Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие аудирования как вид речевой деятельности;
проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
определить алгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
рассмотреть принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
разработать план урока с использованием видеофильма.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.45 Кб (Скачать)

     Введение 

     Одним из самых популярных и востребованных языков во всей Европе можно по праву  назвать английский. Этот язык на данный момент является официальным языком представительства Европейского Союза, а также достаточно часто используется для ведения различного рода переговоров  на самом высоком уровне. Именно знание английского языка является единственным средством для коммуникации между представителями разных стран и национальностей.  По этим причинам таким важным вопросом для любого современного человека, который понимает, что без знания английского языка в современном мире, нельзя достичь ничего, и является изучение данного языка.

     В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько  точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Речевое общение – двусторонний процесс. Одной из сторон общения наряду со слушанием является аудирование. Проблема обучения аудированию является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. Несформированность аудитивных навыков является частой причиной нарушения общения.

     Одним из наиболее эффективных средств  формирования навыков аудирования у учащихся является использование видеоматериалов. Несмотря на их активное использование в учебном процессе на уроках иностранного языка, их разнообразие, методика работы с видеоматериалами еще недостаточно разработана. Вопросы использования фильмов в процессе обучения аудированию в средней школе требуют более пристального внимания и методической разработки. Вышеизложенное определило актуальность данного исследования.

     Цель  исследования – выявить и теоретически обосновать эффективность использования видеофильма при обучении аудированию, описать особенности обучения аудированию на английском языке с опорой на видеоматериалы  на среднем этапе средней школы.

     Объект  исследования – учебная деятельность с использованием видеоматериалов (процесс аудирования с опорой на видеофильм).

     Предметом исследования является использование видеофильма на английском языке и комплекса дидактических материалов, обеспечивающих формирование навыков аудирования.

     Исходя  из поставленной цели, объекта, предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • рассмотреть понятие аудирования как вид речевой деятельности;
  • проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
  • определить алгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
  • рассмотреть принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
  • разработать план урока с использованием видеофильма.

     Данная  работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

 

     Глава 1. Теоретические  основы обучения аудированию 

     1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 

     Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности, поскольку процессы аудирования в реальном общении необратимы и практически не поддаются анализу и фиксации. То, что уже сказано, безвозвратно «улетает», новая информация сменяет старую, не хватает времени на обдумывание поступающей информации, в связи с чем понимания часто не достигается и процесс общения может быть сведен на нет.

     Термин «аудирование» был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методистов, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

     Аудирование – это деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи (ср.: слушание как акустическое восприятие звукоряда). Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), в результате чего происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись (т. е. наступает смысловое понимание).

     Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. И аудирование, и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные виды речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют две стороны единого явления, называемого устной речью.

     Отличительные особенности аудирования как вида речевой деятельности были вычленены И.А. Зимней:

     1. По характеру речевого общения аудирование также как и говорение относится к видам речевой деятельности, реализующим устное непосредственное общение (хотя информация может передаваться техническими устройствами).

     2. По своей роли в процессе  общения аудирование является реактивным видом речевой деятельности, так же как и чтение.

     3. По направленности на прием  или выдачу информации (речевого  сообщения) аудирование является рецептивным видом речевой деятельности (в отличие от говорения и письма).

     4. Основная форма протекания аудирования − внутренняя. Основой внутреннего механизма аудирования являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание и сличение языковых средств, их идентификация, антиципация, группировка, удержание в памяти, умозаключение − то есть воссоздание чужой мысли и адекватная на нее реакция. Следовательно, предметом аудирования является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию.

     5. Продуктом же аудирования является умозаключение, а результатом − понимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведение − речевое или неречевое. Можно вербально отреагировать на услышанное, принять к сведению воспринятую информацию и хранить ее в памяти, пока она не понадобится, можно отреагировать на принятую информацию адекватным объективным поведением. [17, 15]

     В процессе аудирования как акта общения говорящий стремится реализовать свое коммуникативное намерение, то есть убедить в чем-то слушателя, воздействовать на него определенным образом, побудить совершать или не совершать то или иное действие.

     Аудирование должно стать предметом пристального внимания преподавателя, которому необходимо использовать на занятии специальные задания, направленные на формирование и развитие этого важного вида речевой деятельности.

     Аудированию до последнего времени не уделялось достаточно внимания. Н.И. Гез так определяет первую причину: «аудирование до сих пор рассматривалось как побочный продукт говорения, соответственно работа над ним носит эпизодический характер и подводится на речевых сообщениях, предъявленных учителем в такой форме, которая для того или иного класса является наиболее приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях». [9, 35] Н.В. Елухина также считает, что одной из причин недостаточного внимания к аудированию со стороны методистов и преподавателей является тот факт, что до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Существовала точка зрения, что, если при обучении устной речи преподаватель сосредоточит все усилия на говорении и обеспечит владение этим умением, то понимать речь учащиеся научатся стихийно, без специального целенаправленного обучения. [13, 28] Неправильность этой точки зрения, доказана как теорией, так и практикой. Второй причиной является слабая осведомленность учителей о психологических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях восприятия, этапах работы с аудиотекстами.

     Кандидат педагогических наук Н.И. Гез также отмечает, что формирование и опознание образов носят фазовый характер и хотя у отдельных авторов имеются расхождения в наименовании и в определении последовательности этих фаз, во всех работах подчеркивается тесная взаимосвязь процессов формирования и опознавания, т.е. восприятия и узнавания [9, 35]

     Анализируя  особенности опознавания, психологи  указывают на то, что в большинстве  случаев оно не имеет характер развернутого сознательного действия; если такое действие и возможно, то оно наблюдается лишь на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалом процесс опознавания  меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не состоялось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развернутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных действий.

     Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.

     Значение  внутренней речи для понимания очень  велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с  применением внутренних помех) она  дает возможность воспринимать речевые  сообщения, прогнозировать и обобщать.

     Внутренняя  речь – основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутой ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением речедвигательного слухового и зрительного анализаторов в единую систему. Это, в свою очередь, влияет на восприятие и понимание речи.

     На  всех этапах обучения аудированию следует учитывать психологические особенности детей.

     В средних классах школы учатся дети 11-15 лет, то есть дети подросткового  возраста.

     Младший подростковый возраст характеризуется  возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов, и удовлетворить эти интересы помогут разнообразные тексты, фильмы, используемые на уроках английского языка.

       Восприятие становится избирательной,  целенаправленной, аналитико-синтетической  деятельностью. Качественно улучшаются  все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность,  возможность распределения и  переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память  внутренне опосредствована логическими  операциями; запоминание и воспроизведение  приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность  и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности. [19, 235]

     Все перечисленные изменения в познавательных процессах способствуют повышению  эффективности использования на уроках упражнений, направленных на развитие аудитивных навыков.

     Через обсуждение проблем, представленных в упражнениях на развитие навыков аудирования, формируются личностные смыслы жизни. Ведь именно в этот период происходит формирование нравственных ценностей, жизненных перспектив, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

     Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция  своих поступков, умение учитывать  чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. 
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, потребность учащихся-подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Творческие задания приучают учащихся выступать на публике, не бояться выражать свое мнение на иностранном языке, способствуют повышению самооценки.

Информация о работе Обучение аудированию на среднем этапе в средней школе