Волевое развитие у студентов старших и младших курсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

Работа содержит 1 файл

оуоуоу.docx

— 14.43 Кб (Скачать)

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических  ситуациях заставляет говорить о  волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор  этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании  этих качеств

До сих пор  имеются большие трудности в  разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет  ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют  силу воли? Почему у психологов решительность  непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые  качества нравственны? Эти и ряд  других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят  методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного  волевого качества.

Волевые качества — это особенности волевой  регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных  характером преодолеваемой трудности.[1]

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся  какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых  в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний  недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний  достижима, то мы хотим, чтобы она  осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные  действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем  достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных  движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть  механизм, с помощью которого совершаются  волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор  рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых  не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.[2]

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как  известно, имеет в психологии множество  значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть  своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы  только тогда можем говорить о  формировании личности, — писал  Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением»[3]

 

 

[1]Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000. с-114

[2] Джемс У. Психология.-М., 1991.  с-98.

[3]Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. с. 225


Информация о работе Волевое развитие у студентов старших и младших курсов