Автор: a*******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 21:31, дипломная работа
Цель данной работы:
- выявить трудности восприятия звучащей речи на среднем этапе изучения иностранного языка;
- изучить индивидуально-возрастные особенности слушания учащихся на среднем этапе;
- определить систему упражнений для обучения аудированию.
Исходя из целей, мы поставили следующие задачи:
- раскрытие процесса аудирования, а именно его функции, задачи;
- выявление трудностей, влияющих на понимание иноязычной речи;
- разработка путей повышения эффективности обучения аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка;
- анализ собственного опыта обучения аудированию во время прохождения педагогической практики в школе.
Введение ...................................................................................................................................3
Глава I. Аудирование как вид речевой деятельности ..................................................6
1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности........................6
1.2 Лингвопсихологическая характеристика аудирования
как вида речевой деятельности ...................................................................................12
1.3 Трудности восприятия звучащей речи на иностранном языке ...................17
Глава II. Организация учебного процесса при обучении аудированию на среднем этапе изучения иностранного языка ...............................................................20
2.1 Индивидуально-возрастные особенности слушания .....................................20
2.2Аудирование как цель и средство обучения.......................................................25
2.3 Система упражнений для обучения аудированию ..........................................31
Заключение ............................................................................................................................42
Список литературы .....................................................................
3)
Определение точности и
Уровень критического понимания связан, как явствует из его названия, с оценкой прослушанного, с комментированием и реферированием, т. е. со всякого рода творческими, проблемными заданиями, предполагающими полное понимание содержания и его соотнесения с языковой формой и ситуацией общения.
Аудирование может быть не только целью обучения, но и средством.
Как средство обучения аудирование применяется также во время введения слов и типовых предложений с последующим повторением и составлением фраз по образцу, в процессе игр средней ступени обучения иностранному языку. При переходе к тексту аудирование помогает обучению
чтению вслух.
Аудирование как вид речевой деятельности является целью обучения живой диалогической и монологической речи, а также речи в звукозаписи. В этом случае возникает необходимость в развитии умения извлекать информацию из звучащего текста. Решению этой задачи может способствовать узнавание воспринимаемых на слух слов с внутренним проговариванием только некоторых из них, наиболее важных для понимания. В психологии такие слова называются опорными. Как раз понимание достигается главным образом путем их выделения и объединения в предложения.
Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что понимание звучащей речи связано со свернутым грамматическим, семантическим и логическим анализом. При диалоге этот анализ происходит в памяти до восприятия последнего. Это непременное условие того, чтобы состоялся синтез всего воспринятого во фразе и чтобы информация была понята.
Цель упражнений в аудировании - развить как можно скорее эту способность.
Необходимо научить учащегося выделять опорные точки информации,
что связано с логическим анализом, с выделением смысловых вех, с пониманием нового и данного. Например, в высказывании Die Schwester von Peter ist gekommen все известно собеседнику, кроме сообщения о том, что приходила сестра Пьера. Это для него новое. В другом высказывании Peter und seine Scwester sind gestern abends gekommen новым будет то, что Пьер с сестрой приходил именно вчера вечером, - место в предложении и падающее на него ударение делают обстоятельство времени центром высказывания. Следовательно, упражнения должны развить у учащихся умение выделять логический предикат
высказывания.
Смеем утверждать, что упражнения начинаются с первого урока, если учитель постепенно вводит выражения классного обихода (приветствия, приказания, вопросы и т. д.). Кроме того, имеются специальные упражнения в аудировании на средней ступени обучения иностранному языку.
Кроме этих специальных упражнений, предусматриваются подготовительные упражнения, имеющие целью:
1. Развитие речевого слуха и формирование прочных звуковых образов.
Например: Прослушайте и повторите несколько пар слов: Paar-Bar, Pein-Bein.
Определите на слух рифмующиеся слова: wir, Bar, Bier, Wein, war, Bein.
Повторите фразы, соблюдая интонацию диктора.
2. Различение интонации.
Например: В каком из диалогов имеются вопросительные предложения, в каком восклицательные?
-
Das ist ja groβartig!
Du bist Lehrerin geworden! - Ihre Eintrittskarte?
Wer
hätte das gedacht!
Ich gratuliere dir zu diesem Vielleicht in Ihrer Handtasche?
erfreulichen
Ereignis!
-
Ich danke dir herzlich.
Natürlich
bin ich mit
meinem neuen Beruf
sehr zufrieden!
Повторите на память фразы с вопросительной интонацией.
3.
Узнавание в микротексте
Например: Прослушайте текст и назовите знакомые слова.
Особенностью
упражнений в аудировании является
необходимость в
при помощи перевода.
Из психологии известно, что понимание основано на семантизации слов, на соотнесение слов с определенным явлением действительности, на основании синтаксических связей слов.
На основе значения слова возникает догадка о смысле контекста. Догадка эта является результатом функционирования механизма вероятностного
прогнозирования.
При аудировании необходимо развивать это умение вероятностного прогнозирования, оно признается основным компонентом мыслительных действии аудитора6.
Умение антиципации необходимо постепенно развивать при обучении аудированию. Н. И. Гез предложены упражнения для развития этого умения. Приводим некоторые из этих упражнений в прогнозировании:
- назовите корневые слова от прослушанных производных;
-прослушайте
вопросы преподавателя и
- прослушайте речевое сообщение, записанное на кассете, заполните пропуски в графическом варианте того же текста;
- прослушайте текст дважды, после второго прослушивания назовите пропущенный смысловой отрезок;
- скажите, о чем может идти речь в тексте со следующими заголовками. Прослушайте текст и проверьте предложение.
Исправление ошибок во время высказывания учащихся в форме диалога или монолога представляет определенные трудности. Если учитель исправляет каждую ошибку, то ответ ученика будет все время прерываться, что нежелательно, в особенности при неподготовленной речи; ответ ученика в этом случае напоминает какие-то обрывки высказывания, что лишает спонтанную речь естественности и коммуникативности. Поэтому ученика следует прерывать только в том случае, если допущены грубые фонетические, лексические или грамматические ошибки, мешающие пониманию высказывания.
Точно так же в процессе устных высказываний не следует требовать, чтобы весь класс записывал допущенные ошибки и исправлял их, так как эта работа заслонит собой основное - понимания высказывания, т. е. нарушит коммуникацию.
Учитель сам должен отмечать в своей тетради ошибки, главным образом
типичные, объяснять их в конце урока, обращаясь к помощи всего класса, и даже предложить упражнения для исправления ошибок.
Ошибки, допущенные в процессе аудирования, также должны быть осознаны учащимися. Это в основном ошибки понимания. Очень важно, чтобы учащийся после осознания ошибки произнес правильный вариант.
Таким образом, следует отметить, что:
1. Аудирование при обучении иностранному языку может выступать как цель и как средство обучения аудированию и другим видам речевой деятельности (говорению, чтению).
Как цель аудирование занимает важное место среди других видов речевой деятельности: оно является наиболее распространенным и доступным видом использования иностранного языка как средства коммуникации.
2.
Рациональное обучение
К
таким лингвистическим
3.
Данные практики
Непонимание лексики отражается на общем понимании, непонимание грамматических явлений - на точности понимания воспринимаемой на слух
речи.
4.
Основными типами упражнений
на формирование умений
5.
Их классификация может быть
проведена: а) по видам речи
(контекстная, ситуативная,
2.3 Система упражнений для обучения аудированию
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее: 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения; 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности области восприятия на слух; 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.
Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Различают упражнения, направленные на:
- преодоление фонетических, грамматических и лексических трудностей;
- обучение восприятию речевого потока;
- развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для обучения аудированию используется система упражнений. В данной работе приводится классификация Е.А. Маслыко.
Упражнения для формирования общих аудитивных навыков.
I. Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия
1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ...
2.
Прослушайте предложения и
3.
Прослушайте предложение и
4. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала наблюдая артикуляцию учителя, затем, не наблюдая ее.
5. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах. Например: Ampel (2 Vokale, 3 Konsonanten), Kirche (2 Vokale, 4 Konsonanten)