Формирование социо-культурной компетенции при обучении аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку

Автор: a*******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы:
- выявить трудности восприятия звучащей речи на среднем этапе изучения иностранного языка;
- изучить индивидуально-возрастные особенности слушания учащихся на среднем этапе;
- определить систему упражнений для обучения аудированию.
Исходя из целей, мы поставили следующие задачи:
- раскрытие процесса аудирования, а именно его функции, задачи;
- выявление трудностей, влияющих на понимание иноязычной речи;
- разработка путей повышения эффективности обучения аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка;
- анализ собственного опыта обучения аудированию во время прохождения педагогической практики в школе.

Содержание

Введение ...................................................................................................................................3
Глава I. Аудирование как вид речевой деятельности ..................................................6
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности........................6
1.2 Лингвопсихологическая характеристика аудирования
как вида речевой деятельности ...................................................................................12
1.3 Трудности восприятия звучащей речи на иностранном языке ...................17
Глава II. Организация учебного процесса при обучении аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка ...............................................................20
2.1 Индивидуально-возрастные особенности слушания .....................................20
2.2Аудирование как цель и средство обучения.......................................................25
2.3 Система упражнений для обучения аудированию ..........................................31
Заключение ............................................................................................................................42
Список литературы .....................................................................

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

    6. Определите количество слогов  в услышанных словах. Например: Sehenswürdigkeit (sehens-wür-dig-keit)

    7. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах. Например: überqueren (долгих-1, кратких-3)

    8. Найдите и выделите в ряду  написанных слов услышанное слово.  Например: Bar, war, gar, Haar.

    9. Прослушайте предложения и скажите,  сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.

Упражнения  на преодоление грамматических трудностей

    1. Прослушайте предложение и назовите  подлежащее (сказуемое). Например: Die Stadt hat viele Sehenswürdigkeiten.

    2. Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже произошло (происходит, будет происходить ). Например: Am Sommer haben die Kinder gebadet. Die Kinder baden. Die Kinder werden baden.

    3. Прослушайте предложение и скажите,  сколько в нем членов предложения.  Например: Die Kinder gehen die Strasse entlang.

    4. Повторяйте за диктором предложение. (Предложение постепенно удлиняется.)

    5. Прослушайте предложения и укажите  границу между главным и придаточным  предложениями. Например: Die Kinder überqueren die Straβe, denn die Verkehrsampel ist grün.

    6. Прослушайте пары сходных предложений  и установите, чем они отличаются  друг от друга. Например: Die Kinder überqueren die Strasse. Die Kinder sind die Straβe überquert.

    7. Прослушайте и воспроизведите  предложения с одной и той  же грамматической структурой.

    8. Повторяйте вслед за диктором  или записывайте предложения  с чередующимися в них двумя  грамматическими структурами.

    9. Напишите грамматический диктант. 

    10. Прослушайте текст, в котором  нечетко произносятся грамматические  формы (неправильные глаголы, окончания и другие показатели грамматической формы), и восстановите недослышанное.

    11. Прослушайте предложения и попытайтесь  догадаться по контексту о  значении неизвестных слов в  известной грамматической форме. 

    Упражнения  на преодоление лексических трудностей

    1. Прослушайте предложение и определите  значение нового слова по контексту  (словообразовательным элементам,  на основе знания одного из  значений, по этимологии, звукоподражательным  элементам).

    2. Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения, выраженные незнакомыми словами.

    3. Прослушайте омонимы в предложениях  и определите их значения. Например: überqueren – I. zu D – переходить к чему-либо; II. проходить мимо.

    4. Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения. Например: die Verkehrsampel; das Signal.

    5. Прослушайте предложения, которые  отличаются друг от друга только  одним новым словом в одной  и той же позиции. 

    6. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух.

    7. В списке русских слов отметьте  очередность воспринятых на слух  иноязычных эквивалентов.

    8. Определите на слух предложения  на родном языке (предложения  записаны на карточке или доске), которые являются полным и  точным (неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим переводу предложения, произносимого диктором.

    9. Прослушайте предложения на иностранном  языке, укажите лексические ошибки, допущенные в процесс е их  перевода на русский язык. (Текст  русских предложений предлагается на карточке или на доске.)

    10. Прослушайте предложения, произнесенные  диктором в быстром темпе, и  переведите их на родной язык. При повторном (таком же быстром  или более медленном) прослушивании  исправьте ошибки в переводе.

    11. Отметьте в списке синонимы или антонимы слов, которые вы услышали в произнесенных диктором предложениях.

    12. Отметьте в списке слова, которые  прозвучали в словосочетаниях,  употребляемых в связных и  цельных предложениях.

    13. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена собственные.

    14. Запишите прослушанные цифры  (номера телефона, даты).

    Упражнения  на обучение восприятию речевого потока

    1. После двукратного прослушивания  группы предложений укажите предложение,  пропущенное диктором при повторном чтении.

    2. Из ряда предложений выделите  то, которое не соответствует  теме.

    3. В процессе прослушивания предложений  отметьте на карточках последовательность  их произнесения диктором. (Предложения  записаны в карточках в ином  порядке.)

    4. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке и в звукозаписи, укажите различия.

    5. Прослушайте фрагмент текста, расположите  в нужном порядке пункты плана  (пересказа) текста.

    6. Отметьте в списке средства  связности, использованные в прослушанном  тексте.

    7. Отметьте в списке названные  в тексте цифры. 

    8. Отметьте в списке имена собственные,  названные в тексте диктором.

    9. Запишите названные в тексте  слова и словосочетания, относящиеся  к изучаемой теме.

    10. Прослушайте два фрагмента по  одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

    11. Прослушайте фрагмент текста  и запишите ключевые слова. 

    12. Прослушайте фрагмент текста  еще раз и перескажите его,  используя записанные ранее ключевые  слова. 

    13. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

    14. Прослушайте фрагмент текста  и найдите в нем ответы на  поставленные вопросы. 

    15. Прослушайте фрагмент текста  и определите правильный вариант  ответа на вопрос. ( Приводятся 5 вариантов.).

    16. Прослушайте текст, а затем  при повторном предъявлении (в  определенный момент звук выключается)  сами воспроизведите оставшуюся  часть текста.

    Упражнения  на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления

    1. Прослушайте две логически связанные  между собой фразы и повторите  их.

    2. Прослушайте речевые образцы  и покажите соответствующие им  иллюстрации. 

    3. Прослушайте предложения и организуйте  их в логической последовательности.

    4. Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.

    5. Заучите наизусть диалог, повторяя  за диктором реплики. (Реплики  постепенно удлиняются.)

    6. Повторяйте вслед за диктором  предложения с добавленными новыми  словами в разных позициях (в  конце, в середине предложения).

    7. Повторяйте вслед за диктором  разные предложения с одним  и тем же словом или с  одной и той же грамматической  структурой.

Речевые упражнения

    1. Прослушайте тексты, различные по  содержанию, в нормальном темпе  с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы.

    2. Прослушайте начало рассказа  и постарайтесь догадаться о  том, что произошло дальше.

    3. Прослушайте рассказ и перескажите  ту его часть, которая является  описанием данного рисунка.

    4. Прослушайте два рассказа и  скажите, что в них общего  и разного. 

    5. Прослушайте текст и подберите  к нему заглавие.

    6. Прослушайте текст и расположите  пункты плана в нужном порядке. 

    7. Прослушайте текст и определите  его тип (сообщение, описание, повествование. рассуждение).

    Приведем  сравнительную характеристику подготовительных и речевых упражнений для обучения аудированию.

Сравнительная характеристика подготовительных и речевых упражнений для обучения аудированию 

Характерные особенности упражнений Подготовительные  упражнения Речевые упражнения
направленность  мыслительной деятельности преимущественно на форму преимущественно на содержание  
темпоральная  характеристика   восприятия темп несколько  замедленный за    

счет увеличения пауз между смысловыми кусками    

темп нормальный  
опоры восприятия   преимущественно формальные   (ключевые слова, план, реалии)   преимущественно содержательные

(картина,  фильм, заголовки т. д.)  

смысловое содержание и структура воспринимаемых сообщений   уровень слов, синтагм, фраз и   сверхфразовых  единств (смысловых кусков) уровень связного сообщения:

а) композиция простая, подтекст открытый;  

б) композиция усложненная, подтекст отклоняющийся  

условия восприятия   облегченные  за счет:

а) наличия формальных опор,  

б) количества предъявлений  в) изолированного решения     одной-двух сложностей  

восприятие  в условиях, имитирующих естественное речевое общение, в частности:  

а) комплексное  решение трудностей восприятия;  

б) сочетание  диалога, монолога и диалого-монологических сообщений;  

в) использование  контактной и дистантной речи

 

Последовательность  работы с текстом  при обучении аудированию.

    Лингафонная система позволяет обучать аудированию  связного текста на основе дифференцированного подхода и индивидуализации учебной деятельности обучаемых. Дифференцированные задания к одному и тому же аудиотексту пишутся на карточках и раздаются всем учащимся. Каждое задание состоит из четкой инструкции, программы его выполнения и сопутствующих подсказок. На выполнение любого из заданий отводится одинаковое для всех время. Работа с текстом состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.

    Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста.

    На  этом этапе используются следующие  виды работы:

    1. Введение новых слов, их объяснение, иллюстрация примерами.

    2. Контроль понимания новых слов  в предложениях из аудиотекста  с использованием визуальной  наглядности. 

    3. Отработка техники чтения на  материале наиболее трудных в  звуковом предъявлении предложений  из аудиотекста (звуко-буквенное  соответствие, произношение, ударение, интонация, членение текста, смысловое выделение и т. п.).

    4. Работа с наиболее сложными  грамматическими структурами в  предложениях из текста, их узнавание,  дифференцировка, установление взаимо-действия  исходной формы (например, инфинитива) с актуальной в конкретном предложении (видо-временная форма, спряжение глагола).

    5. Тематическая группировка слов  из аудиотекста; слова даются  в списке или предложениях.

    6. Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).

    7. Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных  и разделительных) к наиболее  сложным в языковом отношении  предложениям аудиотекста. 

Информация о работе Формирование социо-культурной компетенции при обучении аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку