Формирование социо-культурной компетенции при обучении аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку

Автор: a*******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы:
- выявить трудности восприятия звучащей речи на среднем этапе изучения иностранного языка;
- изучить индивидуально-возрастные особенности слушания учащихся на среднем этапе;
- определить систему упражнений для обучения аудированию.
Исходя из целей, мы поставили следующие задачи:
- раскрытие процесса аудирования, а именно его функции, задачи;
- выявление трудностей, влияющих на понимание иноязычной речи;
- разработка путей повышения эффективности обучения аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка;
- анализ собственного опыта обучения аудированию во время прохождения педагогической практики в школе.

Содержание

Введение ...................................................................................................................................3
Глава I. Аудирование как вид речевой деятельности ..................................................6
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности........................6
1.2 Лингвопсихологическая характеристика аудирования
как вида речевой деятельности ...................................................................................12
1.3 Трудности восприятия звучащей речи на иностранном языке ...................17
Глава II. Организация учебного процесса при обучении аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка ...............................................................20
2.1 Индивидуально-возрастные особенности слушания .....................................20
2.2Аудирование как цель и средство обучения.......................................................25
2.3 Система упражнений для обучения аудированию ..........................................31
Заключение ............................................................................................................................42
Список литературы .....................................................................

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО "Набережночелнинский государственный  педагогический

институт"

Факультет иностранных языков

Кафедра романно-германских языков и методик  их преподавания 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  социо-культурной компетенции  при обучении аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050303

"Иностранный  язык" 

Рекомендуется к защите

Научный руководитель

"__" _____________ 2011 г.                                                                                  Р.Й. Мухтарова 

Допускается к защите

Зав. кафедрой РГЯ и МП

к.ф.н., доцент

"__" _____________ 2011 г.                                                                                   Г.М. Полькина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение ...................................................................................................................................3

Глава I. Аудирование как вид речевой деятельности ..................................................6

    1.1 Характеристика  аудирования как вида речевой  деятельности........................6

    1.2 Лингвопсихологическая  характеристика аудирования 

    как вида речевой деятельности ...................................................................................12

    1.3 Трудности  восприятия звучащей речи на  иностранном языке ...................17

Глава II. Организация учебного процесса при обучении аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка ...............................................................20

    2.1 Индивидуально-возрастные  особенности слушания .....................................20

    2.2Аудирование как цель и средство обучения.......................................................25

    2.3 Система  упражнений для обучения аудированию ..........................................31

Заключение ............................................................................................................................42

Список  литературы ..................................................................................................................

Приложение………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Проблема  аудирования и в частности  вопрос существования факторов, определяющих успешность аудирования и его роли в процессе обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из актуальных. Это объясняется возрастающим интересом к изучению иностранных языков. Из года в год появляются разнообразные совершенно новые методики обучения иностранным языкам, в которых по-разному уделяется внимание аудированию.

    Следовательно, напрашивается вопрос. Что такое  аудирование? Какое место оно  должно занимать в системе образования  и какую роль играть в процессе обучения иностранным языкам? Таким  образом, объектом нашего исследования является процесс аудирования, предмет – обучение аудированию как виду речевой деятельности на среднем этапе изучения иностранного языка.

    Термин  «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Аудирование - это не только слушание, но также это понятие включает процесс восприятия и понимание звучащей речи. Раньше аудирование не выделялось из обучения устной речи, поскольку говорению нельзя научить без умения понимать речь на слух. В последние годы аудирование выделяется как отдельный самостоятельный вид деятельности. Известно, что знание и владение иностранным языком предполагает не только знание теоретических основ языка и умение высказываться на языке, но и понимание высказываний других. До сих пор умения аудирования еще недостаточно развиты у учащихся средней школы, поскольку работа над ним носит эпизодический характер, т.к. учитель уделяет недостаточно времени этому виду речевой деятельности, что наблюдалось во время прохождения школьной педагогической практики. Стоит отметить, что аудирование проводится лишь на речевых сообщениях, предъявляемых учителем в той форме, которая для того или иного класса является приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях обучения.

    Между тем, аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность обучения на иностранном языке. Поскольку речевое общение процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке учащихся. Несформированность аудитивных навыков часто является причиной нарушения общения. Высказывания учащихся о том, что они порой не понимают обращенных к ним вопросов, реплик, подтверждают тот факт, что пониманию речи на иностранном языке нужно обучать специально.

    Нельзя  не упомянуть то, что процесс аудирования включает фазу прогнозирования. Характер прогнозирования и понимания определяются уровнем владения языком и, соответственно, уровнем развития речевого слуха на данном этапе, аудиторским опытом, информированностью в теме аудируемого текста. Все эти компоненты аудирования позволяют человеку актуализировать слуховые образы языкового явления, тем самым обеспечить правильное прогнозирование и последующее смыслообразование.

    Отсюда  очевидным является то, что при  недостаточной сформированности этих компонентов процесс аудирования протекает с большими трудностями. Нельзя забывать, что рациональное обучение аудированию как виду речевой деятельности предполагает учет лингвистических и психологических трудностей овладения этим видом умения, к таким лингвистическим трудностям относятся фонетические, лексические, грамматические, стилистические трудности; к психическим - трудности аудирования различных видов речи (механическая, живая речь), тембр, темп речи говорящего.

    Вследствие  этого необходимо учитывать все  вышеуказанные трудности дабы процесс слушания был приятный и дал положительный результат.

    Поэтому, осознавая всю важность этой проблемы, темой дипломной работы было выбрано: «Обучение аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка в школе».

    Цель  данной работы:

- выявить трудности восприятия  звучащей речи на среднем этапе  изучения иностранного языка;

- изучить индивидуально-возрастные  особенности слушания учащихся  на среднем этапе;

- определить систему упражнений  для обучения аудированию.

Исходя  из целей, мы поставили следующие задачи:

- раскрытие процесса аудирования,  а именно его функции, задачи;

- выявление трудностей, влияющих  на понимание иноязычной речи;

- разработка путей повышения эффективности  обучения аудированию на среднем  этапе изучения иностранного языка;

- анализ собственного опыта обучения  аудированию во время прохождения  педагогической практики в школе.

    Для написания данной работы использовались следующие методы исследования:

- практические;

- поисковые;

- анализа и обобщения;

- наблюдения  за педагогическим процессом во время прохождения школьной практики.

    Научить учащихся понимать звучащую речь –  одна из важнейших целей обучения. Аудирование является важнейшим  средством обучения иностранному языку.

    При написании данной работы использовалась следующая литература: Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2004. Данное издание помогло при исследовании выбранной мною темы, а в частности такого вопроса, как: «Трудности восприятия звучащей речи на иностранном языке». Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2000. В данном учебном пособии приведены цели обучения аудированию. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1992. Данное издание послужило источником для освещения темы «Система упражнений для обучения аудированию». Автор не только привел примеры упражнений, но и дал ценные указания для их правильного применения при работе над аудированием, чем я успешно воспользовалась на практике применительно к теме урока и дополнила ее своей собственной системой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    1. Аудирование как  вид речевой деятельности

1.1 Характеристика аудирования  как вида речевой  деятельности

    Как известно, смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнемической  деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

    На  наш взгляд, характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие - процесс выделения и усвоения информативных различительных признаков (т. е. формирование образа) и узнавание - опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

    Нужно обратить внимание на то, что в работах  отдельных авторов подчеркивается тесная взаимосвязь процессов формирования и опознавания, т. е. восприятия и узнавания.

    Анализируя  особенности опознавания психологи  указывают на то, что в большинстве  случаев оно не имеет характер развернутого сознательного действия; если такое действие возможно, то оно наблюдается лишь на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалами процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не состоялось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развёрнутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных (сукцессионных) действий.

    Очевидным является то, что, воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.

    Мы  считаем, что значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затруднённых условиях (имеется  в виду эксперименты с применением  внутренних помех) она даёт возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать.

Информация о работе Формирование социо-культурной компетенции при обучении аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку