Обучение иностранному языку в школе

Автор: Виктория Тимофеева, 24 Октября 2010 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из двух разделов. Первая часть – теоретическая, где будут рассмотрены теоретические вопросы и раскрыты некоторые понятия. А вторая часть – практическая, в которой мы произведем описание методических приемов и развивающих игр, способствующих эффективному изучению английского языка и обучению говорению на нем не только на начальном этапе, но также в течение всего периода обучения учащихся.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

курсовая 2004.doc

— 180.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Основное  назначение иностранного языка как предмета школьной программы состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование этих навыков - основная цель обучения.

       Опыт свидетельствует, что наибольшие  трудности при иноязычном общении  человек испытывает,  воспринимая  речь на слух. Однако, устное общение невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

     Одним из наиболее эффективных средств  развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог.

     Данная  работа посвящена проблеме обучения говорению на английском языке и пополнению лексического запаса учащимися на начальных порах обучения.

     Нами  будут рассмотрены разновидности речи, способы отработки навыков фонетически правильного произношения, затронуты проблемы правильного произношения звуков английского языка, а также некоторые способы усвоения новой лексики и пополнения активного словарного запаса учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 

     В практической части мы поговорим о развивающих методических играх, особенно эффективно помогающих в изучении английского языка на начальном этапе.

     Методы, о которых пойдет речь, были применены  мной в период педагогической практики в 7 классе средней общеобразовательной  школы. По достигнутым результатам можно судить об их эффективности.

     Данная  работа состоит из двух разделов. Первая часть – теоретическая, где будут рассмотрены теоретические вопросы и раскрыты некоторые понятия. А вторая часть – практическая, в которой мы произведем описание методических приемов и развивающих игр, способствующих эффективному изучению английского языка и обучению говорению на нем не только на начальном этапе, но также в течение всего периода обучения учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I

     “Методика формирования речевых навыков”

     1. Основное понятие  «говорения».

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. В его основе лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания. Различают активную, реактивную (ответную) и репродуктивную речь.

 Акт говорения включает четыре фазы:

    1. побудительно-мотивационная (потребность человека в общении под влиянием мотива и при наличии цели высказывания);
    2. аналитико-синтетическая (формулирование мыслей);
    3. исполнительная – звуковое и интонационное оформление мысли;
    4. контролирующая, задача, которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению;

     Устная речь имеет две разновидности:

    Диалог – форма речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Здесь формируются навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность и тема.

     Основным  средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики и др. 
 
 
 

     Монолог – форма речи, обращенная к одному  или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. В монологе вырабатываются умения  и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательность.

     Монолог используется с разной коммуникативной  целью: для сообщения информации, для побуждения к действию и т.д.

     Целью обучения монологической речи является формирование умений

    1. пересказать текст, составить рассказ;
    2. логически последовательно раскрыть заданную тему;
    3. обосновать правильность своих суждений; 
 
 
 

        2. Основные принципы обучения говорению 

        2.1. Говорение как  средство общения

        Говорение - выражение своих мыслей в целях решения задач общения.

         Это деятельность  одного человека, хотя она включена в общение и означает взаимодействие с другими людьми.

        Целью обучения в  средней школе следует считать не язык, не речь и даже не просто говорение, чтение, или письмо, а эти виды речевой деятельности как средства общения.

        Единицей общения - акт общения, в котором всегда участвуют как минимум два человека. 
 
 
 
 

2.2. Говорение как  деятельность 

       Говорение есть речевая деятельность, оно обладает специфическим признаками.

    • 1) Мотивированность. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого мотив.

       2) Активность. Говорение – всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности.

       3) Целенаправленность. Любое высказывание преследует какую-нибудь цель: убедить собеседника, поддержать, разгневать и т.д.

       4) Связь с деятельностью. Говорение во многом зависимо от общей деятельности человека. Во-первых, содержание говорения обусловлено сферами деятельности человека. Во-вторых, потребность убедить кого-то возникает только в случае, если ситуация, вызвавшая такую задачу, является следствием событий, к которым причастен собеседник.

       5) Связь с коммуникативной функцией мышления. Мыслительная деятельность направлена на совершение речевого поступка, подчинена ему.

           
     
     
     
     

      6) Связь с личностью. Личность всегда индивидуальна, и проявляется в общении. Развитие говорения должно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности.

  1. Ситуативность. На дальнейший ход развития общения может повлиять любая произнесенная одним собеседником речевая единица, если она по смыслу «вписывается» в контекст деятельности другого собеседника.
  2. Эвристичность (непредсказуемость). Речь не может быть полностью заучена и предсказана. Ситуации общения меняются, их варианты многочисленны, и говорящий должен быть готов к постоянной смене условий.
  3. Самостоятельность.
  4. Темп.
 
 
 

        3. Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению

        Ситуативность означает, что все обучение  говорению  происходит на основе и при помощи ситуаций.

        Любому  учителю  известно, когда получив задание: «Выскажитесь в ситуации «У кассы», ученик молчит, хотя ситуация обладает стимулирующей силой. Поэтому, давая такое задание, надо расширить тему.  
 
 
 
 

        Например, обыгрывая  покупку билетов, можно изобразить ситуацию о наличии или отсутствии последних.

        А как можно отнестись  к словам «У кассы»? Когда люди общаются у кассы (в кино, на вокзале), могут возникнуть разные ситуации.

        Ситуация динамична, меняется вместе с речевыми действиями, в зависимости от них. Каждая реплика  продвигает ситуацию. Ситуация выступает  как условие формирования речевых навыков. Ситуативность признается просто необходимой в процессе обучения говорению.

        При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения нелегко. Возникающие  сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую  содержательную задачу, во-вторых, они с очень большой вероятностью реализуются на родном языке. В процессе обучения ученик  боится ошибок. Главное заключается в том, как исправлять. Наиболее приемлемо не одергивать фразами, типа «Время!» «Артикль!», а переспросить и тактично подсказать правильный вариант, не нарушая процесса общения.

        Для создания  ситуаций общения могут, например, использоваться рисунки. Задание может включать в себя описание картинки с параллельным ввдением каких-либо новых слов и выражений и с их закреплением на наглядном примере.

        Для закрепления  новой лексики могут быть предложены тексты с пропущенными в них словами. Задание: найти подходящие по смыслу слова и вставить их в нужные места  в текст.

        Расширить лексический  запас можно с помощью заучивания наизусть отрывков текстов с предварительным переводом.  
 
 
 
 

         При трудностях  с запоминанием, рекомендуется схематически зарисовывать значками каждое предложение. Это позволяет развить ассоциативное мышление и при пересказе текста появляется возможность к импровизации. Такой метод позволяет учащимся наглядно видеть структуру своего высказывания и последовательно выстраивать все фразы в свое речи.

        При обучении говорению  рекомендованы следующие виды работы: индивидуальная, парная, групповая, хоровая или коллективная.

        В последние годы хоровая работа стала очень популярной, что объясняется необходимостью увеличить время говорения учеников на уроке.

        Хор уместен отработке нового звука, усвоении интонации. Но даже в самом лучшем виде хор обеспечивает не говорение, а проговаривание единиц речи. 
 
 

        4. Формирование речевых  навыков у учащихся.

        4.1. Условно-речевые упражнения как средство формирования речевых навыков

        Прежде чем приступить к изложению методики формирования грамматических и лексических навыков, необходимо рассмотреть два общих вопроса, касающихся работы на данном этапе. Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения. 
 
 
 
 

        Эти упражнения должны отвечать определенным требованиям, вытекающим из принципов коммуникативного метода.

        Такая работа происходит в условно-речевых упражнениях, о которых будет кратко рассказано дальше. Они принципиально отличаются от любого вида тренировочных упражнений, поскольку моделируют то, что имеет место в реальном речевом общении.

        В любой фразе, звучащей в процессе общения, заложен определенный логический контекст, который может быть вскрыт репликами лишь определенного содержания. Если, например, вы услышите от собеседника: «Ну, не хочу туда ехать, и все!», то наверняка  не захотите его удивить фразой:  «А у меня пропала собака», скорее всего, вы прореагируете: «А куда же вам нужно ехать?» и т.п.

        Конечно, диапазон логического  контекста любой фразы довольно широк. Однако и то же высказывание в силу многих обстоятельств может  вызвать разные реакции (реплики). Но упражнение можно специально организовать так, чтобы в реплике содержалась как раз та форма, которую необходимо автоматизировать. Иначе говоря, логический контекст должен вскрывать в одном нужном для автоматизации речевой единицы направлении. Для этого стоит лишь изменить форму привычной установки в упражнениях, установки типа: «Образуйте форму повелительного наклонения», «Поставьте следующие предложения в прошедшем времени», «Заполните пропуски словами по смыслу» и т.п. Ведь говорящий никогда не ставит перед собой подобных задач.  Он, возможно, захочет побудить собеседника к действию и тогда употребит повелительное наклонение; захочет  осведомиться, не происходило ли действие в прошлом, и для этого поставит глагол в прошедшем времени т.д. 
 
 

Информация о работе Обучение иностранному языку в школе