Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42

Работа содержит 1 файл

научно-исследовательская работа на тему Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

    а)  готовностью к проявлению личностного  свойства в деятельности, поведении  человека;

    б)  знанием средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;

    в)  опытом реализации знаний, умений;

    г)  ценностно-смысловым отношением к  содержанию компетенции, его личностной значимостью и  эмоционально-волевой регуляцией как способностью адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности [2].

    Таким образом, когнитивная компетентность — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, а именно:

  1. владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;
  2. владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  3. владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания, а также это совокупность  компетенций  обучаемого в сфере самостоятельной познавательной  деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.

  В рамках данной компетентности определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты  от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

     На  основе анализа литературы по когнитивной  психологии и когнитивным способностям (Дж.Р. Андерсон, Х. Гейвин, В.Н. Дружинин), психологии мышления и процессу деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Цветкова), процессам восприятия и переработки информации (В.А. Холодная и др.) сформирована группа оцениваемых параметров когнитивной компетентности:

- аналитичность мышления;

- уровень и глубина понимания  предметной области;

- сформированность понятийной структуры (способность пользователя выделять понятия);

- способность классифицировать;

- способность замечать и представлять  детали;

- логичность мышления;

- умение образовывать иерархические  структуры, связи между понятиями  и объектами;

- предпочтительный стиль восприятия информации (визуальный – вербальный) [11].

     На  протяжении всего процесса  обучения студенту приходится прибегать к  использованию различных источников информации. Зачастую  интересующая  информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она необходима и непосредственно воспринимается  органами чувств. Поэтому разного рода информацию необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда студенту приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения, таким образом полностью включаясь в процесс познания, т.е. общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту [28] . Для этого также есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь. Следовательно, при наличии существенной потребности практической деятельности  у студентов появляется достаточно большая необходимость развития познания, как процесса творческой деятельности людей, формирующего их знания, на основе которых возникают идеи и мотивы человеческих действий, и совершенствования познавательной деятельности  путем формирования когнитивной компетентности личности.

     Когнитивная компетентность занимает важное положение  в совокупности компетентностей  личности, так как обеспечивает приобщение студента ко всему целостному и разнообразному миру информации и знаний. Такое понимание когнитивной компетентности позволяет определить в качестве ее основания общеучебные умения - универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Учитывая многоаспектность значимости и ценности  когнитивной компетентности, актуальность её формирования можно рассматривать в двух плоскостях:

  1. как фактор академической мобильности, расширяющий познавательные ресурсы студента, дающий возможность решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности и способствующий комфортности процесса учения;
  2. как фактор, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации, достижения профессиональной мобильности личности.

     Таким образом, в своём исследовании мы будем опираться на определение  когнитивной компетентности, данное  И.А. Зимней [16]. Согласно данному автору, когнитивная компетентность – это познавательная деятельность, умение ставить и решать познавательные задачи, находить нестандартные решения, создавать и разрешать проблемные ситуации, ситуативно-адекватно активизировать знания, расширять накопленные знания, используя продуктивное и репродуктивное познание в процессе исследовательской и интеллектуальной деятельности.

     В контексте выше изложенного, когнитивная  компетентность рассматривается нами как знаниевый фундамент всего комплекса компетентностей, следовательно, формирование когнитивной компетентности ведёт к непрерывному прогрессивному личностному росту и овладению огромными возможностями информационного пространства. 

    1. Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов
 

     В условиях модернизации деятельности государственных  педагогических университетов возникла и начала обсуждаться новая система  ценностей и целей образования, основанная на идеях личностно-ориентированной  педагогики и компетентностном подходе в обучении иностранному языку. Такая смена акцентов предусматривает рассмотрение студента не как объекта, получающего знания умения и навыки и вместе с тем приобретающего систему компетенций и компетентностей, а как самоценного субъекта профессиональной подготовки, способного к самостоятельной познавательной деятельности и самосовершенствованию с учетом личных мотивов, интересов, способностей и личностных смыслов.

     Результаты  практической деятельности, а также  целевые психолого-педагогические исследования свидетельствуют, организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; А.А. Бодалев, 1988; В.В. Давыдов, 1978; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей, индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим  существует необходимость планомерно направлять процесс их познавательной деятельности, приобретения ключевых компетенций, формирования когнитивной компетентности и общего интеллектуального развития [1, 6].

     Студенчество  объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности – учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части [1].

     Студенческий  возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [1].

     Рассматривая  студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения:

  1. высоким образовательным уровнем;
  2. высокой познавательной мотивацией;
  3. наивысшей социальной активностью;
  4. достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [17].

     В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Период юности, т. е. период студенчества, рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются:

  1. познавательные и профессиональные интересы;
  2. потребность в труде;
  3. способность строить жизненные планы;
  4. общественная активность, утверждение самостоятельности личности, выбор жизненного пути [22].

     В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.). Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [46].

     Преобразование  мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время различных познавательных рекордов, начало художественных, и научных достижений. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и когнитивных сил. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов познания. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). К новообразованиям юности И. Кон относит развитие:

Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов