Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42
Приложение 2
Схема 1. Компоненты когнитивной компетентности
Приложение 3
Таблица
2. Классификация современных
Общедидактический принцип | Типы проектов |
Краткая характеристика |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. | Исследовательский | Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. |
Творческий | Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату. | |
Ролево-игровой | Предполагает
распределение участниками | |
|
Информационный
(ознакомительно- |
Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация. |
Предметно-ориентировочный | Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них. | |
Предметно-содержательная область | Монопроект | Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые обучаемые в результате должны приобрести. |
Межпредметный | Выполняется,
как правило, во внеаудиторное время.
Требует квалифицированной | |
Характер координации проекта | С открытойй координацией (непосредственный) | Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта. |
Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) | Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность обучаемых, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур. | |
Характер контактов | Внутренний (региональный) | Организуют внутри института, между институтами, факультетами внутри региона одной страны. |
Международный | Предполагает участие студентов из разных стран. | |
Количество участников проекта | Личностный | Проводится индивидуально, между двумя партнерами. |
Парный | Проводится между парами участников. | |
Групповой | Проводится между группами. | |
Продолжительность проведения | Краткосрочный | Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. |
Средней
продолжительности (1-2 мес). |
Междисциплинарный проект содержит достаточно значимую проблему. | |
Долгосрочный (до года) |
Приложение 4
Таблица 3. Этапы проектирования
Этапы |
Содержание работы | Деятельность обучаемых | Деятельность преподавателя |
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||
Этап мотивации и целеполагания | а) определение
темы;
б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей коночного результата; г) выбор
рабочих групп. |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы | Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования | а) анализ
проблемы, выдвижение гипотез, обоснование
каждой из гипотез;
б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде. |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
Этапы принятия решений | а) обсуждение
методов проверки принятых гипотез
(«мозговой штурм»);
б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата; г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
2. ОСНОВНОЙ | |||
Этап выполнения проекта | Поиск
необходимой информации, подтверждающей
или опровергающей гипотезу.
Выполнение проекта. |
Работают
с информацией. Проводят исследования.
Синтезируют и анализируют |
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого обучаемого. |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||
Этап защиты проекта | а) подготовка
и оформление доклада;
б) обоснование процесса проектирования; в) объяснение полученных результатов; г) коллективная защита проекта. |
Защищают проект. | Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника. |
Этап проверки и оценки результатов |
а) анализ
выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач);
б) анализ достижения поставленной цели; в) оценка результатов, выявление новых проблем. |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов