Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;
- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;
- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;
- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;
- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;
- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;
- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;
- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.
Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».
Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81
В качестве ставки дисконтирования будем использовать безрисковую ставку (долгосрочная ставка по облигациям федерального займа (ОФЗ) РФ - 6,87 %), так как отсутствует информация по структуре финансирования затрат по покупке оборудования.
1.
Рассчитаем простой срок
Таблица 10
Данные для расчета эффективности инвестиционной стратегии ООО «ПромЭкология» за 2011 - 2013 гг., тыс. руб.
Показатель | 2011 г | 2012 г | 2013 г |
Инвестиции | -5111 | -1424 | 0 |
Чистая прибыль | 3871 | 5159 | 2220 |
Амортизационные отчисления | 456 | 379 | 314 |
PP = 2 года + (-5111+3871+456-1424)/5159+379 = 2,4 года.
2. Рассчитаем норму прибыли на вложенный капитал
ARR = (3871+5159+2220)/3 : (5111+1424)/2 = 3750/3267 = 1,14 или 114 %. То есть, 14 % сверх вложенных средств было получено в результате проекта.
3. Рассчитаем NPV
NPV
=
Таким образом, в результате реализации проекта будет получен чистый приведенный доход в размере 1474 тыс. руб., что является свидетельством эффективности реализации проекта.
4. Рассчитаем PI.
PI = (4049+3077+1156) / (5111+1424) = 1, 27. То есть, на 1 рубль, вложенный в проект, будет приходиться 27 копеек чистой прибыли. Это характеризует проект как очень успешный.
Итак, эффективность финансовой стратегии ООО «ПромЭкология» будет подтверждаться тем, что проект будет выгоден фирме.
Эффективность существующей стратегии ООО «ПромЭкология» подтверждается данными от текущей платежеспособности и финансовой автономии, а неэффективность – показателями рентабельности. На наш взгляд, следует оценить финансовую стратегию как неэффективную в целом.
3. Совершенствование
стратегического финансового
управления предприятием
ООО «ПромЭкология»
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия
Финансирование деятельности ООО «ПромЭкология» необходимо производить с учетом необходимости реализации проекта по производству клееных изделий из массивной древесины.
Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться из двух источников – кредита на развитие бизнеса, а также собственных средств.
Предлагаемая структура источников финансирования предполагаемого проекта ООО «ПромЭкология» на 2011 год представлена на рисунке 14.
Рис. 14. Структура источников финансирования проекта по производству клееного бруса на 2011 год на ООО «ПромЭкология», тыс. руб., %
Итак, видим, что для финансирования проекта будет использоваться как собственные средства (нераспределенная прибыль прошлых лет), так и кредит на развитие бизнеса в АКБ «Энергобанк».
Изложим суть проекта, в который будут вложены финансовые средства:
1. Сущность стратегического планирования ООО «ПромЭкология» будет состоять в том, что предлагается организовать производство клееных изделий из массивной древесины, которые используются при производстве мебели, оконных и дверных блоков и различных строительных материалов (подоконных досок, лестниц, панелей и т.д.)
Необходимым условием выпуска такой мебели является применение клееного щита из массивной древесины. Клееный брус из массивной древесины применяется также как заменитель целиковой древесины при производстве оконных блоков.
Важной особенностью проекта является то, что выбранное оборудование позволит одновременно выпускать и мебельный щит, и клееный брус при одном же составе оборудования.
Конструкция щитов и брусков благодаря своей многослойности превосходит по своему уровню качества подобные изделия из натуральной древесины, а мебельный щит достаточно больших размеров по иному сделать невозможно. При этом сохраняются все преимущества натуральной древесины, причём её экономия достигает от 40% до 80% благодаря технологии сращивания составляющих изделие планок и брусков без вырезанных дефектов мест.
Предлагается организовать производство клееных щитов и брусков из массивной древесины в объёме 5000 куб. м. в год. Производство предусмотрено из исходного сырья — мягких хвойных пород, в основном сосны и ели. Технология должна обеспечивать получение продукции высокого качества, удовлетворяющего стандартам Западноевропейского рынка.
Размеры щитов: длина 300-2500 мм, ширина 300-1300 мм, толщина 12-40 мм, ширина реек от 32 до 55 мм. Все щиты калибруются и обрабатываются по периметру по желанию заказчика.
Размеры клееного бруса: длина 300-2500 мм, ширина 50-130 мм, толщина 35-60 мм, брус клеится из 8-ми слоев.
Предусмотрено готовое производство 4800 куб. м. щитов и 2400 куб. м. брусков.
Производство рассчитано на работу в 2 смены по 8 часов каждая при 250 рабочих днях в году и коэффициенте использования рабочего времени 0,7.
Подготовка территории и первый этап ремонтных работ по производственному помещению и сооружениям произведены в период 2011-2012 гг.
2. Уровень оптовой цены на продукцию ООО «ПромЭкология» определяется двумя факторами: достижением запланированного уровня рентабельности и возможностью реализации продукции в другие регионы Татарстана.
Выбранный уровень цены на 15-20% ниже сложившегося уровня цен на Татарстанском рынке на аналогичную продукцию.
Качество продукции будет обеспечиваться наличием специального оборудования контроля качества. Контролю подвергается 100% выпускаемой продукции.
В производстве клееных щитов и брусков из массивной древесины основным сырьём является — древесина хвойных пород в виде обрезной доски. Данный вид сырья является широкодоступным и приобретение его возможно как у местных производителей (Сабинский лесхоз, Высокогорский), так и в регионах, специализирующихся на лесозаготовках (республика Коми, Кировская область). В последнем случае, за счёт повышения транспортных расходов цена сырья будет на 10-15% выше, однако этот недостаток может быть частично компенсирован высоким качеством древесины и уменьшением процента отбраковки
Все производственные помещения, как функционирующее в настоящее время, так и предполагаемые к запуску настоящим проектом, оснащены системами пневмотранспорта для удаления древесной пыли, опилок и стружки с рекуперацией и полностью соответствует ТУ на данные типы помещений. Собранные отходы (древесная пыль, опилки и стружка) являются экологически чистыми.
Отходы данного производства не подлежат рециклированию в рамках предприятия и отправляются на переработку на ДОК (производство трёхслойных ДСП).
Технологический уровень проектируемого производства будет полностью соответствовать европейскому на данный вид производства.
В условиях рынка, учитывая богатый сырьевой потенциал по древесине, приоритетным направлением развития мебельного производства в Татарстане является организация выпуска высококачественной мебели из натуральной древесины. Приоритетность данного направления обусловлена также наличием спроса на мебель и полуфабрикаты на внешнем рынке, экологической безопасностью продукции, малыми сроками окупаемости затрат.
Основными покупателями продукции ООО «ПромЭкология» будут производители высококачественной мебели, дверных и оконных блоков. Татарстан в настоящее время переживает строительный бум характеризующийся существенным увеличением темпов роста гражданского строительства на фоне спада в других областях экономики. Стремительно увеличивается спрос на высококачественные строительные и отделочные материалы, удовлетворяемый в настоящее время на 55% за счет импорта. С другой стороны, высокие таможенные пошлины и транспортные расходы делают стоимость европейских материалов на внутреннем рынке чрезвычайно высокой (в 2-2,5 раза выше, чем в странах Западной Европы). В связи с этим в Татарстане созданы условия, при которых высокотехнологическое производство стройматериалов европейского стандарта качества из отечественного сырья становится, несмотря на все трудности, достаточно высокорентабельным и быстро окупаемым.
Растет также спрос на высококачественную мебель из древесного массива, пока также в значительной степени удовлетворяемой за счет импорта. При этом, соотношение европейских и внутрироссийских цен на этот вид продукции примерно такой же, как и на рынке стройматериалов. Как показали маркетинговые исследования, в самое последнее время на рынке мебели в Татарстане появилось несколько довольно успешно работающих предприятий, выпускающих мебель из древесного массива. Качество этой продукции уступает продукции дорогих итальянских и испанских фирм. Однако она заняла довольно прочную нишу на рынке, вытесняя продукцию фирм-производителей из Восточной Европы, не уступая ей по качеству и успешно конкурируя по цене.
Как показывают маркетинговые исследования, использование для благоустройства жилья материалов европейского качества и приобретение высококачественной мебели из древесного массива становятся в Татарстане приоритетными статьями затрат у граждан со средними и высокими доходами. Так, уже около половины семей с совокупным доходом $12-15 тыс. в год рассматривают вышеупомянутые затраты для себя как абсолютно приоритетные, а с дальнейшим увеличением совокупного дохода этот процент резко увеличивается.
По данным ООО «ПромЭкология» спрос на щит на внутреннем рынке в 2011 году может составить порядка 3500000 куб. м/год, а брус — 150000 куб. м/год.
Официальных данных по объемам производства мебельного щита в регионах и в Татарстане нет. По нашим данным это может составить 13-15 тысяч куб. м./год, а производство клееного бруса почти отсутствует. Ожидаемая доля ООО «Пром Экология» по производству мебельного щита может составить на настоящий момент до 25%, а клееного бруса — 80%.
Прведем анализ каналов сбыта. Основная работа по реализации будет возложена на отдел сбыта ООО «ПромЭкология», которая имеет контакты с большим числом российских торговых и производственных компаний. В настоящее время уже налажены связи и имеются предварительные договорённости о поставках готовой продукции следующим потребителям: мебельного щита с НПО «Росмебель», производящем мебель из древесного массива, АОЗТ «Брана», а также с несколькими предприятиями Татарстана: ДОК — 17, фирмой «Интерьер», фабрикой «Интерстар» и др.
В настоящее время в Татарстане нет официальных данных по производству данного вида продукции. Предложение продукции создаваемого производства позволит мебельным предприятиям освоить выпуск конкурентоспособных изделий современного уровня качества; то же самое можно сказать про клееный брус для оконных блоков
На внутреннем рынке цена на мебельный щит находится в диапазоне $600 за м.куб. Цена на клееный брус $800 за м.куб. Столь высокие цены объясняются отсутствием развитого рынка этой продукции, а также тем, что около 90% этой продукции — зарубежного производства.
Сильной стороной конкурентов на рынке является то, что они давно находятся на рынке, хорошо известны потребителям и имеют с ними давние и хорошо отлаженные связи.
Слабой стороной конкурентов является безусловно более высокая себестоимость продукции, объясняемая более высокой стоимостью основного сырья (древесины) на рынке и значительно большими затратами на оплату труда.
Несовершенство налогового законодательства в Татарстане, безусловно оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность производства, так как ныне действующие ставки налогов делают себестоимость продукции чрезвычайно высокой. Однако, существующие налоговые льготы для малых предприятий (возможность ускоренной амортизации) позволят предприятию значительно сократить сумму налогов в первый год производства, что для предприятия особенно важно.