Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ стратегического финансового управления предприятием, анализ финансовой стратегии предприятия на конкретном примере и разработка предложений по совершенствованию стратегического финансового планирования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансовой стратегии на предприятии;
- определить структуру и механизм стратегического финансового управления предприятием;
- выявить методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия;
- дать общую характеристику предприятия ООО «ПромЭкология»;
- провести оценку построения финансовой стратегии предприятия;
- дать оценку эффективности стратегического финансового управления;
- предложить разработку стратегического финансового плана ООО «ПромЭкология»;
- предложить меры оптимизации действующей финансовой политики предприятия на основе маркетинговых мероприятий.
Объект исследования данной дипломной работы ООО «ПромЭкология».
Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического финансового управления предприятием 6
1.1. Сущность и значение финансовой стратегии предприятия 6
1.2. Структура и механизм стратегического финансового управления 11
1.3. Методы разработки и анализа финансовой стратегии предприятия 19
2. Анализ финансовой стратегии развития предприятия на примере ООО «ПромЭкология» 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Оценка формирования финансовой стратегии предприятия 40
2.3 Оценка эффективности стратегического финансового управления предприятием 52
3. Совершенствование стратегического финансового управления предприятием ООО «ПромЭкология» 60
3.1. Разработка стратегического финансового плана предприятия 60
3.2. Оптимизация финансовой политики предприятия на основе внедрения маркетинговых мероприятий 66
Выводы и предложения 73
Список использованной литературы 76
Приложения…………………………………………………………………...81
2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации (5).
Результатом процесса планирования на ООО «ПромЭкология» является система планов. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов ООО «ПромЭкология», которую можно разделить на следующие элементы.
1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом ООО «ПромЭкология» (часто составляется на 5 лет вперед).
2.
Общефирменные планы,
3. Оперативные планы ООО «ПромЭкология»:
— общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
— текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
В
условиях инфляции, когда цены на продукцию
все время растут, оценка объема
выпуска продукции в
Таблица 3
Анализ объема выпуска продукции (планируемого к реализации) и фактической реализации продукции на ООО «ПромЭкология» в 2008 – 2010 гг., тыс. руб.
|
Данные таблицы 3 показывают, что по сравнению с предыдущим 2009 годом произошло снижение объема выпущенной продукции на 10976 тыс. руб.
При этом в 2009 году объем нереализованной продукции составлял 1321 тыс. руб., а в 2010 году – уже всего 7 тыс. руб., то есть, в планах предприятия было снижение объемов деятельности и продаж, о чем свидетельствует небольшой разрыв между планируемой продукцией на продажу и реально реализованной.
3.
Контроль результатов. На этом
этапе происходит сравнение
На
данном этапе, выявив отклонения от плана,
ООО «ПромЭкология» разрабатывает
мероприятия по реализации оставшейся
части продукции с целью
Так,
например, на оставшуюся произведенную,
но не реализованную продукцию
Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планового процесса в ООО «ПромЭкология».
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности ООО «ПромЭкология».
На ООО «ПромЭкология» для реализации стратегической цели происходит и бизнес – планирование. Процесс бизнес - планирования на ООО «ПромЭкология» состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 9) – анализ, оценка среды, выбор стратегии, подготовка стратегического плана, реализация его и контроль результатов.
Рис.
9. Процесс бизнес - планирования
в ООО «ПромЭкология»
в 2010 г.
Итак, опишем процесс бизнес – планирования, происходящий в ООО.
Первый этап. ООО «ПромЭкология» проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения ООО «ПромЭкология».
Для
стратегического планирования, в
том числе, в сфере финансов, проводится
оценка сильных и слабых сторон организации.
Таблица 4
Оценка сильных и слабых сторон ООО «ПромЭкология» за 2010 год
Сильные стороны |
|
Слабые стороны |
|
На основании таблицы 4 можно заключить, что основным преимуществом ООО «ПромЭкология», обеспечивающим ему большое количество клиентов, в том числе и постоянных, является высокое качество выпускаемой продукции, обеспечивающееся тем, что в ООО «ПромЭкология», с первых дней её основания, большое место уделяется строгому соблюдению технологии сушки и обработки древесины.
Слабой стороной предприятия ООО «ПромЭкология» является то, что в настоящее время рынок стройматериалов достаточно насыщен и среди предприятий Казани и республики, производящих и реализующих строительные материалы из древесины имеет место существенная конкуренция. В Казани и Республике до 60% продаж этой продукции приходится на мелкие и средние компании, и спрос обладает низкой эластичностью.
Для наиболее успешного развития ООО «ПромЭкология» необходимо и дальше определять слабые и сильные стороны , а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы (оценить угрозы и возможности предприятия).
Таблица 5
Угрозы и возможности ООО «ПромЭкология» в 2010 году
Угрозы |
|
Возможности |
|
Как видим, основной угрозой для реализации финансовой стратегии предприятия ООО «ПромЭкология» в 2011 году являются возможные потери от появления новых конкурентов, повышение цен от поставщиков и т.п.
Второй этап. Стратегический анализ. ООО «ПромЭкология» сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Одним из вариантов развития стратегии ООО «ПромЭкология» является то, что предлагается организовать производство элитной мебели из массивной древесины, которую можно будет продавать в сегменте элитных товаров.
План закупки оборудования представлен в таблице 6.
Таблица 6
План закупки оборудования ООО «ПромЭкология» для реализации проекта производства элитной мебели на 2011 – 2012 год, тыс. руб.
Наименование оборудования | Стоимость, тыс. руб. |
2011 г | |
Фрезерный станок (2 шт.). | 2241 |
Вакуум | 249 |
Компрессор | 267 |
Станок шлифовочный | 569 |
Пресс (2 шт.) | 612 |
Электроинструмент | 185 |
Станок распиловочный простой | 550 |
Расходы на монтаж оборудования | 438 |
Итого | 5111 |
2012 г | |
Склад | 1424 |
Итак, видно, что необходимо закупить оборудование и помещения на сумму 5111 тыс. руб. в 2011 году и 1424 тыс. руб. в 2012 году.
В
следующем разделе будет
Сбыт продукции будет осуществляться ограниченному числу производственных предприятий соответствующего профиля, с большинством из которых ООО «ПромЭкология» уже наладило отношения. Поэтому сбыт будет иметь строго прогнозируемый характер и будет осуществляться в виде плановых контрактных поставок.
Третий этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты, например, план продаж и себестоимости продукции.
Таблица 7
План продаж и себестоимости продукции предприятия ООО «ПромЭкология» на 2011-2012 гг., тыс. руб.
Наименование показателей | 2011 г | 2012 г |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг | 55400 | 60200 |
Полная себестоимость продажи товаров, продукции, работ и услуг | 51260 | 56100 |
Прибыль (убыток) от продаж | 4140 | 7810 |
Итак, в видно, что в планах компании повысить объемы продаж, выручку, следовательно, повысится и себестоимость продукции. В результате, планируемая прибыль на 2011 год – 4140 тыс. руб., а на 2012 год – 7810 тыс. руб.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
На предприятии составляется также план ликвидации основных средств.
Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от не нужных ООО «ПромЭкология» элементов, то есть которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.
Таблица 8
План ликвидации неработающих основных средств на предприятии ООО «ПромЭкология» на 2011 год