Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет английской филологии
Кафедра
английской филологии и методики
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Формирование когнитивной компетентности
студентов младших курсов»
Студента 3 курса группы 3502 очной формы обучения
Алексеевой
Татьяны Викторовны
Научный руководитель – ассистент кафедры английской филологии и методики
Сёмина Любовь Викторовна
Рецензент: Доцент кафедры грамматики и фонетики английского языка и методики их преподавания, к.ф.н.
Москва
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
ГЛАВА
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
2.1.
Подходы к формированию когнитивной компетентности
(на материале иностранного языка)
2.2. Виды
заданий, направленные на формирование
когнитивной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение
Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный предприимчивый ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, а также компетентный специалист, способный видеть и решать проблемы как автономно, так и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, а также продуктивно работать в команде.
Осмысление необходимости обучения подобным качествам привело к разработке новой компетентностной парадигмы образования, отвечающей всем требованиям сложных динамических изменений в современном обществе. Таким образом, умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называться ключевыми компетенциями. Главная идея ключевых компетентностей состоит в том, что они обладают интегративной природой, объединяя знаниевую, навыковую и интеллектуальную составляющую образования. Важной их особенностью является то, что все они, обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, базируются на когнитивных умениях - умениях самостоятельно приобретать знания. Последнее обстоятельство играет в условиях нарастания темпов научно-технического и социального прогресса решающую роль, ибо каждый выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к непрерывному обогащению знаний и самообразованию в течении всей жизни. при этом основным результатом образовательной деятельности становится, по мнению ведущих учёных и исследователей компетентностного подхода (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, Дж. Равен, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Т.В. Шамардина), формирование ключевых компетентностей, где на первый план выходит компетентность в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности - когнитивная компетентность. Необходимо отметить, что разработкой проблемы когнитивной компетентности занимались многие учёные (Дж.Р. Андерсон, А.С. Белкин, Х. Гейвин, В.Н. Дружинин, Е.Ф Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Пинский, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, Актуальность нашего исследования связана, прежде всего, с недостаточной исследованностью вопросов, посвященных как самому понятию «когнитивная компетентность», так и педагогическим аспектам его использования в образовательном процессе.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании содержания, методов и средств обучения, позволяющих эффективно формировать когнитивную компетентность у студентов младших курсов на материале иностранного языка.
В научно-методическом плане рассмотрение данной педагогической проблемы сводится к выявлению механизмов, обеспечивающих развитие ключевых компетентностей, в том числе, компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Комплексный подход к объекту исследования обусловил использование нескольких взаимодополняющих методов: теоретического анализа научной педагогической и психологической литературы по данному вопросу, изучения и обобщения опыта отечественных и зарубежных исследователей данной проблемной области.
Научная новизна данного исследования заключается:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе нашего исследования мы анализируем компетентностный подход в системе высшего образования, рассматриваем содержание и структуру понятий «компетентность» и «компетенция», как основных категорий данного подхода, представляем подробный анализ сущности когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов и даем описание психолого-педагогических особенностей учебной деятельности студентов.
Вторая глава посвящена описанию и анализу основных подходов и различных видов заданий по формированию когнитивной компетентности.
В приложении к данной курсовой работе представлена таблица «Составляющие понятий «компетентность» и «компетенция» с позиции различных авторов»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТНОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
В настоящее время много говорится о необходимости обновления системы непрерывного языкового образования. Разрабатываются новые концепции вузовского образования, появляются новые модели подготовки специалистов, в том числе и в области подготовки и переподготовки учительских кадров. Подобные изменения имеют непосредственное отношение к пониманию целей образования в целом и роли иностранного языка в развитии личности. Если когда-то серьёзно говорили о возможности передачи знаний, то сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, вне определённых навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. На данный момент вопрос ставится шире: целью образования становятся не просто знания и умения, но определённые качества личности, формирование компетентностей и компетенций, которые должны «вооружать» молодёжь для дальнейшей жизни в обществе.
Таким образом, именно компетентностный подход, направленный на формирование компетенций и компетентностей обучаемых, в состоянии адекватно ответить на эти требования. Компетентностный подход как определяющий результативно-целевую направленность образования является одновременно системным и междисциплинарным. Он характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, т.е. он имеет и практическую, прагматическую и гуманистическую направленность, что отмечалось и авторами книги «Государственные образовательные стандарты» [21], и Л.Н. Боголюбовым [5] и другими.
Следовательно, исходя из выше сказанного, компетентностный подход можно определить как социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики, ориентированной на самообразование и творческую деятельность. Тем не менее, важно также рассмотреть ключевые определяющие компетентностный подход категории «компетенция» и «компетентность».
Проведенный анализ работ по проблеме «компетенции» и «компетентности» (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.) позволил условно выделить три этапа становления данных понятий [3, 49].
Первый этап — 1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности [41]. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «компетентность - мотивированная способность» [41]. Важно также отметить, что в статье И.А. Зимней дифференцированно рассматриваются различные виды компетенций, приводимых Дж. Равеном, где категория «компетенция» рассматривается на равне с такими понятиями как «готовность», «способность», «отношение», «самоконтроль»[15].
Третий этап. Л.М. Митиной было более полно раскрыто понятие «педагогическая компетентность», которая включала в себя «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [30]. В 1996 году на симпозиуме в Берне [54] по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования.
В современном обществе всё ещё остаётся актуальным вопрос о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность», что показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность в трактовке данных категорий.
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов