Стратегическое финансовое управление предприятием (на примере ООО "Промэкология")

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;

- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;

- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;

- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;

- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;

- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;

- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;

- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.

Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Стратегическое финансовое управление.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

     Разработка  финансовой стратегии предприятия  базируется на методологических принципах  концепции «стратегического управления». Концепция стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическое управление возникло на основе развития методологии стратегического планирования, которое составляет его основу.

     Главное отличие стратегического финансового планирования от долгосрочного заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций. В системе стратегического планирования идут от настоящего к будущему, заменяя экстраполяцию анализом перспектив предприятия.

     Методологической  основой при стратегическом подходе  являются системный и ситуационный подходы. Эти подходы отличает гибкость, адаптивность и маневренность [42, С.8].

     Разработка  эффективной финансовой стратегии предприятия обеспечивает:

     - формирование четкой взаимосвязи стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия;

     - возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами;

     - реализацию перспективных инвестиционных возможностей;

     - возможность снижения отрицательного воздействия факторов внешней среды на результаты деятельности предприятия;

     - выявление преимуществ и недостатков предприятия в финансовой деятельности в сравнении с его конкурентами.

     Таким образом, в связи с необходимостью принятия эффективных финансовых решений в рыночных условиях проблема выбора эффективной финансовой стратегии компании является актуальной задачей. 

     1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления

     Стратегическое финансовое управление приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно так же часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой.

     Структура стратегического финансового управления состоит из субъектов и объектов управления.

     Субъектами  стратегического управления являются руководство предприятия, сотрудники.

     Объектами стратегического управления являются финансовые показатели, направления  бизнеса, финансовые отношения и  т.п., то есть, все, что направлено на обеспечение реализации стратегии  предприятия в целом.

     В процессе стратегического финансового  управления разрабатывается стратегический план предприятия.

     Состав  разделов и показателей стратегического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

     В расширенном варианте стратегический план выражается в показателях бизнес – плана компании и содержит следующие разделы [36. С. 40]:

     1. экономическая эффективность производства;

     2. нормы и нормативы;

     3. производство и реализация продукции;

     4. материально-техническое обеспечение производства;

     5. персонал и оплата труда;

     6. издержки производства, прибыль  и рентабельность;

     7. инновации (техническое и организационное  развитие предприятия);

     8. инвестиции и капитальное строительство;

     9. охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

     10. социальное развитие коллектива;

     11. фонды специального назначения;

     12. финансовый план.

     Основу стратегического планирования составляет портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического планирования разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным в структуре стратегического планирования. Он устанавливает возможности предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу и оплате труда.

     Важное  место в структуре плана отводится  плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную  и экономическую политику предприятия  в планируемом периоде. Мероприятия  плана инноваций служат средством  обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемый объем инвестиций и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при отборе инновационных проектов.

     Объем инвестиционных ресурсов, которыми может  располагать предприятие в планируемом  периоде, обосновывается в плане  по фондам специального назначения (фонду  развития). Здесь также рассчитывается величина средств, направляемых на потребление, социальное развитие, природоохранные мероприятия, создание страховых резервов.

     На  основе мероприятий плана инноваций  формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов. План инноваций служит средством обоснования производственной мощности предприятия, необходимой для расчета производственной программы предприятия, поскольку мероприятия плана инноваций предусматривают ввод дополнительной мощности за счет нового строительства, расширения, технического перевооружения, реконструкции и модернизации основных фондов. Заключительным в структуре стратегического планирования является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.

     Разработка  стратегического планирования с указанной структурой возможна на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалифицированных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Известно, что чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнять, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности разделов плана, наличия в нем просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей. Поэтому многие предприятия стремятся сократить число планируемых объектов, увеличив при этом глубину проработки плановых решений [33. С. 60].

     Кроме того, неопределенность экономической  ситуации, отсутствие средств для  выполнения социальных, научно-технических, природоохранных и иных программ, неустойчивое финансовое положение, да и просто негативное отношение к планированию, сложившееся в переходный период к рыночной экономике, не стимулируют разработку плана по широкому кругу показателей и развернутой структуре. А это, в свою очередь, усугубляет ситуацию, вызывает штурмовщину, простои из-за неисправности машин и оборудования, отсутствия сырья и материалов, неритмичную поставку продукции и ухудшение экономического положения предприятий. Выход из этого положения может быть один — планирование производственно-хозяйственной деятельности по такой системе показателей, которая в наибольшей мере соответствует потребностям предприятия.

     Механизм  стратегического финансового управления реализуется посредством решения  следующих основных задач (см. рис. 1). 

 

     Рис. 1. Этапы и направления реализации финансовой стратегии на предприятии [21. C. 44] 

     Итак, из рисунка 1 видно, что процесс разработки финансовой стратегии представляет собой формирование системы управленческих решений, обеспечивающих подготовку, оценку и реализацию программы стратегического финансового развития компании. Этот процесс осуществляется в компании по следующим основным этапам:

     1. Определение периода формирования финансовой стратегии. На выбор периода формирования финансовой стратегии влияет ряд факторов: продолжительность выбранной корпоративной стратегии; динамика финансовых рынков, с которыми связана компания; общее состояние экономики страны и ее предсказуемость; динамика отрасли, в которой функционирует компания; размер компании, стадия ее жизненного цикла и др.

     2. Исследование факторов внешней финансовой среды, воздействующих на деятельность компании. В ходе такого исследования изучаются экономические и правовые особенности финансовой деятельности компании. На этом этапе также формируется прогноз по основным направлениям экономического развития страны, анализ и прогноз динамики финансовых рынков, изучается динамика макроэкономических показателей, государственная политика в отношении инвестиций, налогообложения, снижения рисков и т.д.

     3. Исследование факторов внутренней финансовой среды компании. В результате этого исследования оценивается финансовая политика компании по отдельным аспектам ее финансовой деятельности, особенности работы с поставщиками и покупателями, изучается особенность работы финансового блока компании, практика работы с рисками, оценивается общее финансовое положение компании. В результате этого исследования выявляются возможности компании в отношении формирования финансовых ресурсов, ее инвестиционные возможности, происходит оценка кадрового потенциала и информационной обеспеченности компании в отношении финансовой деятельности.

     4. Оценка текущей стратегической финансовой позиции компании. На этом этапе определяется возможность компании в отношении ее дальнейшего финансового развития с учетом уровня стратегического мышления менеджмента, собственников компании, с учетом уровня финансовой подготовки персонала. Оценивается, насколько персонал компании ориентирован на долгосрочную реализацию стратегии, каков уровень его информационной осведомленности в отношении динамики внешней финансовой среды. Изучается практика проведения финансового анализа в компании, изучаются особенности планирования, методы контроля.

     5. Разработка стратегических финансовых целей компании. На этом этапе происходит постановка стратегических целей, призванных достичь желаемого положения на рынке. Для достижения поставленных целей необходимо выбрать такие направления финансового развития компании, при которых будут максимально использоваться возможности и сильные стороны компании и снижено негативное воздействие угроз внешней среды воздействия. На данном этапе происходит выбор такой стратегии, которая обеспечит формирование достаточного объема финансовых ресурсов, приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности, эффективную инвестиционную деятельность и т.п.

     6. Моделирование финансовой деятельности и разработка целевых стратегических нормативов компании. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна быть конкретизирована в целевых стратегических нормативах. Для этих целей используется инструмент моделирования финансовой деятельности, при котором проводится анализ совместимости показателей, взаимоувязка их уровней, проверка возможности достижения поставленных целей. На этом этапе происходит выбор наиболее эффективной финансовой стратегии, призванной обеспечить реализацию корпоративной стратегии и достижение стратегических целей.

     7. Разработка долгосрочного финансового плана деятельности компании в виде прогнозного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. На основе информации, полученной на предыдущих этапах, осуществляется разработка долгосрочного финансового плана, что позволяет оценить имущественное и финансовое положение компании при достижении поставленных стратегических целей.

     8. Экономический анализ разработанной финансовой стратегии. Экономический анализ проводится на базе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, составленных на стратегический период. Он позволит выявить негативные тенденции развития компании, оценить уровень финансовых рисков, резервы для дальнейшего развития в стратегической перспективе.

     9. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе разработки и реализации финансовой стратегии, как правило, разрабатываются альтернативные решения, призванные поддержать основную финансовую стратегию в случае значительного изменения внешней финансовой среды. Такие решения представляют собой комплекс мероприятий по наиболее рискованным направлениям.

Информация о работе Стратегическое финансовое управление предприятием (на примере ООО "Промэкология")