые упражнения как средство формирования речевых навыков
Прежде чем приступить
к изложению методики формирования
грамматических и лексических навыков,
необходимо рассмотреть два общих вопроса,
касающихся работы на данном этапе. Формирование
навыка со всеми присущими ему качествами,
особенно автоматизированности, устойчивости,
гибкости и относительной сложности, требует
определенных условий. Поскольку условия
создаются в упражнениях, становятся ясными,
что для формирования речевых навыков
необходимы специальные упражнения.
Эти упражнения должны отвечать определенным требованиям, вытекающим из принципов коммуникативного метода.
Такая работа происходит в условно-речевых упражнениях, о которых будет кратко рассказано дальше. Они принципиально отличаются от любого вида тренировочных упражнений, поскольку моделируют то, что имеет место в реальном речевом общении.
В любой фразе, звучащей в процессе общения, заложен определенный логический контекст, который может быть вскрыт репликами лишь определенного содержания. Если, например, вы услышите от собеседника: «Ну, не хочу туда ехать, и все!», то наверняка не захотите его удивить фразой: «А у меня пропала собака», скорее всего, вы прореагируете: «А куда же вам нужно ехать?» и т.п.
Конечно, диапазон логического
контекста любой фразы довольно
широк. Однако и то же высказывание
в силу многих обстоятельств может
вызвать разные реакции (реплики). Но
упражнение можно специально организовать
так, чтобы в реплике содержалась как раз
та форма, которую необходимо автоматизировать.
Иначе говоря, логический контекст должен
вскрывать в одном нужном для автоматизации
речевой единицы направлении. Для этого
стоит лишь изменить форму привычной установки
в упражнениях, установки типа: «Образуйте
форму повелительного наклонения», «Поставьте
следующие предложения в прошедшем времени»,
«Заполните пропуски словами по смыслу»
и т.п. Ведь говорящий никогда не ставит
перед собой подобных задач. Он, возможно,
захочет побудить собеседника к действию
и тогда употребит повелительное наклонение;
захочет осведомиться, не происходило
ли действие в прошлом, и для этого поставит
глагол в прошедшем времени т.д.