Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;
- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;
- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;
- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;
- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;
- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;
- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;
- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.
Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».
Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81
Содержание
Приложения……………………………………………………
Введение
Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.
Необходимо отметить, что финансовая стратегия - понятие относительно новое в науке и практике, и современная экономическая наука не имеет однозначного определения данной категории. При этом, по общему мнению зарубежных и отечественных исследователей, финансовая стратегия является частью общей стратегии развития предприятия и, соответственно, должна быть согласована с ее целями и направлениями.
Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия в настоящее время определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового и товарного рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения будут приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности функционирования предприятия.
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;
- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;
- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;
- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;
- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;
- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;
- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;
- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.
Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».
Предмет исследования данной дипломной работы – финансовая стратегия предприятия.
Методика исследования основывалась на изучении и обобщении накопленных знаний и опыта в отечественной практике, выполнении расчетно-аналитических работ по реальным данным предприятия с применением статистического и математического инструментария, специальных экономических приемов.
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы стратегического финансового управления предприятием – сущность, структура и механизм стратегического финансового управления, методы и инструменты.
Во второй главе проведен анализ финансовой стратегии ООО «ПромЭкология» - дана характеристика предприятия, оценены этапы построения стратегии и её эффективность.
В
третьей главе разработаны
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что важное место в структуре стратегического финансового плана отводится плану финансирования инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде.
1. Теоретические
и методические основы
стратегического финансового
управления предприятием
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия
Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации [7. С. 37].
Стратегия фирмы - система мер, рассчитанная на перспективу и обеспечивающая достижение, намеченных компанией конкретных целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
По форме стратегия - разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде планов, схем, графиков, таблиц, описаний и т.д.
По содержанию стратегия - модель действий, инструмент для достижения целей организации.
Таким образом, стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. От действующей стратегии зависит реализация потенциала организации; в свою очередь высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными наступательными.
Главной задачей разработки стратегии любой коммерческой организации является достижение конкурентных преимуществ и плановой рентабельности.
В общем виде стратегии классифицируют следующим образом:
- корпоративные, т.е. стратегии, являющиеся общими для организации;
- стратегии по направлениям деятельности организации (стратегии бизнеса). Например, сферой деятельности компании «Нестле» являются не только производство и продажа растворимого кофе, но и гостиничный бизнес, и производство конфет;
- функциональные стратегии (стратегии маркетинга, стратегия сбыта, стратегия исследований, стратегия управления персоналом, финансовая и т.д.).
С точки зрения автора работ в области стратегического планирования А. Чандлера, финансовая стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
С точки зрения другого автора, доктора экономических наук, профессора В.В. Ковалёва, стратегия – это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях [28. С. 44]
Наиболее полное определение данного понятия, на наш взгляд, сформулировано Л.В. Давыдовой, С.А. Ильминской: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его деятельности и способствующей реализации основной стратегической цели - максимизации благосостояния собственников» [39, С.4].
Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач, другими словами - достижение частных стратегических целей.
Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
Оперативная
финансовая стратегия - это стратегия
текущего маневрирования финансовыми
ресурсами, т.е. стратегия контроля
за расходованием средств и
-
валовые доходы и поступления
средств: расчеты с
-
валовые расходы: платежи
Такой
подход создает возможность
Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия, а именно:
- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности и использования резервов финансовым руководством предприятия;
- ранжирование и поэтапное достижение целей;
- соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
- объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени;
- создание и подготовка стратегических резервов;
- учет экономических и финансовых возможностей своих и конкурентов;
- определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизация основных сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых операций;
- маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
При разработке финансовой стратегии выделяют следующие приоритетные направления развития финансовой деятельности и, соответственно, подразделы финансовой стратегии [34, С.35]:
- стратегию финансовой безопасности предприятия;
- инвестиционную стратегию предприятия;
- стратегию формирования финансовых ресурсов предприятия;
- стратегию управления финансовой деятельностью предприятия.
Выделенные приоритетные направления главной финансовой стратегии предприятия должны получить свою конкретизацию в целевых стратегических нормативах.
В качестве них могут быть установлены: темпы роста чистого денежного потока; рентабельность собственного капитала; структура активов; финансовый леверидж; период оборота дебиторской и кредиторской задолженности.