Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа
Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42
Критериями
отбора обучаемых на тот или
иной уровень могут служить
1) характер протекания мыслительных процессов (гибкость ума, быстрота, критичность или её отсутствие);
2) работоспособность;
3) уровень самостоятельности;
4) темпы продвижения (быстрый, средний, слабый);
5) уровень волевого развития;
6) наличие познавательных процессов [40].
Данные признаки можно классифицировать по следующим параметрам:
1) уровень обучаемости, который определяется характером психических процессов;
2) уровень обученности, который определяется уровнем полученных знаний;
3) отношение к учению, мотивация учебной деятельности;
4) темперамент, социальный статус, когнитивные стили деятельности.
Многоуровневая структура данных упражнений обеспечивает познавательную активность обучающихся, их способность к рефлексии, осознанную модальность, причинную обусловленность когнитивной и практической деятельности, вариативность мышления; из чего следует тождественный факт, что разноуровневые упражнения в высокой степени способствуют формированию когнитивной компетентности студентов и позволяют каждому обучаемому, выбирая свой уровень сложности, развивать компетенцию по собственной познавательной траектории.
Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что эффективность формирования когнитивной компетентности в системе высшего образования обеспечивается:
1)
комплексом психолого-
• дифференциацию обучающихся по индивидуальному когнитивному профилю;
• создание интегративного комплекса разноуровневых практико-ориентированных заданий на иностранном языке;
• наличие эффективной системы мониторинга и оценки;
•
проектирование индивидуальных учебных
траекторий студентов на основе анализа
их языкового поведения и
2)
комплексом организационно-
•
педагогический выбор адекватных форм
и методов обучения и самообучения
на базе интеграции компетентностного
и субъектно-деятельностного
• ориентированность на результат и четкое осознание целей обучения;
•
формирование познавательной активности,
познавательной самостоятельности, субъектности,
автономии и рефлексии в обучении.
Заключение
Обобщая результаты исследования, мы можем сформулировать основные выводы нашего исследования:
1. В процессе обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе возможно формировать ключевые компетенции и компетентности, которые призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека в социуме, личностный рост и самореализацию индивида, раскрыть его творческий потенциал и обеспечить способность экономичной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе учебной деятельности овладение ключевыми компетентностями в комплексе подразумевает обладание способностью студента самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
2. В нашем исследовании, согласно И.А. Зимней, когнитивная компетентность рассматривается как познавательная деятельность, умение ставить и решать познавательные задачи, находить нестандартные решения, создавать и разрешать проблемные ситуации, ситуативно-адекватно активизировать знания, расширять накопленные знания, используя продуктивное и репродуктивное познание в процессе исследовательской и интеллектуальной деятельности. Когнитивная компетентность студента выступает как знаниевый фундамент всего комплекса ключевых компетентностей, которыми он должен владеть, следовательно, формирование когнитивной компетентности ведёт к непрерывному прогрессивному личностному росту и овладению огромными возможностями информационного пространства.
3. Рассмотрение современных подходов к организации учебной деятельности и анализ их особенностей позволили в качестве опорных выдвинуть субъектно-деятельностный и компетентностный подходы. Синтез содержания и методики данных подходов способствует формированию когнитивной компетентности, а также дает возможность корректировать индивидуальную траекторию учебно-познавательной деятельности студента, с целью достижения наивысших результатов.
4. Анализ научно-методической литературы по проблемам формирования когнитивной компетентности позволил нам определиться с заданиями и видами работы, способствующими формированию когнитивной компетентности студента в процессе работы по изучению ИЯ, а именно:
Социальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в России, существенным образом изменили требования к выпускнику вуза. От него сегодня требуется не только владение определенным комплексом знаний, умений, навыков, позволяющим эффективно включать его в систему социальных отношений, но и в значимой степени на их основе принимать квалифицированные решения. Таким образом, разрешение создавшихся противоречий позволит нам достигнуть требуемого качества высшего профессионального образования.
Проведенное
исследование представляет собой лишь
один из подходов к решению проблемы
формирования когнитивной компетентности
студентов. В то же время важно обозначить
малую разработанность данной проблемы
исследования, что дает нам возможность
говорить, о существенной необходимости
дальнейшей работы в этой сфере.
Библиография
Приложение 1
Таблица
1. Составляющие понятий «компетентность»,
«компетенция» различных
Авторы | Ядро понятия | Когнитивная составляющая | |
Э.Ф. Зеер | К-ть | Содержательные обобщения | Теоретические и эмпирические знания |
К-ция | Обобщенные способы действий, способности человека | ||
Г.К. Селевко | К-ть | Интегральное качество личности | Основанная на знаниях и опыте |
К-ция | Образовательный результат или форма сочетания знаний, умений, навыков | Позволяющая ставить цели | |
И.А. Зимняя | К-ть | Жизнедеятельность человека | Основывающаяся на знаниях, интеллектуально обусловленная |
К-ция | Внутренние
психологические |
Знания, представления | |
А.В. Хуторской | К-ть | Владение, обладание компетенцией | |
К-ция | Совокупность взаимосвязанных качеств личности | Качества личности- Знания, умения, навыки | |
А.С. Белкин | К-ть | Совокупность знаниевых компонентов, система информации | Совокупность знаниевых компонентов, система информации о способах реализации компетенций |
К-ция | Совокупность функций человека |
Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов