Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42
а) готовностью к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека;
б) знанием средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;
в) опытом реализации знаний, умений;
г) ценностно-смысловым отношением к содержанию компетенции, его личностной значимостью и эмоционально-волевой регуляцией как способностью адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности [2].
Таким образом, когнитивная компетентность — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, а именно:
В рамках данной компетентности определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
На основе анализа литературы по когнитивной психологии и когнитивным способностям (Дж.Р. Андерсон, Х. Гейвин, В.Н. Дружинин), психологии мышления и процессу деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Цветкова), процессам восприятия и переработки информации (В.А. Холодная и др.) сформирована группа оцениваемых параметров когнитивной компетентности:
- аналитичность мышления;
- уровень и глубина понимания предметной области;
- сформированность понятийной структуры (способность пользователя выделять понятия);
- способность классифицировать;
-
способность замечать и
- логичность мышления;
-
умение образовывать
- предпочтительный стиль восприятия информации (визуальный – вербальный) [11].
На
протяжении всего процесса обучения
студенту приходится прибегать к
использованию различных
Когнитивная компетентность занимает важное положение в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает приобщение студента ко всему целостному и разнообразному миру информации и знаний. Такое понимание когнитивной компетентности позволяет определить в качестве ее основания общеучебные умения - универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Учитывая многоаспектность значимости и ценности когнитивной компетентности, актуальность её формирования можно рассматривать в двух плоскостях:
Таким образом, в своём исследовании мы будем опираться на определение когнитивной компетентности, данное И.А. Зимней [16]. Согласно данному автору, когнитивная компетентность – это познавательная деятельность, умение ставить и решать познавательные задачи, находить нестандартные решения, создавать и разрешать проблемные ситуации, ситуативно-адекватно активизировать знания, расширять накопленные знания, используя продуктивное и репродуктивное познание в процессе исследовательской и интеллектуальной деятельности.
В
контексте выше изложенного, когнитивная
компетентность рассматривается нами
как знаниевый фундамент всего комплекса
компетентностей, следовательно, формирование
когнитивной компетентности ведёт к непрерывному
прогрессивному личностному росту и овладению
огромными возможностями информационного
пространства.
В
условиях модернизации деятельности государственных
педагогических университетов возникла
и начала обсуждаться новая система
ценностей и целей образования,
основанная на идеях личностно-
Результаты
практической деятельности, а также
целевые психолого-
Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности – учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части [1].
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [1].
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения:
В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Период юности, т. е. период студенчества, рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются:
В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.). Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [46].
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время различных познавательных рекордов, начало художественных, и научных достижений. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и когнитивных сил. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов познания. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). К новообразованиям юности И. Кон относит развитие:
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов