Стратегическое финансовое управление предприятием (на примере ООО "Промэкология")

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;

- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;

- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;

- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;

- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;

- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;

- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;

- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.

Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Стратегическое финансовое управление.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

     10. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Контроль реализации стратегии может осуществляться посредством применения таких инструментов, как BSC (сбалансированная система показателей), KPI (ключевые показатели эффективности) и пр. Этот контроль строится по основным стратегическим целевым нормативам финансовой деятельности компании. [28. С. 3]

     Таким образом, Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.

     1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия

     Разработка  основных элементов финансовой стратегии базируется на результатах стратегического финансового анализа.

     Стратегический  финансовый анализ - это процесс  изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

     Конечным  продуктом стратегического финансового  анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности [27. С. 100].

     Одной из важнейших предпосылок осуществления стратегического финансового анализа является определение основных его объектов. Основными интегрированными объектами стратегического финансового анализа являются доминантные сферы (направления) стратегического финансового развития предприятия. Каждая из таких доминантных сфер должна быть разделена на отдельные сегменты, которые с различных сторон характеризуют особенности и результаты финансовой деятельности предприятия в рассматриваемом направлении.

     Основу  проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия отдельных факторов и условий среды его функционирования. Предметом изучения является финансовая среда функционирования предприятия - система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности. Следует выделять отдельные виды: внешнюю финансовую среду непрямого влияния; внешнюю финансовую среду непосредственного влияния; внутреннюю финансовую среду.

     Особенностью  осуществления стратегического финансового анализа является то, что он является не только ретроспективным, но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное состояние финансового потенциала предприятия под воздействием возможных изменений отдельных факторов и условий.

     Стратегический  финансовый анализ осуществляется в такой последовательности [18. С. 3]:

     1. На первом этапе проводится анализ внешней финансовой среды непрямого влияния. Он базируется на SWOT-анализе. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для финансового развития предприятия, которые генерируются на макроуровне. Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (то есть рассматриваются политико-правовая, экономическая, социокультурная, технологическая среды)

     По  результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непрямого влияния составляется „матрица возможностей и угроз".

     2. На втором этапе проводится анализ внешней финансовой среды непосредственного влияния. Он также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стратегического финансового анализа по этому виду среды функционирования предприятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.

     Целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансовых отношений  с предприятием: поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; покупатели готовой  продукции; кредиторы предприятия, предоставляющие различные формы  финансового кредита; инвесторы - институциональные и индивидуальные; страховщики; финансовые посредники.

     Результаты  оценки отдельных факторов рассматриваемой  финансовой среды методами SWOT-анализа  дополняются при необходимости  их оценкой методами портфельного (в  разрезе портфелей отдельных операций с контрагентами), сценарного или экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния составляется „матрица возможностей и угроз.

     3. На третьем этапе проводится анализ внутренней финансовой среды. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

     Следует отметить, в последние годы развитие этого подхода получило отражение  в SNW-анализе (сильная позиция, нейтральная  позиция, слабая позиция). Такой подход позволяет рассматривать нейтральную  позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятельность предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его состояния.

     Результаты  оценки отдельных факторов внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней финансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

     4. На четвертом этапе осуществляется комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. Она интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предприятия.

     5. На заключительном этапе стратегического финансового анализа по результатам модели стратегической финансовой позиции предприятия устанавливаются взаимосвязи между отдельными факторами внешней и внутренней среды.

     Эффективность стратегического управления может  оцениваться с помощью ряда показателей.

     Таблица 1

Показатели  оценки эффективности  финансовой стратегии  предприятия [38. С. 44]

Показатель Формула
1 2
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности
Общий показатель ликвидности баланса  

А1, А2, А3 — группы ликвидности в сруктуре активов.

П1, П2, П3 — группы пассивов по степени срочности.

 

     продолжение табл. 1

1 2
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс)
Коэффициент маневренности собственного капитала (Кмк)
Коэффициент автономии Ка)
Коэффициент оборачиваемости активов
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов
 

     Как видим из данных таблицы, существует множество показателей для оценки стратегической финансовой позиции  предприятия.

     Одним из важнейших методов разработки стратегии предприятия является стратегическое планирование. Содержание стратегического планирования заключается в следующем:

     1. Экономическая эффективность производства. В современных условиях развития производства, когда существенно увеличились его масштабы, усложнились хозяйственные связи и возрос научно-технический уровень, особое значение приобретает эффективное использование материально-технического и трудового потенциала предприятий. Исследования показывают, что производственные резервы имеются практически на каждом предприятии. Для их выявления и реализации составляется соответствующий раздел тактического плана.

     2. Нормы и нормативы. Нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным видам:

     - нормы затрат живого труда;

     - нормы затрат предметов труда;

     - нормы и нормативы использования средств труда;

     - нормы и нормативы движения (организации производства).

     Разрабатываемые в данном разделе плана нормы  и нормативы систематизируются  по видам, изделиям и направлениям в  соответствии с требованиями автоматизированной системы обработки данных.

     С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

     3. Производство и реализация продукции. Основными задачами данного раздела тактического плана являются определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и других материальных и трудовых ресурсов.

     План  производства и реализации продукции  является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разрабатывается в следующем составе:

     - производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении;

     - изменение остатков готовой нереализованной продукции;

     - баланс производственных мощностей и их использование.

     4. Материально-техническое обеспечение  производства. В данном разделе плана устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемые мероприятия по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база.

     В ходе составления плана материально-технического обеспечения должна учитываться экономия средств производства, достигаемая в результате снижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми. Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых: сырья и материалов, топлива и энергии, оборудования.

     5. Персонал и оплата труда. Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе составления плана по труду и персоналу определяются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.

Информация о работе Стратегическое финансовое управление предприятием (на примере ООО "Промэкология")