Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42

Работа содержит 1 файл

научно-исследовательская работа на тему Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов.doc

— 280.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Схема 1. Компоненты когнитивной компетентности

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Приложение 3

                      Таблица 2. Классификация современных проектов

 
Общедидактический принцип

Типы  проектов

Краткая характеристика

Доминирующий  в проекте метод или вид деятельности. Исследовательский Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.
Творческий Предполагает  творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры  совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату.
Ролево-игровой Предполагает  распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или  деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) Предполагает  сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой  аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.
Предметно-ориентировочный Предполагает  четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.
Предметно-содержательная область Монопроект Проводится  в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные  разделы программы (в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые обучаемые в результате должны приобрести.
 
Межпредметный Выполняется, как правило, во внеаудиторное время. Требует квалифицированной координации  со стороны преподавателей, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.
Характер  координации проекта С открытойй  координацией (непосредственный) Предполагает  консультационно-координирующую функцию  руководителя проекта.
Со  скрытой координацией (телекоммуникационный проект) Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность обучаемых, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.
Характер  контактов Внутренний (региональный) Организуют  внутри института, между институтами, факультетами внутри региона одной страны.
Международный Предполагает  участие студентов из разных стран.
Количество  участников проекта Личностный Проводится  индивидуально, между двумя партнерами.
Парный  Проводится  между парами участников.
Групповой Проводится  между группами.
Продолжительность проведения Краткосрочный Проводится  для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.
Средней продолжительности (1-2 мес). 
Междисциплинарный проект содержит достаточно значимую проблему.
Долгосрочный (до года)

Приложение 4

Таблица 3. Этапы проектирования

 

Этапы

Содержание  работы Деятельность  обучаемых Деятельность  преподавателя
      1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этап  мотивации и целеполагания а) определение  темы;

б) выявление  одной или нескольких проблем;

в) уточнение  целей коночного результата;

г) выбор  рабочих групп. 

Уточняют  информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы Мотивирует  учащихся. Помогает в постановке целей  проекта. Наблюдает.
Этап  планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение  источников информации, способов ее сбора  и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение  ролей в команде.

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют  задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает  в анализе и синтезе. Наблюдает. 
Этапы принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор  оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный  вариант. Уточняют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.
2. ОСНОВНОЙ
Этап  выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение  проекта.

Работают  с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого обучаемого.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Этап  защиты проекта а) подготовка и оформление доклада;

б) обоснование  процесса проектирования;

в) объяснение полученных результатов;

г) коллективная защита проекта.

Защищают  проект. Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.

Этап  проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

б) анализ достижения поставленной цели;

в) оценка результатов, выявление  новых проблем.

Коллективный  самоанализ проекта и самооценка. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов