Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие оценочно-волевой сферы (самооценка, самоуважение), рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, что обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
В психолого-педагогическом контексте проблемы мотивации студентов к познавательной деятельности остаются актуальными и сейчас, ведь сам мотив является целостным способом организации активности студента, интегральным побудителем и регулятором процесса познания в обучении.
Весь период обучения в вузе можно разделить на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный). Согласно М.В. Овчинникову [32], у студентов младших курсов на протяжении первых основных этапов обучения в вузе происходит смена видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, именно поэтому для педагогов так важно начать процесс формирования когнитивной компетентности с самых первых дней обучения, чтобы, впоследствии, достигнуть к позитивных мотивационных изменений и высокого уровня самостоятельных познавательных способностей..
Мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности [35].
В связи с этим в структуре мотивации учения выделяют и важное мотивационно-смысловые образования – познание, которое представляет собой сложную многофункциональную систему, объединяющую мотивационные и смысловые составляющие. Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.
Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения [24]. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой познавательной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает [24].
Таким
образом, формирование устойчивого уровня
позитивной мотивации к процессу учебно-познавательной
деятельности направлено на прямое усвоение
студентом когнитивных, коммуникативных,
профессиональных ценностей обучения,
приобретение когнитивной компетентности
и даёт значительный стимул для продуктивной
мыслительной активности обучаемых.
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
При организации
учебного процесса бакалавров языкового
вуза важно определиться с ключевым
подходом, ориентация на который будет
способствовать продуктивному развитию
и становлению когнитивной
• процесс образования более четко сориентирован на его конечные результаты, а результаты обучения должны быть описаны на языке компетенций;
• результаты образования моделируются как нормы его качества, ориентируясь на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда;
• ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты обучения делают получаемые студентами квалификации сравнимыми и прозрачными.
На
данный момент не найдено более современного
методологического инструмента для «болонского»
обновления учебных планов и программ
в различных европейских вузах. В условиях
России реализация компетентностного
подхода может выступить дополнительным
фактором поддержания единого образовательного,
профессионально-
Однако
в контексте формирования когнитивной
компетентности нам представляется
целесообразно также
Контекстный подход представлен в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других.
Контекст как смыслообразующая категория – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация, хотя и для привычных задач и заданий есть достаточно места. При этом нельзя не отметить основные принципы контекстного обучения. Педагогический принцип – это система исходных теоретических положений и требований к проектированию, организации и осуществлению целостного образовательного процесса, вытекающих из его закономерностей и реализуемых во всех звеньях педагогической системы: целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов.
Исходя из вышеизложенного, основными принципами контекстного подхода являются:
1)
принцип психолого-
2)
принцип последовательного
деятельности специалистов;
3)
принцип проблемности
4)
принцип адекватности форм
5) принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой).
Итак, контекстный подход ставит своей главной задачей, создание контекстных условий для продуктивной учебной деятельности как вида самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности обучающегося, в отличие от репродукции "готовых знаний", и носит конструктивный, созидательный, рефлексивно-оценочный характер, что обеспечивает реализацию когнитивного и креативного потенциала студента, его самоопределение, саморазвитие и формирование когнитивной компетентности.
Концепция модульного подхода разработана на основе технологии укрепления дидактических единиц П.М. Эрдниева [52]. Сердцевиной модульного подхода является учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий обучающегося. Модульный подход обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля..
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах: модульности, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности (обучаемый самостоятельно или с определенной помощью достигает конкретных целей в процессе работы с модулем) [10].
При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Студент учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебно-познавательной деятельности и самому определить уровень освоения знаний. Тем самым, рассматриваемый подход также способствует формированию когнитивной компетентности у студента. Однако нам представляется, что эти аспекты модульного обучения, положительно влияющие на формирование когнитивной компетентности, могут проявить себя только в том случае, если обучаемый уже обладает данной компетентностью на достаточном уровне, в противном случае, студент будет неспособен правильно выстроить стратегию своего обучения, ведь на выходе нас интересует личность студента, имеющая индивидуальный опыт продуктивной самостоятельной деятельности.
Согласно определению И.С. Якиманской [53], личностно-ориентированный подход представляет собой "сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного индивида." Таким образом, раскрывается и используется субъектный опыт каждого обучаемого, предусматривается применение дидактических средств различных по форме, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности обучаемого, но приводящие в конечном счете к одинаковым результатам за равные промежутки времени [48].
Итак, выделим основные принципы данного похода (И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, А.А. Леонтьев, А.В. Щепилова): принцип использования субъектного опыта обучаемого; принцип вариативности заданий (свобода выбора при выполнении задач); принцип накопления знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации познавательного творчества; принцип обеспечения личностно значимого эмоционального контакта на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Таким образом, работая и руководствуясь принципами личностно-ориентированного подхода, мы уделяем особое внимание формирующемуся у студента индивидуальному когнитивному профилю, следовательно, этапам формирования когнитивной компетентности, для определения дифференцированных форм обучения [38].
Системный подход, основоположниками которого являются Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, П. Друкер, Г. Саймон, А. Чандлер, – это особая форма приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Основные принципы системного подхода:
1) целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
2) иерархичность строения, то есть наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
3) структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры [55].
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов