Мотивы. Понятие, характеристика и этапы формирования

Автор: Ирина Борисова, 23 Ноября 2010 в 18:15, реферат

Описание работы

Среди множества понятий, используемых в психологии для описания и объяснения побудительных аспектов в поведении человека, наиболее общими и чаще всего применяемыми являются понятия "мотив" и "мотивация". В связи с этим особый интерес представляет всестороннее изучение мотивации как одного из важнейших свойств личности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....3
Мотивы. Понятие, характеристика и виды мотивов…………………….4-11
Этапы формирования мотива …..………………………………………..12-15
Мотивация………………………………………………………………….16-23
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………… …………25-26

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины 

Кафедра психолого-педагогического факультета 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

Тема: «Мотивы. Понятие, характеристика и этапы  формирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………....3

Мотивы. Понятие, характеристика и виды мотивов…………………….4-11

Этапы формирования мотива …..………………………………………..12-15

Мотивация………………………………………………………………….16-23

Заключение…………………………………………………………………24

Список  литературы……………………………………………  …………25-26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В поведении человека одной из важнейших  функциональных составляющих является побуждение. Оно обеспечивает активизацию  и направленность поведения и  связано с понятиями мотива и  мотивации.

    Последние включают в себя представления о  потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

    Среди множества понятий, используемых в психологии для описания и объяснения побудительных аспектов в поведении человека, наиболее общими и чаще всего применяемыми являются понятия "мотив" и "мотивация". В связи с этим особый интерес представляет всестороннее изучение мотивации как одного из важнейших свойств личности.

    Цель  работы: изучить существующие представления  о мотивации деятельности и поведения  личности.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть понятия "мотив" и "мотивация".

    2. Охарактеризовать структуру мотивационной сферы личности.

    3. Дать краткое описание этапов формирования мотивов.

    4. Выявить взаимосвязь мотивации  и деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Мотивы. Понятие, характеристика и виды мотивов 

     Возникшие потребности1 заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями ее деятельности или мотивами.

     Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным  с потребностями, является избирательность  реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает

активность  организма до тех пор, пока соответствующее  состояние нужды

не будет  полностью удовлетворено.

     Количество  и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

     Меньше  всего потребностей у растений, которые  имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

     Второе  после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность2.

     Мотивы  поведения человека и цели поведения  могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.

     Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

     1) с возникновением потребности,  нужды в чем-то, сопровождаемой  эмоциональным беспокойством, неудовлетворением  начинается мотив;

      2) осознание мотива ступенчато: вначале  осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается каким образом, с помощью каких действий, возможно, достичь желаемого;

     3) и реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках3.

     Мотив - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и др. – формах направленности. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Поэтому, прежде чем войти в ряд психологических понятий и закрепиться в языке науки, представление о мотиве неизменно появлялось (под различными названиями) во всех случаях, когда возникал вопрос о причинах человеческого поведения.

     Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения.

      Кратко  охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии4.

      Прежде  всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

      Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

      Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

      Наиболее  ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

      Интересы  являются важнейшей побудительной  силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

      Интерес в динамике своего развития может  превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

      Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

     Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

     Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе  тех факторов - образов, отношений, действий личности, - которые составляют общий строй психической жизни. Его роль в этой жизни заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

     В психологии сложилось следующее  определение мотива:

     Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности5.

     В общем виде мотив есть отражение  потребности, которая действует  как объективная закономерность, объективная необходимость. В качестве мотива могут выступать как упорная  работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста. Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек как минимум должен:

- быть  знаком с успехом (успех - это реализация цели);

- иметь  возможность увидеть себя в  результатах своего труда, реализовать  себя в труде;

- ощущать  свою значимость.

     Можно сказать, что в основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней  человека. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Не всегда деятельность может полностью удовлетворить мотив. В этом случае человек, завершив одну деятельность, начинает другую. Если деятельность занимает, много времени, то в ее процессе мотив может изменяться. Так, когда мы видим хорошие карандаши, краски, у нас возникает желание порисовать ими. Однако через некоторое время это занятие может нам наскучить. Иногда, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность. Например, увлекшись рисованием акварельными красками, человек затем начинает работать маслом. Между развитием мотива и освоением деятельности нередко возникают различные <рассогласования>.

     Порою развитие мотивов опережает формирование деятельности, а порою отстает от него. И то и другое сказывается на результате деятельности.

Информация о работе Мотивы. Понятие, характеристика и этапы формирования