Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:50, реферат
Аудирование, трудный для овладения вид речевой деятельности. Он состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания на слух. По характеру общения аудирование относится к устной речи. Оно может быть контактным или дистантным.
По направленности на прием или выдачу информации аудирование как и чтение является рецептивным видом РД.
Форма протекания процесса восприятия внутренняя, невыраженная в отличие от говорения и письма.
Продуктом аудирования является умозаключение, а результатом – понимание воспринятого смыслового содержания и поведение речевое или неречевое.
Важными факторами формирования способности аудирования являются:
-перцептивные и речемоторные предпосылки;
-фактические знания;
-общее умственное развитие;
-знания и умения в родном языке;
-иноязычные знания и умения;
-мотивация.
Аудирование как вид речевой деятельности.
Требования к базовому уровню владения аудированием
Психофизиологические механизмы аудирования
Требования к тексту для аудирования
Трудности аудирования
Процесс обучения аудированию
Средства контроля
Обучение
аудированию.
План.
Аудирование, трудный для овладения вид речевой деятельности. Он состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания на слух. По характеру общения аудирование относится к устной речи. Оно может быть контактным или дистантным.
По направленности на прием или выдачу информации аудирование как и чтение является рецептивным видом РД.
Форма протекания процесса
Продуктом аудирования является умозаключение, а результатом – понимание воспринятого смыслового содержания и поведение речевое или неречевое.
Важными факторами
-перцептивные и речемоторные предпосылки;
-фактические знания;
-общее умственное развитие;
-знания и умения в родном языке;
-иноязычные знания и умения;
-мотивация.
Эти факторы составляют основу
для развития специфических
В методике обучения иностранным языкам
(МОИЯ) вопросами аудирования занимались
Г.В.Рогова, М. В. Ляховицкий, Н. В. Елухина,
М. Л. Вайсбурд.
Требования к базовому уровню владения аудированием
Достижение базового уровня в
области аудирования
-умения понимать литературно-
умения определить тему и цель беседы, ее основное содержание, когда возникают усложнения, обращаться к партнеру с просьбой повторить фразу, высказать мысль по-другому, разговаривать медленнее и выражаться проще;
-умения в условиях
-умения полно и точно
Превышение этого уровня
-умение понимать основное
Психофизиологические
Несмотря на значительное
-первая заключается в том,
что аудирование
-вторая заключается в
Исходя из этого, необходимо
рассмотреть характер
Процесс аудирования
Неопытному аудитору
Одним из важнейших механизмов аудирования является механизм оперативной памяти, задача которого удержать в памяти воспринятые словосочетания в течение времени, необходимого для осмысления фразы или фрагмента текста. Чем лучше развита оперативная память, тем больший объем информации воспринимается.
Важную роль в процессе
Но вышеперечисленные процессы могут иметь место только на базе механизма долговременной памяти. В зависимости от того, существуют ли в нашей долговременной памяти те или иные образцы речи, речевая информация воспринимается как знакомая или незнакомая.
И последний по порядку, но
важнейший по значению
Требования к тексту для аудирования
Для обучения аудированию в средней школе используются аутентичные ( то есть собственно оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий, а не для учебных целей), полуаутентичные и составленные (учебные) тексты, Достоинством аутентичных текстов является то, что они представляют собой образцы реальной коммуникации со всеми свойственными ей характеристиками: перебивы, повторы, исправления, недосказанность, эмоциональность, образность, менее четкая организация в области синтаксиса и др.При обучении аудированию в общеобразовательной школе эти сложности, как правило, непреодолимы.
Менее сложными являются полуаутентичные образцы, т.е. аутентичные по своей природе тексты, однако обработанные и сокращенные. В школе с расширенной сеткой часов, а также в лицеях и гимназиях аутентичные образцы художественной литературы , стихи и песни, интервью, отрывки из кинофильмов и радиопередач должны найти широкое применение.
К более легким можно отнести учебные тексты, составленные авторами УМК или учителем, поскольку в них учитывается речевой опыт конкретного контингента учащихся, а также учебные функции опор и ориентиров. .Как любой текст он имеет свою композицию, структуру и смысловую организацию. В отличие от письменного текста он интонационно оформлен, имеет темп реализации, однократность предъявления и необратимость восприятия, контактность коммуникантов и направленность общения, которые поддерживаются экстралингвистическими средствами.
В средней школе в основном используются 2 вида аудиотекстов – тексты-описания и фабульные тексты-сообщения. В текстах-описаниях представлена совокупность признаков объекта и фактов, объединенных общей темой. Логические связи между отдельными фактами непрочные, допускается их перестановка. Из-за этого в таком тексте не всегда легко выделить главное и второстепенное, и понимание текста зависит, в основном от суммы понятых фактов, которые необходимо запомнить. Текст-описание состоит в основном из простых предложений, иногда с однородными членами. Вариативность синтаксических структур ограничена. В каждом предложении описывается, как правило, один факт.
Определяющим признаком
Основным требованием к
Кроме того, тексты для аудирования должны быть доступными по содержанию и языковому составу. Короткими по длительности звучания, в основном монотематическими.
Материал для аудирования
Профессор Н.Д.Гальскова выделяет три группы текст, отлтчающихся той или иной степенью сложности :
составленные (учебные) и полуаутентичные тексты разговорно-литературного, научно-популярного и художественного стилей в жанре сообщения или фабульного повествования с простым последовательным изложением;
основная идея выражена эксплицитно в начале текста в форме несложного монолога или диалога – сообщение или запрос информации; к
к языковым и структурным особенностям можно отнести известную грамматику, 2-3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту или словообразованию; структура изложения простая с информативным или номинативным заголовком;
аутентичные и полуаутентичные
тексты разговорно-
основная идея выражена в
языковые и структурные
учитель может рассказать текст или предложить озвученные диафильмы и кинофильмы, в которых аудитивная информация превалирует над зрительной;
может использоваться фонозапись с визуальным подкреплением;
аутентичные тексты публицистического, научно-популярного и художественного стилей в жанре беседы, интервью, репортажа, описания;
основная идея выражена в
языковые и структурные