Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;
- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;
- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;
- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;
- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;
- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;
- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;
- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.
Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».
Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81
Представленные
данные в таблице 2 об ассортименте
и ценах предприятия на продукцию
являются близкими по значениям, то есть,
цены конкурентов ненамного
В настоящее время рынок стройматериалов достаточно насыщен и среди предприятий Казани и республики, производящих и реализующих строительные материалы из древесины имеет место существенная конкуренция. В Казани и Республике до 60% продаж этой продукции приходится на мелкие и средние компании, и спрос обладает низкой эластичностью.
Основным преимуществом ООО «ПромЭкология», обеспечивающим ему большое количество клиентов, в том числе и постоянных, является высокое качество выпускаемой продукции, обеспечивающееся тем, что в ООО «ПромЭкология», с первых дней её основания, большое место уделяется строгому соблюдению технологии сушки и обработки древесины.
Основной вид энергии, используемый в производстве - электроэнергия. Проблема энергоснабжения полностью решена.
Склад готовой продукции, имеющийся на ООО «ПромЭкология», соответствует необходимым требованиям. Он оборудован электрическим талем грузоподъёмностью 2 т. Предусмотрена установка на нем дополнительной системы кондиционирования воздуха для поддержания строго требуемых значений температуры и влажности воздуха. Имеется также автопогрузчик грузоподъёмностью 5 т. и автомобильный кран.
Средний срок хранения готовой продукции на складе — 12 дней. Потребность в запасе готовой продукции по обоим видам — 20% от месячного объёма производства.
Для осуществления свой хозяйственной деятельности ООО «ПромЭкология» имеет здания и сооружения:
- производственный одноэтажный корпус общей площадью 2016 кв. м. задействован под производство строганных пиломатериалов и погонажных изделий.
- производственный одноэтажный корпус общей площадью 1608 кв. м. планируется разместить проектируемое производство.
- административно-бытовой корпус с блоком гаражей общей площадью 672 кв.м.
- трансформаторная подстанция N = 800 кВт.
Для характеристики ООО «ПромЭкология» с позиции финансовых результатов необходимо изложить основные показатели и проанализировать их. Для проведения анализа финансовых результатов возьмем данные по ООО «ПромЭкология» за 2008 – 2010 гг.
Рис.
2. Динамика выручки
ООО «ПромЭкология»
за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Как видно из данных рисунка 2, выручка предприятия постоянно падает, что свидетельствует о снижении масштабов деятельности.
Снижение выручки в динамике обусловлено тем, что объемы продаж погодам падают, что вызвано как общим спадом экономической активности покупателей, так и снижением спроса на продукцию деревообработки вследствие застоя на рынке строительных материалов подобного типа.
Выручка в 2008 году составила 36608 тыс. руб., в 2009 году – 21369 тыс. руб., а в 2010 году – 10393 тыс. руб.
Для оценки имущественного положения ООО «ПромЭкология» необходимо изучить изменение состава и структуры его имущества, определить влияние изменения имущественного положения на финансовое состояние ООО «ПромЭкология».
Размещение средств ООО «ПромЭкология» имеет важное значение для его финансовой устойчивости.
Рост
доли оборотных активов определяет тенденцию
к повышению оборачиваемости всей совокупности
активов предприятия и создает благоприятные
условия для финансовой деятельности
ООО «ПромЭкология», повышения эффективности
производства при прочих равных условиях.
Рис.
3. Динамика и структура
активов ООО «ПромЭкология»
за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Приоритетным является размещение средств в мобильных активах. Однако следует учесть, что ООО «ПромЭкология» может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность. Поэтому в процессе анализа активов ООО «ПромЭкология» в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку.
Как видно из данных рисунка 3, стоимость внеоборотных активов к концу 2010 года несколько снижается, что обусловлено продажей транспортного средства.
Оборотные активы растут, например, в 2008 году они составляли 32505 тыс. руб., а в 2009 году – 47745 тыс. руб., в 2010 году – 63186 тыс. руб. Это связано, прежде всего, с ростом дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и др.
Итоговое значение активов также возрастает в динамике за ряд лет, что обусловлено ростом, в основном, внеоборотных активов.
Наряду с имуществом ООО «ПромЭкология» оценим и динамику и структуру пассивов предприятия.
Как видим из данных, представленных в рисунке, пассивы предприятия состоят из собственных средств и краткосрочных заемных. Причем, собственный капитала превышает долю заемных средств.
Так, краткосрочные обязательства по годам составляли: 2008 г – 1434 тыс. руб., 2009 год – уменьшились до 389 тыс. руб., а в 2010 году – незначительно увеличились до 399 тыс. руб.
При
этом собственный капитал по годам
растет относительно быстро: в 2007 году
он составлял 31454 тыс. руб., в 2008 году –
48025 тыс. руб., в 2009 году – 63373 тыс. руб. Это
происходит за счет роста уставного капитала,
нераспределенной прибыли.
Рис. 4.
Динамика и структура
пассивов ООО «ПромЭкология»
за 2007 – 2009 гг., тыс. руб.
Итак, динамика пассивов положительна, пассивы ООО «ПромЭкология» растут, что вызвано необходимостью финансирования растущих имущественных потребностей предприятия.
Основным источником формирования прибыли от продаж на ООО «ПромЭкология» является прибыль от продаж пиломатериалов. Она представляет собой конечный результат деятельности ООО «ПромЭкология» не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можно представить в виде:
Пп = В - Сс - К - Ур (1)
где В — выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
Сс — себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
К — коммерческие расходы;
Ур — управленческие расходы.
Фактически полученная в отчетном 2010 г. в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый 2009 или позапрошлый 2008 год в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов.
Во всех периодах предприятием от основной деятельности получен убыток, кроме 2008 года, о чем свидетельствуют данные графика.
Динамика убытка от продаж представлена на рисунке 5.
Рис.
5. Динамика прибыли
от продаж ООО «ПромЭкология»
за 2008 - 2010 гг., тыс. руб.
График 5 показывает, что в 2008 году предприятие от своей основной деятельности получило прибыль от продаж в размере 567 тыс. руб., что свидетельствует об эффективности произведенных продаж. Однако, в 2009-2010 гг. предприятием получен чистый убыток, о чем свидетельствую данные за 2009 год – (-643 тыс. руб.), вызванные снижением объемов продаж по основной деятельности и увеличением управленческих расходов.
За 2010 год прибыль от продаж также выражалась в убытке в размере 3880 тыс. руб., что вызвано рядом факторов. Прибыль от продажи продукции в целом по ООО «ПромЭкология» зависит от таких факторов как: объем реализации продукции; ее структура; себестоимость и уровень среднереализационных цен.
Объем реализации продукции оказал отрицательное влияние на сумму прибыли, так как объемы продаж снизились. Кроме того, в структуре продаж увеличились продажи нерентабельных ранее видов товаров (вагонки, плинтусов и реек).
Увеличение удельного веса низкорентабельной (убыточной) продукции повлияло на общую сумму прибыли – она дополнительно снизилась.
Изменение себестоимости не повлияло на получение убытка, так как динамика себестоимости положительна, то есть, себестоимость снижается к концу 2010 года, что видно на графике 6.
Рис. 6. Динамика себестоимости ООО «ПромЭкология» за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Итак, в 2008 году себестоимость составляла 3292 тыс. руб., в 2009 году она снизилась и составила 2164 тыс. руб., а в 2010 году произошло незначительное её увеличение до 2420 тыс. руб.
Изменения себестоимости в 2009 году связаны с такими факторами, как снижение объемов продаж ООО «ПромЭкология» по таким позициям, как обрезная доска, вагонка. Незначительное увеличение себестоимости в 2010 году наряду с сохранением отрицательной динамики продаж связано со снижением цен.
Изменение себестоимости также повлияло на показатели прибыли от продаж. В частности, повышение себестоимости продукции ООО «ПромЭкология» можно рассматривать как отрицательный фактор.
Итак,
выяснено, что предприятие ООО
«ПромЭкология» в 2010 году вышло на такие
финансовые результаты, как увеличение
прибыли от продаж, снижение себестоимости,
рост активов и источников их финансирования.
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия
Проведем анализ составляющих общей и финансовой стратегии ООО «ПромЭкология».
1.
Проведем анализ общей и
Миссия ООО «ПромЭкология» - продажа качественной и экологичной продукции.
Финансовая стратегия, в целом, носит характер сохранения нынешней конкурентной позиции, то есть, направлена на поддерживание рентабельных видов бизнеса ООО «ПромЭкология», путем финансирования их из собственных источников средств.
В планах компании – освоить мебельное производство, что также не обойдено вниманием со стороны финансистов – происходит наращивание прибыли за счет основной и не основных видов деятельности. Однако в 2010 году ситуация ухудшилась, так как предприятием ООО «ПромЭкология» были получены отрицательные результаты за счет получения прочих расходов (были произведены чрезвычайные расходы на покрытие ущерба от хищения строительных материалов со склада предприятия в декабре 2010 года.)
Таким
образом, динамику чистой прибыли, как
фактор, влияющий на объем финансирования
можно представить в следующем виде
(см. рис. 7):
Рис.
7. Динамика чистой прибыли (убытка)
ООО «ПромЭкология»
за 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
Исходя
из данных рисунка, можно выделить следующее:
объем получаемых убытков не позволяет
реализовать расширенное
ООО «ПромЭкология» на момент 31.12.2010 г. Не может профинансировать из собственных средств ни один проект.
Однако это не лишает предприятие возможности осуществлять построение финансовой стратегии и планировать изменения в ходе осуществления деятельности.
Деятельность, связанную с построением финансовой стратегии на ООО «ПромЭкология», можно разделить на несколько основных этапов (рис. 8).
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (4).
Рис.
8. Деятельность по планированию
в ООО «ПромЭкология»