Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель  исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
 Вышеизложенная  цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ                                                                                               6        
Компетентностный подход в системе высшего образования                       6        
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной                  компетентности студентов                                                                                      12                    
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов                                                                                                                        18
ГЛАВА II.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ                                                                                                 25                                                                
 2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка)                                                                                                  25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности                                                                                                        31
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                              39
 БИБЛИОГРАФИЯ                                                        42
В рамках отождествления этих понятий (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) авторы подчеркивают именно практическую направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» [21].
     Толковые 
словари также предпринимают 
попытку дифференцировать два понятия: 
«компетенция» и «
Такие авторы как: Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие изначально используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования). Разработчики документа "Стратегии модернизации содержания общего образования" подчеркивают интегративный характер понятия "компетентность"; некоторые отечественные исследователи (В.А.Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин "компетенция", отождествляя его с "компетентностью"; другие (Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия [45].
Таким образом, согласно И.А. Зимней «компетенция – это результат образования в совокупности с его мотивационно - ценностными и когнитивными составляющими». Компетентность – это, по И.А.Зимней, «интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции» [16]. Следовательно, компетентность можно описать через синонимы осведомленность, эрудированность, усвоенность социально-профессионального опыта, осмысленная намеренность применять знания и обосновывать свою позицию.
Компетенция же соотносима с «умелостью, действенностью, способностью и готовностью применять знания при решении как типовых, так и творческих и практических задач» [16]. Поскольку умелость невозможна без сформированных умений и навыков, без осмысленного опыта, без активного желания человека использовать усвоенные знания, постольку компетентность специалиста обеспечивает осуществление профессиональных компетенций (и в этом смысле является первичной). Компетентность специалиста связана с его способностью осуществлять компетенции.
Осведомленность, сознательность, действенность и компетентность являются инвариантными признаками образованности (Г.Н.Сериков) [7]. Образованность, точнее уровень образованности – это знаниевая база для исполнения компетенций, направленность личности на их осуществление, на рост квалификации, на самореализацию через профессию. В зависимости от ступени образования и достигнутого в его процессе результата выделяют уровни образованности: грамотность, функциональная грамотность, компетентность (А.М. Новиков) [31]. Образованность является потенциальной основой профессиональной деятельности, компетентность же характеризует готовность человека использовать эту базу для успешной работы. Нам представляется, что компетентность – это реализованная образованность, образованность в действии.
А.В. Хуторской изначально отличает две выше упомянутые категории синонимически и рассматривает «компетенцию» как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». А понятие «компетентность», по А.В. Хуторскому, – это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». В дальнейшем автор считает целесообразным, там где это возможно и необходимо, пытаться разделять данные понятия, имея в виду под «компетенцией» «некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого», а под «компетентностью» – уже «состоявшееся его личностное качество, характеристику» [50].
«Компетентность» объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Традиционно эти составляющие выступают в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". «Компетентность» не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, а также может проявляться только в той или иной деятельности при условии личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.
Формируемые «компетентности» обладают рядом характерных признаков:
     Обобщая 
всё выше сказанное, на наш взгляд, 
понятие «компетенция» может 
быть определена как  область деятельности, 
значимая для эффективной работы, в 
которой индивид должен проявить определенные 
знания, умения, поведенческие навыки, 
гибкие способности и профессионально-важные 
качества личности; что касается понятия 
«компетентность», то это уровень достижений 
индивида в области определенной компетенции, 
сложное личностное образование, позволяющее 
наиболее эффективно и адекватно осуществлять 
образовательную деятельность, обеспечивающее 
процесс развития и саморазвития ученика. 
Компетентность – мера включенности человека 
в деятельность. Такая включенность не 
может быть без сформированного у личности 
ценностного отношения к той или иной 
деятельности. Таким образом, можно констатировать, 
что компетентность – есть готовность 
и способность человека действовать в 
какой-либо области.  
 Подводя итог, важно отметить, что в преподавании 
иностранного языка студентам младших 
курсов необходимо формировать ключевые 
компетенции и компетентности, что будет 
способствовать подготовке профессионалов,способных 
к дальнейшей продуктивной деятельности. 
Таким образом, личность, сформированная 
на базе данных категорий, обладающая 
ключевыми способностями, практическим 
мастерством и определёнными мотивационно-волевыми 
качествами, имеет широкую перспективу 
дальнейшего саморазвития и огромный, 
соотносимый с гуманистическими ценностями 
современноного непрерывного языкового 
образования,  потенциал успешной саморелизации 
в жизни. 
Ключевые компетентности студента отличаются интегративной природой, так как их источниками являются различные сферы культуры и деятельности (бытовой, образовательной, гражданской, духовной, социальной, информационной, правовой, этической, экологической и др.)
Таким образом, мы можем сформулировать определение рассматриваемого понятия следующим образом: ключевая компетентность обучаемого – это сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания высшего образования. Понятие компетентности включает когнитивную составляющую, как одну из важнейших по отношению к процессам восприятия информации и применения мыслительных стратегий в процессе обучения.
     Среди 
ключевых компетентностей, обозначенных 
федеральной стратегией модернизации 
образования, приоритетное место принадлежит 
компетентности в сфере самостоятельной 
познавательной деятельности, т.е. когнитивной 
компетентности, основанной на усвоении 
способов приобретения знаний из различных 
источников информации. Данная компетентность 
занимает важное положение в совокупности 
компетентностей личности, так как обеспечивает 
приобщение человека ко всему целостному 
и разнообразному миру культуры. Важной 
особенностью данной компетентности является 
то, что она, обеспечивая продуктивность 
различных видов деятельности обучаемых, 
базируется на когнитивных умениях – 
умениях самостоятельно приобретать эффективные 
знания. Последнее обстоятельство играет 
в условиях нарастания темпов научно-технического 
и социального прогресса решающую роль, 
так как любой будущий специалист  должен 
быть готов к пополнению и обогащению 
знаний, к непрерывному образованию даже 
по окончании высшего учебного заведения,. 
Именно поэтому при рассмотрении исследователями 
состава ключевых компетентностей на 
первый план выходит компетентность в 
сфере самостоятельной познавательной 
деятельности (А. А. Пинский и др.) или когнитивная 
(учебно-познавательная) компетентность 
(Е.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, Г.К. 
Селевко, А.В. Хуторской). Главным в социально-педагогическом 
плане является обеспечение овладения 
учащимися таким уровнем когнитивной 
компетентности, которая обеспечивает 
эффективную для принятия решений познавательную 
деятельность в течение всей жизни [14]. 
  Такое понимание когнитивной компетентности 
позволяет также определить в качестве 
ее основания общеучебные умения. Общеучебные 
умения – это универсальные для многих 
учебных предметов способы получения 
и применения знаний, в отличие от предметных 
умений, которые являются специфическими 
для той или иной учебной дисциплины. Учитывая 
многоаспектность значимости и ценности 
общеучебных умений, мы можем говорить 
об актуальность их формирования у студентов 
языкового вуза [15].
Одним из важнейших компонентов структуры учебной деятельности в рамках когнитивной компетентности студента является учебная задача – цель, данная в определённых условиях (А.Н. Леонтьев). Учебная задача может быть нейтральной или проблемной. Постановка проблемной задачи требует «большой и сложной мыслительной работы» (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн). По мнению А.М. Матюшкина [25], высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек сам формулирует проблему, сам находит пути и способы её решения, самостоятельно контролирует правильность её решения. Для осуществления таких действий субъекту деятельности необходимо обладать определёнными знаниями и умениями, которые включает в себя познавательно-практический компонент когнитивной компетентности студентов: совокупность знаний технологии учебной деятельности (целеполагание, целевыполнение, контроль и самоконтроль, оценивание и самооценивание), умений применять эти знания в практике (самостоятельно ставить цель, формулировать проблему, планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, выбирая оптимальные и достаточные способы действий в соответствии со своими индивидуальными особенностями и склонностями, оценивать результаты своей деятельности, находить и устранять ошибки), опыт самостоятельной учебной деятельности (постоянно заниматься самообразованием, ставить новые познавательные цели, учиться соотносить объём имеющихся, достаточных и недостающих знаний, переносить знания, полученные в одной когнитивной области в другую).
Согласно, А. В. Хуторскому, когнитивная компетентность входит в состав ключевых компетентностей. Исходя из определения, которое дает А.В.Хуторской, когнитивная компетентность – это «фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности, добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем» [51].
Когнитивная (познавательная) компетентность действует как интеллектуальный вариант инициативы: прилагая усилия, индивидуум приходит к пониманию ситуации, задания, проблемы, возможности или объему знаний.
В соответствии с упомянутыми выше ключевыми (т.е. обобщенно представленными основными компетентностями, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме) компетенциями и компетентностями, когнитивную компетентность можно охарактеризовать пятью компонентами, а именно:
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов