Исследование памяти у студентов младших курсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:37, доклад

Описание работы

Цель данного исследования - изучение логической и механической памяти у студентов младших курсов в зависимости от специфики обучения студентов, их половых различий, продолжительности сна. Анализ полученных данных проводили путем сравнения режима и характера питания, двигательной активности студентов (занятия спортом, танцами), наличия вредных привычек.

Работа содержит 1 файл

ЛогМехПамятьСтудентов (1).doc

— 284.50 Кб (Скачать)

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ  АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

 Мадияр Р., Мадиева А., ОМФ 011-011-2, Камзина З., ОМФ 011-43-1.

Научный руководитель: доцент Байжанова  Н.С.

 

Память лежит  в основе психической деятельности человека. Она играет роль связующего звена между прошлым человечества и его настоящим и будущим, лежит в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. В процессе запоминания принимает участие человек с определенными взглядами, запасом знаний, эмоциями.

Различают механическую и  логическую память. В функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим логическим мышлением, логической памятью. Функция правого полушария – конкретное мышление. Механическая память связана с первой сигнальной системой.

Цель данного исследования - изучение логической и механической  памяти у студентов младших курсов в зависимости от  специфики обучения студентов, их половых различий, продолжительности сна. Анализ полученных данных проводили путем сравнения режима и характера питания, двигательной активности студентов (занятия спортом, танцами), наличия вредных привычек.

Исследования проводились  на 92 студентах 2 курса факультета общей медицины медицинского университета и факультетов вычислительной  техники, программирования и информационных технологий  политехнического университета. Исследование  памяти проводилось путем использования двух рядов слов (1-ый ряд со смысловыми связями и 2-ой ряд без смысловых связей) с расчетом коэффициентов  логической и механической памяти. Изучение образа жизни студентов, а именно,  продолжительность сна, режим питания, двигательная активность (занятия спортом, танцами), количество времени, проведенного у ПК за компьютерными играми или в Интернете, наличие вредных привычек (алкоголь, курение и другие) изучались при помощи анонимного анкетирования.

Успешность обучения студентов младших курсов в  университетах  достигается ценой интенсификации умственной деятельности, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки, усвоением большого объема информации. Специфика обучения в медицинском вузе характеризуется также и дефицитом времени у студентов. Учебная неделя длится 6 дней, а в связи с проведением занятий в клиниках (Аксайская детская больница, ГКБ №7 в  Калкамане и др.), в расписании, составленном с учетом затраты времени на поездки, имеются большие перерывы между парами. В итоге студенты иногда находятся на занятиях с 8.00 до 17.00 часов.    В политехническом университете 5-ти дневная учебная неделя, расписание стабильное: время занятий с 13 часов до 18 часов, занятия проводятся в одном учебном корпусе.  

Проведенные исследования логической и механической памяти студентов младших курсов в зависимости от  специфики обучения вуза показали, что  у студентов как медицинского, так и политехнического  университетов, коэффициент логической памяти составил 0.93, в то же время коэффициент механической памяти  был различным: у студентов-медиков равнялся 0.7; а у студентов политехнического университета – 0.77.

 

 

Таким образом, при одинаковом уровне логической памяти уровень механической памяти выше у студентов технического университета. Будущим программистам наряду с использованием логики при изучении математических дисциплин часто приходится использовать механическую память при изучении языка программирования, информационных технологий. Постоянное решение задач, дифференциальных уравнений и.п., развивает память, путем образования новых нейронных связей за счет коллатералей. При этом создаются новые соединения для лучшего запоминания . По-видимому, более выраженное абстрактное мышление студентов технического вуза способствует и большему развитию механической памяти.

Данные по исследованию логической и механической памяти студентов в зависимости от половых различий следующие: у юношей медицинского университета коэффициент логической памяти выше, чем у девушек на 0,01; а коэффициент механической памяти ниже, чем у девушек на 0,4. Результаты по исследованию логической и механической памяти студентов политехнического университета в зависимости от половых различий отличались от студентов-медиков. У юношей коэффициент логической памяти ниже, чем у девушек на 0,06; а коэффициент механической памяти выше, чем у девушек на 0,01.

 

 

 

Таким образом, значительных гендерных  различий в отношении памяти нами не было выявлено. Вместе с тем следует  отметить, что выявленный более  высокий коэффициент механической памяти у девушек-студенток медуниверситета по сравнению с юношами подтверждает наблюдения  болгарского ученого К.Василёва, отметившего, что «Студентки медицинских вузов г.Софии и Пловдива выгодно отличаются на экзаменах по анатомии, физиологии и общей патологии, и передают изученные ими факты и зависимости прямо с поразительной точностью. Но они заметно уступают своим коллегам-юношам, как только переходят в клиники и приступают к диагностированию болезней. Причина ясна: для правильной постановки диагноза одной памяти недостаточно и требуется значительное участие критики и комбинаторной способности. Тут-то сразу сказывается превосходство студентов-юношей».

  

Процессы, происходящие во сне, имеют  отношение к памяти. Как известно, восстановление работоспособности  клеток головного мозга, переработка, упорядочивание информации, поступившей во время бодрствования, осуществляется во время сна (Н.Н.Данилова, П.А.Крылова, 1989). Известно, что заучивание материала перед сном помогает лучше его запомнить.

По данным анкетирования  оказалось, что продолжительность  сна большинства студентов обоих университетов не соответствует физиологическим нормам. Так, 58,5%  студентов-медиков спят менее 6 часов, у 41,5% студентов продолжительность сна составляет 7-9 часов, причем, продолжительность сна 8-9 часов отмечена  всего лишь у 7,32%.

У двух трети (65,9%) студентов политехнического университета сон длится 6 часов и менее, у трети студентов (34,1%)  -  7-9 часовой сон, из них 19,5% студентов спят 8-9 часов.     

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные по коэффициентам  логической и механической памяти  студентов медицинского и политехнического университетов представлены на графиках. В связи с тем, что студентов-медиков, спящих 8-9 часов всего лишь небольшой  процент, данные по ним не приведены. У студентов–медиков, спящих 5 и менее часов и 7 часов, коэффициенты логической памяти составили 0.94 и 0.93; а коэффициенты механической памяти отличались более значительно, составив 0.65 и 0.76  соответственно.  У будущих программистов наблюдались аналогичные данные (коэффициенты логической памяти составили 0.92 и 0.94; а коэффициенты механической памяти - 0.64 и 0.72).   Таким образом, дефицит сна у студентов отражается на уровне механической памяти. Полученные данные подтверждают мнение  Т.Н.Ониани (1989) о том, что под влиянием сна улучшается запоминание бессмысленного материала.  

Питание является одним  из факторов, оказывающим существенное влияние не только на состояние органов  и систем, характер метаболических реакций организма, но и на психические  процессы, в том числе на память,  и в конечном итоге определяющим уровень работоспособности  человека. Сравнение питания студентов разных вузов по результатам анкетирования показало, что у большинства студентов независимо от специфики обучения питание неполноценное и несбалансированное. Следует отметить, что режим и качество питания не соответствуют должному, так как студенты принимают пищу в различные часы, в том числе и поздно вечером, часто «перехватывая» пирожки, фаст-фуд, самсу, чипсы, шоколадки и т.п., что приводит к преобладанию жирной и углеводной пищи, содержащей недостаточное количество белков, особенно животного происхождения.

Данные по исследованию памяти в зависимости от качества и режима питания студентов представлены на графиках. Как видно из графиков, как у будущих медиков, так и у будущих программистов коэффициенты логическческой памяти и механической памяти  оказались выше у студентов с полноценным питанием, чем у студентов с питанием, не соответствующим физиологическим нормам. 

Коэффициенты  логической и механической памяти у студентов медуниверситета с полноценным питанием равнялись: 0.94 и 0.75; у студентов с неполноценным питанием: 0.92 и 0.68 соответственно; у студентов технического университета  с нормальным питанием 0.95 и 0.82; с неполноценным питанием: 0.92 и 0.78. Таким образом, имеется зависимость уровня логической и механической памяти студентов от режима и качества питания.

.

Для развития памяти необходима также и физическая нагрузка, после  которой увеличивается приток крови к мозгу. В итоге человек лучше думает и способен концентрировать внимание (Захарова Т., Кинякина О., 2004). У студентов, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом или танцами, коэффициент логической памяти составил 0.93, а механической - 0.79. У студентов с низкой двигательной активностью, не занимающихся спортом или танцами, коэффициент логической памяти был такой же как у студентов с высокой двигательной активностью, а коэффициент механической памяти был ниже на 0.09. Таким образом, двигательная активность студентов влияет на развитие механической памяти.

 

Также нами были проведены исследование памяти в зависимости от времени проведения за компьютерными играми или потраченного на Интернет. Следует отметить, что большинство студентов-медиков тратят время на Интернет, а большинство студентов технического вуза предпочитают проводить время за компьютерными играми. У студентов-медиков, проводящих мало времени у компьютера (ПК), коэффициенты  логической и механической памяти составляли 0.94 и 0.69; у студентов, проводящих много времени у ПК - 0.93 и 0.75 соответственно. У студентов технического университета, проводящих мало времени у ПК, коэффициенты  логической и механической памяти равнялись: 0.98 и 0.78; а у студентов, проводящих много времени у ПК - 0.9 и 0.78.  Как  следует из приведенных данных, у студентов, уделяющих мало времени компьютеру, коэффициенты логической памяти, оказались выше, чем у студентов, просиживающих у ПК часами.  Многочасовое проведение за  компьютерными играми отражается на логической памяти.

 

Выводы:

1. Исследования по изучению влияния различных факторов на уровень логической и механической памяти у студентов показали, что специфика обучения в вузе, а именно, повышенный объем учебной нагрузки, нестабильность расписания, дефицит времени у студентов, а также не соответствующая физиологическим нормам продолжительность сна, низкая двигательная активность, нерациональное питание, прежде всего отражаются на уровне механической памяти, снижая ее уровень.

2. Исследование памяти у студентов разных ВУЗов показало, что большее изучение студентами точных наук (математики), технических дисциплин повышает уровень механической памяти.

3. В отношении логической памяти было выявлено, что уровень ЛП снижают нерациональное питания студентов и многочасовое проведение за  компьютерными играми.

4. Половых различий  в отношении памяти нами  не  было выявлено.

 

 

 

 

 

  1. Исследование памяти у студентов разных ВУЗов показало, что у студентов, изучающих в большем обьеме математические и технические дисциплины, механическая память оказалась выше, чем у студентов медиков.
  2. Половых различий в отношении памяти нами  не было выявлено.
  3. Изучение памяти студентов младших курсов в зависимости от продолжительности сна показало, что дефицит сна (недосыпание) отражается на механической памяти.
  4. Нами было выявлена зависимость уровня логической и механической памяти от режима и качества питания.  Коэффициенты логическческой  и механической памяти у студентов медицинского и технического университетов с полноценным питанием оказались выше, чем у студентов с питанием, не соответствующим физиологическим нормам. 
  5. Двигательная активность студентов влияет на механическую память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница  из 9


Информация о работе Исследование памяти у студентов младших курсов