Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:04, реферат
Семья имеет большое значение в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Этапы формирования семейного права……………………...4
1.Историческое развитие русского семейного права……....4
1.1.История семейного права Древней Руси………………4-7
1.2. История семейного права до московского периода…7-9
1.3 Римская семья……………………………………………9-14
Глава 2…………………………………………………………………….15
2. Российское семейное право на современном этапе…….15-17
Вывод………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Этапы формирования семейного права……………………...4
1.Историческое развитие русского семейного права……....4
1.1.История семейного права Древней Руси………………4-7
1.2. История семейного права до московского периода…7-9
1.3 Римская семья……………………………………………9-14
Глава 2…………………………………………………………………….15
2. Российское семейное право на современном этапе…….15-17
Вывод…………………………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………19
Введение
Семья имеет большое значение в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Глава 1.
1.
Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.
1.1
Принятие
Русью христианства, ставшего официальной
религией, заменившей язычество, было
важнейшим историческим событием. Христианство
было взято из Византии, чьей метрополией
стала русская церковь. Поэтому
в России были введены византийские
нормы брачно-семейного права. Главным
сборником законов стала
Принятие
христианства означало не только подчинение
русской церкви византийскому патриарху
и распространение
которых
решались острые социальные проблемы,
привели к тому, что принципы христианского
учения получали необоснованно расширительное
толкование, а где-то игнорировались или
замалчивались. Русская церковь с самого
начала встала на путь распространения
и пропаганды не христианского учения
о браке, а византийских норм права, которые
противоречили канонам христианства.
Трудно сказать, что было основополагающей
причиной подобной позиции Руси, но несомненно,
что на момент принятия христианства авторитет
византийской церкви имел мировое значение;
для Руси это был вопрос престижа, потому
она и согласилась стать одной из метрополий
византийской церкви. Учредив в 1589 г. патриаршество,
Россия освобождается от подчинения Византии,
которое и раньше во многом носило номинальный
характер, но не освобождается от норм
канонического права: издавая в XVII в. печатный
вариант Кормчей книги, русская церковь
документально подтверждает приверженность
византийскому законодательству.
Сложный путь утверждения христианских
представлений о браке и отношений, из
них вытекающих, создал конфликт между
церковью и подданными. Строгая и довольно
ограниченная система брачных отношений,
включающая в себя и основания для прекращения
брака, вызывала резкое неприятие у православных
христиан. Требуемые церковью условия
и порядок заключения брака и прекращения
супружества, принципы функционирования
семьи часто нарушались. Церковь отождествляла
свои установления с верностью христианству.
Поэтому, создавалась ложная ситуация,
когда церковь и миряне боролись между
собой не за христианские идеи, а за приоритет
своих прав и утверждение своей власти.
В течение трех веков происходил процесс
создания светского права, которое постепенно
вытесняло византийское законодательство
и русское церковное право. Несмотря на
авторитет византийского законодательства,
постепенно брачно-семейные дела перешли
в двойное подчинение, и нормы
византийского
права стали противоречить
Нормы русского семейного права проводились
в жизнь церковью.
Отношения
между родителями и детьми в Древней
Руси, как и всюду в этот период,
строились на отцовской власти. Законность
происхождения в
Однако такое различие основано, по нашему
мнению, на понимании прелюбодеяния как
вины только перед другим мужчиной, существовавшем
в то время. Рождение Святополком сына
от незамужней женщины, низшей по положению,
не противоречило представлениям той
эпохи. Связь же с замужней женщиной, равной,
а кроме того, женой собственного брата,
считалась
не только аморальной, но и приравнивалась
к кровосмешению.
С принятием христианства постепенно
начинает придаваться значение только
законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось
узаконение внебрачных детей даже в случае
брака родителей. Дети не состояли в правовой
связи с отцом и признавались только родственниками
своей матери.
Родительская власть на Руси была весьма
сильна, хотя права жизни и смерти над
детьми родители, по-видимому, формально
никогда не имели, однако убийство детей
не рассматривалось в качестве серьезного
преступления. По Уложению 1648 г. за убийство
ребенка отец приговаривался к году тюремного
заключения и церковному покаянию. Дети
же, убившие своих родителей, подвергались
смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось
самим отцом с помощью домашних наказаний.
Домострой рекомендует в этом случае «биение
жезлом и сокрушение ребер». Государство
принципиально в эти отношения не вмешивалось.
Жаловаться на родителей дети не могли.
За одну только попытку подать жалобу
Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом
нещадно».
Родители могли обратиться для наказания
детей и к публичным властям. Дело при
этом по существу не рассматривалось,
и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно
было одной только жалобы родителей, чтобы
приговорить детей к порке кнутом.
1.2
Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение.
До московского
периода замужние женщины пользовались
относительной свободой, затем наступила
так называемая эпоха терема, когда
женщины из верхних слоев общества
не общались практически ни с кем,
кроме ближайших родственников.
К. Неволин считал, что в России муж никогда
не имел формального права убить жену,
насильно постричь в монахини или продать
в холопство, а многочисленные случаи,
описанные в летописях, он относил к злоупотреблению
правом. Тем не менее все эти явления имели
место. За убийство жены муж подвергался
легкому наказанию, а жена, убившая мужа,
живой закапывалась в землю. Муж мог заложить
жену, предоставив залогодержателю право
пользоваться предметом залога. Основой
отношений между мужем, женой и детьми
является власть мужа и отца.
Семья в тот период напоминает маленькое
государство со своим главой и собственной
публичной властью. Она является социальной
организацией, «внутри которой действуют...
начала социально организованного строя,
как и в государстве». Права власти, принадлежащие
главе семьи, осуществлялись с помощью
непосредственного принуждения без помощи
иска или обращения к публичным властям.
Домострой подробно наставляет мужа, как
можно и как нельзя бить жену.
Частное право в России в этот ранний период
еще не выделилось как таковое, и говорить
об отнесении семейного права, основанного
на таких началах, к частному или публичному
невозможно. Однако семейное право и семейный
уклад России той эпохи отличались от
семейного права и семейного уклада Западной
Европы и особенно Древнего Рима. И в России,
и в Западной Европе семья функционировала
как публичная организация, а власть домовладыки
практически ничем не ограничивалась
римским законам она была даже строже,
чем в России: в Риме домовладыка имел
над женой и детьми право жизни и смерти.
Но весь строй общественной жизни в Риме
и в
Западной Европе, а также господствующее правосознание приводили к тому, что эти законы почти не применялись.
1.3
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.1 По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.