Автор: a*******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 21:31, дипломная работа
Цель данной работы:
- выявить трудности восприятия звучащей речи на среднем этапе изучения иностранного языка;
- изучить индивидуально-возрастные особенности слушания учащихся на среднем этапе;
- определить систему упражнений для обучения аудированию.
Исходя из целей, мы поставили следующие задачи:
- раскрытие процесса аудирования, а именно его функции, задачи;
- выявление трудностей, влияющих на понимание иноязычной речи;
- разработка путей повышения эффективности обучения аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка;
- анализ собственного опыта обучения аудированию во время прохождения педагогической практики в школе.
Введение ...................................................................................................................................3
Глава I. Аудирование как вид речевой деятельности ..................................................6
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности........................6
1.2 Лингвопсихологическая характеристика аудирования
как вида речевой деятельности ...................................................................................12
1.3 Трудности восприятия звучащей речи на иностранном языке ...................17
Глава II. Организация учебного процесса при обучении аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка ...............................................................20
2.1 Индивидуально-возрастные особенности слушания .....................................20
2.2Аудирование как цель и средство обучения.......................................................25
2.3 Система упражнений для обучения аудированию ..........................................31
Заключение ............................................................................................................................42
Список литературы .....................................................................
6. Определите количество слогов в услышанных словах. Например: Sehenswürdigkeit (sehens-wür-dig-keit)
7. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах. Например: überqueren (долгих-1, кратких-3)
8.
Найдите и выделите в ряду
написанных слов услышанное
9.
Прослушайте предложения и
Упражнения на преодоление грамматических трудностей
1.
Прослушайте предложение и
2. Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже произошло (происходит, будет происходить ). Например: Am Sommer haben die Kinder gebadet. Die Kinder baden. Die Kinder werden baden.
3.
Прослушайте предложение и
4.
Повторяйте за диктором
5.
Прослушайте предложения и
6.
Прослушайте пары сходных
7. Прослушайте и воспроизведите предложения с одной и той же грамматической структурой.
8. Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с чередующимися в них двумя грамматическими структурами.
9.
Напишите грамматический
10.
Прослушайте текст, в котором
нечетко произносятся
11.
Прослушайте предложения и
Упражнения на преодоление лексических трудностей
1.
Прослушайте предложение и
2.
Прослушайте предложения и
3.
Прослушайте омонимы в
4. Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения. Например: die Verkehrsampel; das Signal.
5.
Прослушайте предложения,
6.
В списке слов отметьте те,
которые вы услышали в
7.
В списке русских слов
8.
Определите на слух
9.
Прослушайте предложения на
10.
Прослушайте предложения,
11. Отметьте в списке синонимы или антонимы слов, которые вы услышали в произнесенных диктором предложениях.
12.
Отметьте в списке слова,
13. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена собственные.
14. Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).
Упражнения на обучение восприятию речевого потока
1.
После двукратного
2. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме.
3.
В процессе прослушивания
4. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке и в звукозаписи, укажите различия.
5. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.
6.
Отметьте в списке средства
связности, использованные в
7. Отметьте в списке названные в тексте цифры.
8.
Отметьте в списке имена
9. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.
10. Прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.
11. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова.
12.
Прослушайте фрагмент текста
еще раз и перескажите его,
используя записанные ранее
13. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.
14. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.
15.
Прослушайте фрагмент текста
и определите правильный
16.
Прослушайте текст, а затем
при повторном предъявлении (в
определенный момент звук
Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления
1.
Прослушайте две логически
2. Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.
3.
Прослушайте предложения и
4. Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.
5. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики. (Реплики постепенно удлиняются.)
6.
Повторяйте вслед за диктором
предложения с добавленными
7. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же словом или с одной и той же грамматической структурой.
Речевые упражнения
1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы.
2. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
3.
Прослушайте рассказ и
4. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.
5. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
6.
Прослушайте текст и
7.
Прослушайте текст и
Приведем сравнительную характеристику подготовительных и речевых упражнений для обучения аудированию.
Сравнительная
характеристика подготовительных
и речевых упражнений
для обучения аудированию
Характерные особенности упражнений | Подготовительные упражнения | Речевые упражнения |
направленность мыслительной деятельности | преимущественно на форму | преимущественно на содержание |
темпоральная характеристика восприятия | темп несколько
замедленный за
счет увеличения пауз между смысловыми кусками |
темп нормальный |
опоры восприятия | преимущественно формальные (ключевые слова, план, реалии) | преимущественно
содержательные
(картина, фильм, заголовки т. д.) |
смысловое содержание и структура воспринимаемых сообщений | уровень слов, синтагм, фраз и сверхфразовых единств (смысловых кусков) | уровень связного
сообщения:
а) композиция простая, подтекст открытый; б) композиция усложненная, подтекст отклоняющийся |
условия восприятия | облегченные
за счет:
а) наличия формальных опор, б) количества предъявлений в) изолированного решения одной-двух сложностей |
восприятие
в условиях, имитирующих естественное
речевое общение, в частности:
а) комплексное решение трудностей восприятия; б) сочетание диалога, монолога и диалого-монологических сообщений; в) использование контактной и дистантной речи |
Последовательность работы с текстом при обучении аудированию.
Лингафонная
система позволяет обучать
Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста.
На этом этапе используются следующие виды работы:
1. Введение новых слов, их объяснение, иллюстрация примерами.
2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
3.
Отработка техники чтения на
материале наиболее трудных в
звуковом предъявлении
4.
Работа с наиболее сложными
грамматическими структурами в
предложениях из текста, их узнавание,
дифференцировка, установление
5. Тематическая группировка слов из аудиотекста; слова даются в списке или предложениях.
6.
Структурная группировка слов (корневые,
производные, сложные,
7.
Постановка всевозможных